Урок 35 Как устроен наш язык Обстоятельство
Сравни предложения. Дети вернулись домой. Дети вернулись домой из похода. Дети вернулись домой из похода вечером.
Можно ли согласиться с таким высказыванием: «В третьем предложении содержится самая полная и точная информация: куда и когда вернулись дети, где они были»?
Упражнение 1. Прочитай текст. Замени вопросы подходящими по смыслу словами. Получившийся текст запиши в тетрадь. Я возвращался (откуда?) и шёл (где?) сада. Собака бежала впереди меня. Я взглянул (куда?) и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал (откуда?) и сидел (как?). Моя собака (как?) приближалась к нему. (По И. Тургеневу)Слова для справок: неподвижно, с охоты, по аллее, из гнезда, медленно, на дорожку.
Главными или второстепенными членами предложения являются пропущенные в предложениях слова? Второстепенными.Как ты думаешь, что они называют и для чего нужны в предложении?
Второстепенный член предложения, который обозначает, как совершается действие (Ребята играли дружно.), когда совершается действие (Он гулял вечером.), где совершается действие (Мы гуляем в саду.), по какой причине совершается действие (Она зевает от скуки.), с какой целью совершается действие (Я купил мяч для игры.), называется обстоятельством.Обстоятельство подчёркивается так: _ . _ . _ . _ . А теперь запомни считалочку, которая поможет тебе всегда верно задавать вопросы к обстоятельствам в предложении: Где? Куда? Когда? Откуда? Почему? Зачем? и Как?
Упражнение 2. Прочитай записанные парами вопросы и ответы. Как ты думаешь, к какому члену предложения заданы вопросы? Найди лишнюю пару. Объясни, почему она лишняя.1. Проливной дождь шёл когда? — Проливной дождь шёл ночью.2. Где набухли почки? — На тополях набухли почки.3. Дети поедут когда? куда? — Дети поедут завтра за город.4. Сухой камыш шуршит почему? — Сухой камыш шуршит от ветра.5. Дорожка шла к аллее откуда? — Дорожка шла к аллее от беседки.6. Вера любит какое мороженое? — Вера любит шоколадное мороженое.7. Охотники грелись где? — Охотники грелись у костра.8. Мальчик читает как? — Мальчик читает выразительно.Запиши в тетрадь ответы на вопросы 2, 3 и подчеркни члены предложения.
Упражнение 3. Спиши предложения. Письменно задай вопрос к обстоятельству.Образец. Палатка намокла (почему? по какой причине?) от дождя.Охотник возвратился из леса. В воскресенье пришли гости. Ученики прилежно занимаются.
Упражнение 4. Определи, на какие вопросы отвечают обстоятельства, которые называют:место действия; время действия; причину действия; цель действия; каким образом совершается действие.
Обстоятельства обозначают, где, как, когда, почему, зачем происходит действие, значит, описывают действие более точно, конкретно.
Упражнение 5. Прочитай. Выпиши из предложений сочетания сказуемых с обстоятельствами. Письменно задай вопросы.Образец. В июне вечерние зори догорают медленно. когда? как? ↷ ↷догорают в июне; догорают медленно На холме стоит старинная усадьба. Вокруг дома расположен густой парк. Это Михайловское. По аллеям парка часто гулял Александр Сергеевич Пушкин. В соседнем домике жила няня поэта.
-
Назад
-
Вперед