Анализ стихотворения алексея толстого «вот уж снег последний в поле тает…»

ГДЗ Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь 1 Ефросинина А К Толстой Вот уж снег послед В тексте есть строка Юный лес, в зелёный дым одетый Объясните её смысл

Композиция

Строение этого стиха, то есть его композиционная структура основаны на принципе контрастности. Лирический текст состоит из 4 строф.

Первая строфа посвящена теме прихода весны. Лирический герой замечает самые первые приметы скорого наступления чудесного периода года, которого так ждут и люди, и окружающая природа. Это такие признаки, как расцветающий колокольчик, последний снег, клик прилетевших с юга на родину журавлей.

В следующей строфе говорится о том, как радуется весне лес и все в природе, и это состояние природного мира невольно передается и лирическому герою, тоже нетерпеливо ждущем наступления теплых вешних дней.

Третья строфа  строится на контрасте — противопоставлении восторженно ликующей природы и сердечным переживаниям человека. Этот контраст усиливается вопросами, которые задает герой своему неведомому собеседнику.

Четвертая строка посвящена описанию трудной жизни подруги лирического героя, которому понятна причина ее душевных  терзаний и печали. Она хочет лишь оказаться в родном краю и не разделяет радостное настроение всей окружающей природы и лирического героя.

Идиллия вешнего пейзажа – природного пробуждения – контрастирует с внутренней дисгармонией подруги или возлюбленной лирического героя.

Жанр, размер, направление

Рассматриваемое произведение представляет собой сочетание пейзажной лирики с дружеским посланием. Поэт напрямую, без посредников, повествует читателям о скором наступлении долгожданной весны, о теплых ясных вешних деньках  и при этом обращается к неизвестному близкому человеку, которому в тот момент очень нелегко.

В стихе Толстой использовал размер – четырехстопный хорей.

При создании этого произведения  поэт работал в направлении «чистого искусства». Толстой не включал в свою лирику вопросы политики, философии, социума, старался показать пробуждение весенней природы, ее красоту и гармоничность.

4) Составь текст на тему «Люблю природу русскую. Зима».

Пример текста «Люблю природу русскую. Зима» для 2 класса

Вариант 1

Как красива русская природа!

Особенно волшебна она в зимнюю пору.

Везде летают белоснежные снежинки, земля укрыта снеговым ковром.

Ни пройти, ни проехать – большие сугробы остановили городскую суету.

Мороз пощипывает лицо и разукрашивает в красные тона.

Все окна покрыты его искусными рисунками. Красота!

Детишки во дворе слепили огромного снеговика, который весело улыбается всем прохожим.

Играют в снежки и забавно хохочут.

Их звонкий смех метель разносит по всей округе.

Потом ребятишки бегут на крутую, запорошённую снегом, горку, подымаются на самый верх и с восторгом скатываются на саночках.

Детский смех, белоснежные снежинки, хрустальный иней…

Не зима, а настоящая волшебная сказка!

Вариант 2

Я очень люблю зиму.

Мне не страшен ни холод, ни снег.

Наоборот, я первым выбегаю на улицу и радуюсь первому снегу.

Кто-то любит жару и лето, а я снежную зиму.

Может быть оттого, что родился я именно зимой.

Мы очень часто гуляем зимой в лесу.

Сложно передать эту красоту словами.

Как только выпадет снег, мы сразу собираемся и идём на прогулку.

Тишина и величие заснеженной природы поражает.

Кажется, что время остановилось.

Такая тишина и спокойствие царит в этом месте.

Моё любимое занятие это искать на снегу следы разных животных.

В этом году я с нетерпением жду первого снега и наших традиционных прогулок.

Краткие биографии поэтов для презентации:

  • Николая Некрасова
  • Евгения Баратынского
  • Самуила Маршака
  • Валерия Брюсова
  • Сергея Есенина
  • Александра Пушкина
  • Бориса Пастернака
  • Константина Бальмонта

_______

Стихотворение «Слон»

1. Что необычного в изображении слона?

Необычным является то, что маленький мальчик смог усадить в клетку большого слона.

На самом деле такого не бывает и не может быть.

Поэтому такие слова автора удивляют и забавляют.

Весёлая история про слона для 3 класса.

Маленькая Оля пошла с родителями в цирк на представление.

Клоуны, фокусники, жонглёры, обезьяны и тигры, голуби и змеи.

Столько там всего интересного было!

Но наибольший восторг девочки вызвал красивый, талантливый слон.

Он так прелестно танцевал и играл в мяч, что Оля привстала и не садилась все его выступление.

А когда оно закончилось, девочка громко заплескала в ладоши и уверенно сказала: «Я заберу его себе!».

Так она и сделала.

Отвезла слона к бабушке в деревню и осталась у неё жить на всё лето.

Слон стал для Оли настоящим другом.

Они вместе рисовали, играли в мяч, ходили на речку, помогали бабушке убирать грудку.

Когда закончились каникулы, Оля хотела отвести слона в школу.

Но, к сожалению, ей отказали.

Директор сказал, что в их школе учатся только дети, и он не может сделать такого исключения.

Оля расстроилась, но ничего поделать не могла.

Она отвела слона обратно в цирк.

Каждый день после школы девочка бегала навещать своего друга.

Оля не пропустила ни единого выступления своего любимого слона.

Всегда поддерживала и переживала за него, чтоб невзначай он не забыл движений танца, либо не упустил с хобота мяч.

Но талантливый слон никогда не подводил ожиданий своей подруги.

Когда Оля выросла, также стала цирковой артисткой.

Теперь она намного больше времени проводила со слоном.

Все их выступления проходили на ура.

Оля чувствовала себя самой счастливой на свете.

Вот такая бывает крепкая дружба!

Главными героями прочитанных произведений являются животные.

В них присутствуют и люди.

Таким образом, автор хочет показать нашу связь с животным миром, научить правильно с ним обходится, ценить, уметь любоваться и замечать столь прекрасные особенности каждого животного.

Такая мысль присутствует в каждом стихотворении этого раздела.

К тому же все они забавные, весёлые, пронизаны лёгкостью и добротой.

Саша Чёрный пишет простым непринуждённым языком, что позволяет легко запоминать его стихи.

Он с теплотой и трепетом относится к животным и это очень заметно.

Автор называет их ласковыми словами, жалеет и восхищается ими.

Ответы к Страница (ы) 176. Стихотворение «Полевые цветы» И.А. Бунин

Дорогие заморские цветы Бунин изображает так: «пышно цветут дорогие цветы, нежны и сладки из тонкие запахи, листья и стебли полны красоты… их не пугают метели холодные, бурные грозы и свежесть ночей».

Полевые цветы автор описывает такими словами: «их возрастила весна благовонная в зелени майских лесов и лугов, видят они небосклона простор, таинственный вечных созвездий узор золотой, веет от них красотою стыдливою, сердцу и взору родные они». Полевые цветы милее сердцу поэта, так как они впитали в себя само небо, звезды, они нежны, трогательны и хрупки, потому что их выращивали не специально, не культивировали в них силу, мощь, равнодушное отношение к условиям обитания. Поэт тоскует именно о хрупких, непритязательных, но таких родных полевых цветах.

3. Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясни.

Такие цветы – воплощение детских воспоминаний поэта, поэтому они особенные. Их нельзя вырастить в любую пору года, ведь их рождает весна. Естественность, неповторимость, красота и скромность, стыдливость и нежность – все то, что привлекает автора в полевых цветах. Этого нет в заморских цветах, в них нет той самой истинной жизни.

Стихотворение «Воробей»

1. Перечитай первые четыре строчки стихотворения. Каким ты представил себе воробья?

Уже с первых строк произведения, я вижу крошечное, немного неуклюжее, серенькое существо.

Эпитет даёт мне возможность нарисовать в воображении цвет воробья, и его характерные черты: увёртливость, неуловимость, скорость.

Ведь мыши именно так выглядят и ведут себя.

«Глазки — бисер» говорит о том, что воробей имел малюсенького размера и блестящие, как стёклышка, глазки.

Если автор обратил на них внимание, значит они очень яркие, и являются «изюминкой» маленькой птички. Автор использует ритмичные, обрывисты фразы «прыгай», «ну-ка»

Автор использует ритмичные, обрывисты фразы «прыгай», «ну-ка».

Это показывает, как воробей передвигается неуверенно, делает небольшие прыжки.

«Ещё немножко» описывает характер воробья, который насторожённо относится к человеку и поэтому не решается близко к нему подойти.

«Фурх!» показывает, что птичка быстро и неожиданно взлетает.

3

Как поэт относится к воробью? Обрати внимание, как он его называет

Автор с теплотой и трепетом обращается к маленькой птице.

Он ласково называет воробья пичужка, хочет с ним дружить.

Злится на снег, который «обижает» птичку.

В конце стихотворения поэт расстроен и возмущён, что воробей улетел.

Можно сказать, он даже обижен на него за это.

Выразительные средства

Чтобы передать эмоциональность стихотворения, его настрой, Толстой употребляет в тексте традиционные выразительные средства и приемы:

  • Эпитеты – «снег последний», «теплый пар», «юный лес», «зеленый дым», «родному краю», «земной вечны».
  • Метафоры – «в душе так мрачно», «на сердце тяжело», «синий кувшинчик».
  • Олицетворения – «Юный лес, в зеленый дым одетый, теплых гроз нетерпеливо ждет», «И зовут друг друга журавли», «Все любит и поет», «весны дыханием согрето».

Кроме упомянутых средств, А. Толстой использует также и такие художественные приемы, как риторические вопросы, обращение «мой друг».

Познакомившись с этой поэтической работой автора, можно утверждать, что поэт мастерски изображает природу своего родного края, использует роскошную, насыщенную палитру красок, наделяет все свои образы ярким колоритом: весну рисует теплой и ласковой, ей радуется вся природа и многие люди, лирического героя – человеком наблюдательным, чутким, понятливым и добрым. Героиню же он показывает нам несчастной девушкой или женщиной, которую вешняя природная краса совсем не радует из-за ее душевных терзаний и неволи. Если бы не контраст в эмоциональном настрое стихотворения и не появление в нем печальной незнакомки, которой не до восхищения и любования весенней природой, можно было бы назвать этот стих гимном наступающей весне.

Ответы к Страница (ы) 177. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги…» И.А. Бунин

1. Что произошло в зеленом ельнике? Как ты понял? Расскажи.

Олень спасался от смерти, за ним гнались охотники с собаками. О том, что речь идет о спасении, можно понять по последним строкам произведения.

4. Сделай словесную иллюстрацию к произведению Бунина «Густой зеленый ельник у дороги…».

На краю дороги раскинулся ельник. Все вокруг занесено снегом. На снегу виды следы оленя.  Тропинка из следов уводит вглубь ельника. По следам видно, что олень убегал от погони, а за ним гнались собаки. 

5. Попробуй восстановить текст стихотворения Бунина по рифмам:

Сегодня целый день играеВ траве последний мотылекИ, точно белый лепесток.На паутине замирает,Пригретый солнечным теплом; Сегодня так светло кругом…

Прочитав эти строки, можно представить себе летний день на лугу, вокруг мелькают бабочки и мотыльки, запутываясь и застывая в паутине, повисшей на кустарниках и деревьях.

История создания

Алексею Толстому было суждено влюбиться в Софью Миллер. На тот момент она была замужем. Такие отношения были запретными в свете, и поэтому вся петербургская элита потеряла интерес к одаренному поэту и отвернулась от него. Но не только светское общество отвернулось от графа, с Алексеем Николаевичем прекратили общение даже его родные и самые близкие товарищи.  По этой причине графская карьера могла не сложиться, такое положение вещей действовало угрожающе на его общественное и служебное положение.

Поэтому из-за такой неблагоприятной ситуации Толстой решил перебраться на жительство в свое родовое поместье и прекратить встречаться с возлюбленной. Их отношения и ситуацию вокруг них еще больше осложнило и то обстоятельство, что любимой женщине в течение семи лет не удавалось оформить развод с мужем.

Стихотворение Алексея Толстого «Вот уж снег последний в поле тает…» было завершено в 1856 г. Тогда поэт и Софья уже находились в разлуке, поэтому оно имеет печальный настрой. Граф отлично знал, что его возлюбленная испытывает еще большие трудности, чем он сам, так как женщина не могла покинуть северную столицу и терпела от всех унизительные насмешки.

Анализ стихотворения » Вот уж снег последний в поле тает» Толстого

Пейзажная зарисовка Алексея Константиновича Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» в финале становится исповедью лирического героя.

Стихотворение написано в 1856 году. Его автору в это пору исполнилось 39 лет, он находится на придворной службе, флигель-адъютант. Однако службой он тяготится и несколько лет спустя выйдет в отставку. А. Толстой публикует поэзию и прозу, пробует свои силы в качестве драматурга, совершает крымское путешествие, наконец, влюблен. Впрочем, брак этот устроится не сразу, а после преодоления многочисленных препятствий. В этот же период поэт опасно заболел тифом, ухаживая за друзьями, подхватившими ту же болезнь. По жанру пейзажная лирика с философским подтекстом, по размеру – хорей с перекрестной рифмовкой, 4 строфы, рифмы открытые и закрытые. Интонация переменная: сперва сердечная, светлая, затем жалобная. Лирический герой – сам автор. В 1 четверостишии поэт рисует наступление весны. Лексика стихотворения нейтральная, живая, местами возвышенная. Образы классические: тающий снег на полях, пар от земли, готовой к пахоте, нежные колокольчики проглядывают то тут, то там, возвращаются журавли. «Лес в зеленый дым одетый»: метафора, подчеркивающая любование поэта открывшейся перед его взором извечной картиной пробуждения природы. Во 2 строфе – несколько олицетворений: одетый лес ждет, весны дыханием, все любит и поет. Кажется, что герой присоединяется к ликующей природе. Вот и небо «ясно и прозрачно», а звезды светлы. Однако в 4 строфе появляются первые разочарованные ноты с риторическим вопросом: в душе мрачно, на сердце тяжело? Внутренняя дисгармония разрушает идиллию пейзажа. Наконец, прямое обращение: грустно жить тебе. Своего собеседника он называет «другом». Из контекста становится ясно, что обращаться он может как к собственной душе, так и к женщине: отлетела б ты. Отчаяние наводит мысли о бессмысленности жизни и весны. «Родному краю»: возможно двоякое толкование. Край загробного мира или действительно сызмальства любимые места, всегда напитывающие душу надеждой. Предпосылки такого состояния души следует искать в биографии А. Толстого. Избранница его сердца замужем, но в браке несчастлива. Полюбив графа А. Толстого, она пытается уйти, однако муж затягивает дело с разводом. Восстает против этих скандальных отношений и мать поэта, мнением и спокойствием которой он так дорожил. Только ее смерть позволила этой паре воссоединиться.

В черновике стихотворения А. Толстого «Вот уж снег последний в поле тает» сохранилось финальное четверостишие, снятое при публикации. В нем влюбленные вместе покидают жестокий мир, надеясь встретиться в вечности.

Образы и символика произведения

В стихотворении А. Толстого мы наблюдаем следующие образы:

  • Лирический герой. Мы можем утверждать, что этот образ наделен чуткостью и состраданием. Герой наблюдателен, он понимает, что происходит в душе другого человека, что друг, к которому обращены его слова, мучается и страдает, что он испытывает грусть и печаль. Герой говорит читателям о том, как влияет мир природы на состояние человеческой души. Но той, как мы понимаем далее, девушке или женщине очень тяжело психологически, и ее не радует оживленное, счастливое состояние просыпающейся весенней природы. Ей безразлична прелесть чудесной весны, потому что героиня несчастлива и от этого печальна и грустна. Женщине больше всего в тот момент хочется оказаться родимом краю, а весна ее совсем не радует.
  • Весна. Этот образ счастливый и радостный. Весна – долгожданное и всеми желанное время года. Оно несет и природе, и людям веру, надежду на светлое будущее. Но в тексте весна не может оживить душу глубоко несчастного человека. Он готов, не раздумывая, променять ликование природы на спокойную жизнь в родном краю. Для него земная весна не становится весной душевной, расцвета души не происходит.
  • Лирическая героиня. Созерцая красоты вешней природы, в то же время лирический персонаж видит, что женщина, к которой он потом обращается, совсем не рада наступающей весне. Она пребывает в большой печали, и ничего ее не может вывести из такого гнетущего состояния. Лирическую  героиню не очаровывает весна и не вызывает ее восторга и восхищения. Всему виной  невыносимые условия жизни женщины, и потому ей очень хочется попасть на родину. Может быть, это какая-нибудь деревенька, где женщина могла бы скрыться и где вынужден был жить сам автор, избегая осуждения высшего общества и стараясь не компрометировать свою возлюбленную в глазах света. Возможно поэтому, в произведении о том ничего не сказано, даже нет намека на их связь, любовные отношения.  Только обратившись к биографии поэта, читатели могут сопоставить некоторые факты из его жизни и понять скрытый смысл стихотворения.

Когда Толстой работал над этим произведением, он не ведал, как сложится его дальнейшая жизнь и что спустя 7 лет они с Софьей вступят официально в брак, несмотря на осуждения света.

Сергей Александрович Есенин. Стихотворение «Черёмуха»

В этом произведении мне понравились строки о зелени, которая сияет в серебре.

После прочтения я сразу представляю весеннюю траву, которая утром серебрится на солнце из-за утренней росы.

Читая эти строки, я представляю молодую черёмуху, на которой появляются первые цветочки.

Их извивистая форма напоминает кудри.

А также я представляю майское солнце, которое освещает прекрасное дерево.

Ведь именно в мае черёмуха распускается.

4. Как ты думаешь, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?

Я думаю, поэт хотел показать, что у природы есть своя определённая жизнь.

Она по-своему интересна и необычна.

Природа общается между собой, в данном случае ручей напевает черёмухе песни.

У них свой язык, своя культура, свои занятия и увлечения.

Их нельзя сравнить с человеческими, но при этом, природа тоже живая.

Благодаря произведению Есенина, я представляю всю красоту ветвей черёмухи, её соцветий;

чувствую духмяные запахи, которые создаёт молодое дерево;

слышу звон кристально чистого ручейка; наблюдаю за ярким, тёплым солнцем.

Прекрасная картина!

Подсказка:

  • Краткая биография Сергея Есенина для презентации
  • Краткая биография Саши Черного для презентации
  • Краткая биография Александра Блока для презентации

_______

Итоговая проверка выразительности чтения подготовленного текста

Вариант I

Хвост

(Чукотская сказка)

Идет белый медведь по ущелью, голову
опустил: третьи сутки в рот ничего не брал, еле
ноги переставляет. Смотрит, под горой лиса сидит
и что-то ест.
– Что ты, лисонька, ешь?
– Хвост, – отвечает лиса.
– Хвост? Какой хвост?.. Что-то я не понимаю.
– А тут и понимать нечего. Свой хвост.
– Свой?
– Ну да!
– А как же ты без хвоста жить будешь?
– Глупый ты! – рассмеялась лиса. – Хвост не
камень – отрастет. Ты его сколько ни ешь, а он
опять такой же будет… Мне не впервой!
– Вот оно как, – удивился медведь. – И почему я
этого раньше не знал?
– Потому и голодаешь, что не знал…
Обрадовался медведь, что наконец поест,
потянулся к своему хвосту и так хватил острыми
зубами, что почти весь его оторвал.
С тех пор и остался медведь без хвоста.

(127 слов)

Подготовь выразительное чтение.

1. Прочитай. Определи жанр и тему,
главную мысль сказки.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай. Определи тон и темп чтения, укажи
логические ударения и паузы.
4. Поупражняйся в выразительном чтении и оцени
свое чтение.

Вариант II

Подготовь выразительное чтение.

1. Познакомься с содержанием
стихотворения.
2. Прочитай про себя каждую строфу, определи
тон и темп чтения, укажи логические ударения и
паузы.
3. Определи задачу чтения.
4. Выполни тренировочное чтение и проведи его
самооценку.

Вариант III

Воробьишко

(Отрывок)

Пудик не верил маме; он еще не знал, что
если маме не верить, это плохо кончится.
Он сидел на самом краю гнезда и во все горло
распевал стихи собственного сочинения:

Пел, пел – и вывалился из гнезда, а
воробьиха за ним, а кошка рыжая, зеленые глаза –
тут как тут.
Испугался Пудик, растопырил крылья, качается на
сереньких ногах и чирикает:
– Честь имею, имею честь…
А воробьиха отталкивает его в сторону, перья у
нее дыбом встали – страшная, храбрая, клюв
раскрыла, в глаз кошке целит.
– Прочь, прочь! Лети, Пудик, лети на окно, лети…
Страх приподнял с земли воробьишку; он
подпрыгнул, замахал крыльями – раз-раз, и – на
окне!
Тут и мама подлетела – без хвоста, но в большой
радости, села рядом с ним, клюнула его в затылок и
говорит:
– Что, что?
– Ну, что ж! – сказал Пудик. – Всему сразу не
научишься! А кошка сидит на земле, зеленые глаза,
– и сожалительно мяукает:
– Мя-аконький такой воробышек, словно мы-ышка,
мя-увы…
И все кончилось благополучно, если забыть о том,
что мама осталась без хвоста.

(А.М. Горький)

Подготовь выразительное чтение.

1. Прочитай текст. Подумай, о чем
говорится в отрывке.
2. Определи задачу чтения.
3. Перечитай текст. Определи тон и темп чтения
каждой части.
4. Выполни тренировочное чтение и его
самооценку.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: