4 класс. Развитие речи. Урок 2
Практическое задание к уроку 2 по развитию речи в 4 классе.
Работа с текстом
Солнечный день в самом начале лета.
Я брожу неподалёку от дома в берёзовом перелеске. (1) Всё кругом будто купается, плещется в золотых волнах тепла и света. (2) Надо мной струятся ветви берёз. (3) Листья на них кажутся то изумрудно–зелёными, то совсем золотыми. (4) А внизу под берёзами на траве тоже, как волны, бегут и струятся лёгкие синеватые тени. (5) И светлые зайчики, как отражение солнца в воде, бегут один за другим по траве, по дорожке. (6)
Солнце и в небе, и на земле… (7) И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной. (8) И вдруг из этой солнечной дали мне послышался знакомый лесной голосок: «Ку–ку, ку–ку!…» (9)
(По Г. Скребицкому)
1. Прочитай текст. Определи стиль текста.
3. Определи главную тему текста.
Нужно ценить окружающую природу.
4. Объясни выражение «струятся ветви берёз».
Ветки берёзы ниспадают словно волны.
5. Запиши, с чем сравнивает автор синеватые тени под берёзами.
6. Вставь слова, используя текст, чтобы предложения имели смысл.
Вся природа купается в золотых волнах тепла и света. Стволы молодых берёз сверкают ослепительной белизной.
7. Укажи главное слово в словосочетании.
х Светлые зайчики х сверкает белизна х бежать вдаль х отражение солнца х солнечное отражение х молодые берёзки.
8. Выпиши из второго абзаца предложение, содержание которого соответствует рисунку.
И становится так хорошо, так весело, что хочется убежать куда–то вдаль, туда, где стволы молодых берёзок так и сверкают своей ослепительной белизной.
9. Разбери слова по составу.
10. Спиши, раскрывая скобки.
Дорога свернула в берёзовый перелесок. Мы с товарищами зашли в густую чащу. Вдруг послышался голос кукушки. Совсем рядом застрекотал кузнечик. Как здесь хорошо!
11. Выпиши из первого предложения словосочетание — имя существительное с именем прилагательным. Определи падеж имени прилагательного.
в берёзовом (П. п.) перелеске.
12. Определи границы предложений. Спиши, вставляя пропущенные буквы.
З е лёной л и ствою одеты д е ревья. Пахнет гр и бами и спелой з е мл я никой. Громко п о ют птицы. Под д е ревьями в л е су рыщ у т звери.
13. Выпиши из текста два имени существительных в дательном падеже.
по траве, по дорожке
14. Вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова. Отгадай, что это?
Над р е кой (рéчка) ост а новился (встать)
Шар воздушный, з о л о той (зóлото, позолóченный).
А потом за лесом скрылся,
Пок а чавшись (кáчка) над в о дой (вóдный).
15. Составьте и запишите план текста.
Выпишите все словосочетания из каждого предложения?
Выпишите все словосочетания из каждого предложения.
Мы перебрались через лесной овраг и вышли в светлый березовый лесок.
Я жил на берегу моря и ловил рыбу.
Давно уже незаметно поднялся и рассеялся туман над рекой.
Вы перешли к вопросу Выпишите все словосочетания из предложения?. Он относится к категории Русский язык, для 10 — 11 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Что такое корень слова?
Упражнение 130
Найдите однокоренные слова. Как вы их определили? Объясните лексическое значение каждого из этих слов.
Ответ:
Однокоренные слова: осиновый, осинник, осинки, осины, подосиновики.
Я определил эти слова по корню, в котором заключено общее лексическое значение всех слов.
Лексическое значение:
1. Осиновый — что-либо из осины.
2. Осинник — осиновый лес или перелесок.
3. Осинки — молодые деревья осины.
4. Осины — лиственные деревья рода тополей, с зеленовато-белой гладкой корой.
5. Подосиновики — съедобные грибы с красной или коричнево-красной шляпкой, растущие преимущественно в лиственных лесах, особенно в осинниках; красный гриб.
Выпишите однокоренные слова. Выделите в них корень. Подчеркните в корне непроверяемую орфограмму.
Ответ:
Упражнение 131
Найдите однокоренные слова. Объясните их лексическое значение. Какая часть в каждом из однокоренных слов «хранит» общее лексическое значение всех однокоренных слов?
Ответ:
Однокоренные слова: лес, лесок, лесные, лесистые.
Лексическое значение:
1. Лес — множество дикорастущих деревьев, расположенных на большом пространстве; пространство, обильно поросшее деревьями.
2. Лесок — уменьшительно-ласкательное к слову лес.
3. Лесные — что-либо находящееся в лесу.
4. Лесистые — обильно поросший лесом, богатый лесом.
Общее лексическое значение всех однокоренных «хранит» корень -лес-.
Выпишите однокоренные слова и выделите в них корень.
Ответ:
Разбор предложения
1. Предложение: Мы вышли в светлый березовый лесок.
2. О чём говорится в предложении? (О нас). В предложении слово мы отвечает на вопрос кто? Значит, слово мы — подлежащее.
3. Что говорится о подлежащем, о нас? (Вышли). Слово вышли отвечает на вопрос что сделали? (Мы (что сделали?) вышли). Значит, слово вышли — сказуемое.
4. Подлежащее (мы) и сказуемое (вышли) — главные члены предложения.
5. Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: вышли (куда?) в лесок. Второстепенный член предложения, который поясняет друг член предложения: лесок (какой?) светлый. Второстепенный член предложения, который поясняет друг член предложения: лесок (какой?) березовый.
6. В предложении три словосочетания: вышли в лесок, светлый лесок, березовый лесок.
1. Предложение: Долину окружали лесистые горы.
2. О чём говорится в предложении? (О горах). В предложении слово горы отвечает на вопрос что? Значит, слово горы — подлежащее.
3. Что говорится о подлежащем, о горах? (Окружали). Слово окружали отвечает на вопрос что делали? (Горы (что делали?) окружали). Значит, слово окружали — сказуемое.
4. Подлежащее (горы) и сказуемое (окружали) — главные члены предложения.
5. Второстепенный член предложения, который поясняет подлежащее: горы (какие?) лесистые. Второстепенный член предложения, который поясняет сказуемое: окружали (что?) долину.
6. В предложении два словосочетания: лесистые горы, окружали долину.