Составляем орфографический словарь
Ответ:
Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их правильном написании.Мы обращаемся к орфографическому словарю, когда не знаем, как писать то или иное слово. Чтобы не допустить ошибку, мы ищем слово в словаре и узнаем о написании.
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарьНа прашлагодние ашибкиСматреть мне трудно бес улыпки.Пишу я лучче многих в классе.Мне падарил падарок Вася:Мы изучяли весь енварьАрфаграфичиский славарь.
Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится исправить самостоятельно, то загляните в орфографический словарь!
Ответ:
Прашлагодние — про́шлый, значит, прошлогодние.Ашибки — словарное слово, правильно — ошибки.Сматреть — смо́трите, значит, смотреть.Бес — предлог, который пишется только с буквой «з»; правильно — без.Улыпки — улыбаться, значит, улыбки.Лучче — лучший, значит, лучше.Падарил — приставка по-, значит, подарил.Падарок — приставка по-, значит, подарок.Изучяли — правописание ча-ща, значит, изучали.Енварь — словарное слово, значит, январь.Арфаграфичиский — словарное слово, значит, орфографический.Славарь — сло́во, значит, словарь.
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
Ответ:
Правописание безударных гласных в корне слова: ветря́к — ве́тер.Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков: куб — кубы.Непроизносимый согласный в корне: солнце — солнечный.Удвоенные согласные: класс, лассо, суббота.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
Ответ:
Правописание безударных гласных в корне слова: для того, чтобы понять, какую гласную букву следует писать в слове, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная в корне стояла под ударением.Ветря́к — ве́тер.Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков: для того, чтобы понять, какую согласную следует писать в слове, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после глухого согласного стоял гласный или сонорный.Дуб — дубы, зуб — зубной.Непроизносимый согласный в корне: для того, чтобы понять, пишется ли непроизносимый согласный в данном слове, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после непроизносимого согласного стоял сонорный или гласный.Солнце — солнечный, здравствуй — здравие.Удвоенные согласные: написание удвоенных букв в слове следует запоминать или проверять в орфографическом словаре. При переносе слов с удвоенным согласным, нужно делать так, чтобы одна буквы оставалась на одной строке, а другая — на другой.Суббота: суб-бота.
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
звезда герб сердце подъезд огурецскворец узкий солнце съезд одежда
Ответ:
Первая группа — правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.Вторая группа — правописание парного по глухости-звонкости согласного.Третья группа — правописание непроизносимого согласного.Четвертая группа — правописание разделительного твердого знака после приставки, оканчивающейся на согласный.Пятая группа — правописание непроверяемого безударного гласного.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма.
Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Ответ:
Орфографический словарь слов с проверяемой гласной в корне словаАвари́йныйБерёза, бережо́кВоро́на, варе́никГоловы́, гнезде́, гроза́Дома́Ело́выйЗо́лото, зелёный, земля́Истощи́ться, истори́ческийКоса́, колосо́кЛесно́й, лоша́дкаМетёлка, мячи́Ночле́г, носоро́гОсе́нний, орли́нныйПшени́цы, пожелте́ли, пчела́Рожо́к, росы́Стари́к, село́Трава́, тесни́тьУходи́ть, урони́л умоля́тьХобото́кЦвето́кЧистота́
ГДЗ к теме Словосочетание
Что такое словосочетание?
Упражнение № 57. Прочитайте. Спишите, подчеркните основу предложения.
В поле созрела густая пшеница.
• Выпишите из предложения подлежащее с второстепенным членом, который его поясняет. Поставьте вопрос от подлежащего к зависимому слову.• Выпишите из предложения сказуемое с второстепенным членом, который его поясняет. Поставьте вопрос к зависимому слову.
Ответ:
Из чего состоит словосочетание?
Упражнение № 58. Прочитайте. Спишите предложение.
Жёлтые листья закружились в воздухе.
• Назовите основу предложения. Подчеркните её.• Назовите словосочетания. Какое слово в каждом словосочетании является главным, а какое – зависимым?
Ответ:
Упражнение № 59. Прочитайте.
Весело стрекочут длинноусые кузнечики.
• Спишите. Подчеркните основу предложения: подлежащее и сказуемое.• Выпишите из предложения словосочетания.
Ответ:
Упражнение № 60. Прочитайте.
Ранней весной на лесных проталинках расцветут голубые подснежники.
• Спишите. Подчеркните главные члены предложения.
• Выпишите словосочетания.
Подснежники (какие?) _____________ .Расцветут (где?) _____________ .Расцветут (когда?) _____________ .На проталинках (каких?) ______________ .Весной (какой?) _______________ .
Ответ:
Упражнение № 61. Прочитайте стихи А. Громовой.
Усталое солнце по небу гуляет.4Ленивая туча над лесом скучает.На сонной берёзе щебечут синицы.4Спит ветер игривый средь поля пшеницы.
• Какое настроение вызывают эти стихи? (Ощущение покоя, тишины)• Назовите слова, которые употреблены в переносном значении.• Спишите. Подчеркните основу каждого предложения. Выпишите из любого предложения словосочетания.
Ответ:
Упражнение № 62. Прочитайте.
1. Солнце скрылось; вечернее солнце; скрылось за деревьями. 2. Чёрный дятел; дятел уселся; уселся на ствол; на ствол сосны. 3. Он долбил; долбил звонко; долбил дерево; сухое дерево.
• Какие пары слов составляют предложения, а какие – словосочетания? Найдите в словосочетания главное и зависимое слова. Поставьте вопрос к зависимому слову.• Составьте предложения из данных пар слов и запишите. Подчеркните в каждом предложении основу.
Ответ:
Упражнение № 63. Рассмотрите в репродукцию картины Василия Дмитриевича Поленова «Золотая осень».
• Что изобразил художник на картине? Какими вы увидели реку? Её берега? Заливные луга, уходящие к горизонту? Деревья и их осенний наряд? Землю?• Создалось ли у вас впечатление, что вы видите осенний пейзаж как бы сверху? Что вам запомнилось в картине?• Составьте небольшой рассказ по картине. Запишите составленный текст.
Ответ
-
Назад
-
Вперёд
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):
Прочитайте. Докажите, что каждая пара слов — это однокоренные слова.
о? а?
С..лить, с..лёный; к..рмить, к..рмушка; б..льной, заб..леть; д..лёкий, д..леко; м..лчать, м..лчун; в..рить, в..ренье; ск..зать, переск..зать; с..сновый, с..сна.
е? и? я?
Св..тить, св..тильник; п..сьмо, зап..сать; пч..линый, пч..ла; уд..влять, уд..вительный; з..рно, з..рновой; пл..сать, пл..сунья.
- Подберите для каждого однокоренного слова проверочное.
- Запишите однокоренные слова так: сначала проверочное, затем проверяемые слова. Выделите в них корень.
О б р а з е ц. (Соль) солить, солёный.
№195 учебника 2023-2024 (стр. 99):
Прочитайте. Озаглавьте текст.
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник. Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха1 быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника. Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
В. Бианки
- Определите тему и главную мысль текста.
- Выделите в тексте три части соответственно плану:
- Одинокий скворечник.
- Прощальная песенка.
- В далёкий путь.
Напишите изложение текста по плану.
№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):
Слова являются однокоренными, если у них общий корень по буквам и смыслу.
Ответ
№195 учебника 2011-2022 (стр. 105):
Все пары слов являются однокоренными, поскольку у них общий корень по буквам и смыслу.
(Корм) кормить, кормушка; (боль) больной, заболеть; (дальний) далёкий, далеко; (молча) молчать, молчун; (вар) варить, варенье; (сказка) сказать, пересказать; (сосны) сосновый, сосна.
(Свет) светить, светильник; (письма) письмо, записать; (пчёлы) пчелиный, пчела; (диво) удивлять, удивительный; (зёрна) зерно, зерновой; (пляска) плясать, плясунья.
№195 учебника 2023-2024 (стр. 99):
Заголовок: Прощальная песня.
Тема: скворцы перед перелётом.
Главная мысль: Скворцы прощаются с родным домом.
Выделим три части:
Одинокий скворечник.
Осень. Поредела на берёзах листва. Сиротливо качается на голой ветке скворечник.
Прощальная песенка.
Вдруг прилетели два скворца. Скворчиха1 быстро скользнула в птичий домик. Скворец сел на веточку и тихонько запел. Песня закончилась. Скворушка вылетела из скворечника.
В далёкий путь.
Птицы прощались с родным домиком. Весной они опять прилетят сюда. А теперь им пора в далёкий путь.
Скворчи́ха — 3 слога, 9 букв, 9 звуков.
с — звук согл., глухой парный, твёрдый парный;
к — звук согл., глухой парный, твёрдый парный;
в — звук согл., звонкий парный, твёрдый парный;
о — звук гласный, безударный;
р — звук согл., звонкий непарн., твёрдый парный;
ч — звук согл., глухой непарн., мягкий непарный;
и — звук гласный, ударный;
х — звук согл., глухой непарн., твёрдый парный;
а — звук гласный, безударный.
- ← Предыдущее
- Следующее →