Литературное чтение
Крылов Иван Андреевич
* * *
Иван Андреевич Крылов родился в Москве. Ваня был очень старательным и любознательным ребёнком. Он без помощи учителей овладел русским языком и математикой, изучил французский и итальянский языки.
Крылов переводил стихи и прозу, великолепно знал литературу, интересовался театром. Более тридцати лет он, проработал в Петербургской публичной библиотеке.
Но самое главное — он написал огромное количество великолепных басен.
Басни Ивана Андреевича Крылова любят и взрослые, и дети.
В чём же его успех? Секрет прост: Крылов очень любил и уважал людей, хотел, чтобы они стали лучше. Басни его высмеивают не людей, а их пороки: жадность, глупость, наглую самоуверенность.
Знаешь ли ты, что Иван Андреевич Крылов был замечательным чтецом своих басен? Он читал их удивительно просто и искренне; вернее даже, он не читал басни, а рассказывал, как бы беседуя со своими слушателями, непосредственно обращаясь к ним. Поэт выставлял своих басенных героев в смешном свете и вносил тем самым долю юмора, доброты и тепла при рассказывании.
Постарайся и ты прочитать басни так, как читал их сам автор — замечательный русский баснописец Крылов.
Проверяем свои знания
-
В чём секрет басен И. Крылова? Обсудите с другом.
- В каких источниках (книгах, энциклопедиях, Интернете) можно найти информацию о Крылове?
Ворона и Лисица
Уж сколько раз твердили миру,
Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,
И в сердце льстец всегда отыщет уголок.
Вороне где-то Бог послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь,
Позавтракать было совсем уж собралась,
Да позадумалась, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близёхонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр — Лисицу сыр пленил.
Плутовка к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит
И говорит так сладко, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за шейка, что за глазки!
Рассказывать, так, право, сказки!
Какие пёрышки! какой носок!
И верно, ангельский быть должен голосок!
Спой, светик, не стыдись! Что, ежели, сестрица,
При красоте такой и петь ты мастерица, —
Ведь ты б у нас была царь-птица!»
Вещуньина с похвал вскружилась голова,
От радости в зобу дыханье спёрло, —
И на приветливы Лисицыны слова
Ворона каркнула во всё воронье горло:
Сыр выпал — с ним была плутовка такова.
Проверяем свои знания
-
Почему Крылов говорит, что лесть вредна, ведь каждому приятно слышать о себе хорошие слова?
-
Почему на роль льстеца выбрана Лисица, а её доверчивой слушательницей стала Ворона? Как изображает Лисицу Крылов? Прочитай слова, характеризующие её.
-
Как разговаривает Лисица с Вороной? Найди ласковые слова, с которыми Лисица обращается к Вороне. Например: «голубушка», «шейка»… Как Крылов передаёт радость Вороны от льстивых слов Лисицы?
-
Соответствуют ли льстивые слова намерениям Лисицы? Почему эта история случилась с Вороной? Как Лисице удалось достичь своей цели?
-
Обсудите с другом. Как баснописец относится к Вороне и Лисице:
-
с завистью:
-
с любовью;
-
с нежностью;
-
с состраданием;
-
с юмором;
- с восхищением?
Почему ты так думаешь?
-
-
Прочитай басню выразительно. Какую интонацию ты выберешь? Как будешь читать льстивые слова Лисицы: в каком темпе, с какой интонацией, какие слова, по твоему мнению, следует особо выделить голосом?
- Выучи одну из басен наизусть.
Мартышка и Очки
Мартышка к старости слаба глазами стала;
А у людей она слыхала,
Что это зло ещё не так большой руки:
Лишь стоит завести Очки.
Очков с полдюжины себе она достала;
Вертит Очками так и сяк:
То к темю их прижмёт, то их на хвост нанижет,
То их понюхает, то их полижет;
Очки не действуют никак.
«Тьфу пропасть! — говорит она: — и тот дурак,
Кто слушает людских всех врак:
Всё про Очки лишь мне налгали;
И проку на волос нет в них».
Мартышка тут с досады и с печали
О камень так хватила их,
Что только брызги засверкали.
К несчастью, то ж бывает у людей:
Как ни полезна вещь, — цены не зная ей,
Невежда про неё свой толк всё к худу клонит;
А ежели невежда познатней,
То он её ещё и гонит.
Проверяем свои знания
Почему слова Очки и Мартышка написаны с большой буквы? Можно ли по названию определить, о чём будет произведение?
Обрати внимание на те действия, которые совершала Мартышка с Очками. (Соответствуют ли эти действия тому, что обычно делают с очками?) Прочитай выразительно, как Мартышка примеряла Очки.
Почему Мартышка решила, что люди её обманули?
Подумай, почему баснописец выбрал для своей басни именно Мартышку.
В чём комичность ситуации? Что тебя в басне забавляет, смешит?
Прочитай слова автора (мораль басни)
Важен ли этот вывод для нас? Понял ли ты, кого называют невеждой?
Подумай: если бы в басне не было морали, можно было бы догадаться, какие недостатки людей высмеиваются в ней?
Обсудите с другом, похожи ли между собой слова невежда и невежа. Объясни смысл каждого из них.
Зеркало и Обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка, — говорит, — кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у неё ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на неё хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть». —
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.