Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы» в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: познакомить с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.
Оборудование: портрет и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина. Выставка иллюстраций к ним.)
Ill. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно стихотворение.
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
От ресниц нависнул в очи
Серебристый пух,
Тишина холодной ночи
Занимает дух.
Ветер спит, и все немеет,
Только бы уснуть;
Ясный воздух сам робеет
На мороз дохнуть.
А. Фет
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно).
IV. Актуализация знаний
— О каком времени суток говорит нам автор?
— Докажите, что это ночь.
— Откройте учебники на с. 8—9. Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему.
— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?
— Кто автор стихотворения? (А.С. Пушкин.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
(Чтение стихотворения «Зимний вечер» учителем или прослушивание записи.)
— Значение каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?
ВЕРЕТЕНО — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.
КРОЕТ — покрывает.
ЛАЧУЖКА — небольшая старенькая избушка.
ОБВЕТШАЛАЯ КРОВЛЯ — старая, разрушающаяся крыша.
— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури. (Звуки , , .)
— С кем и с чем поэт сравнивает бурю? (Он сравнивает ее со зверем и с ребенком.)
— К кому обращается поэт? (Он обращается к своей няне.)
— Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью? (К своей няне поэт относится с нежностью и любовью.)
— Каким настроением проникнуто все стихотворение? Какие рифмы находит А.С. Пушкин, чтобы передать свое настроение в этот зимний вечер?
— Прочитайте стихотворение выразительно. (Выразительнее чтение учащимися.)
— Сравните два стихотворения Пушкина — «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? (Нет, по настроению они неодинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное на всем протяжении.)
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Чем занимались на уроке?
Домашнее задание
Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А.С. Пушкина. (По желанию — выучить наизусть.)
Как проходят уроки с ГДЗ по литературному чтению за 3 класс учебник Климанова
В третьем классе ребята рассматривают произведения отечественных и зарубежных писателей, анализируют их, проходят важные темы, связанные с литературой. Преподаватель знакомит своих подопечных с биографий авторов, выступает проводником по творческому пути «гениев пера». Благодаря решебнику под редакцией указанных авторов-составителей ребята почувствуют уверенность в своих знаниях. ГДЗ – полезное приобретение для электронной библиотеки каждого малыша, желающего иметь пятерку за год по литературе. Совместная практика сулит множество побед на образовательном поприще находчивому пользователю самоучителя. Для наглядного знакомства с курсом гуманитарной дисциплины обсудим несколько интересных параграфов из содержания учебно-методического комплекта:
- Детский фольклор.
- Особенности волшебной сказки.
- Летописание.
Электронный ресурс станет для третьеклассников опорой и поддержкой на практике по литературе. Самоучитель полезен каждому школьнику, вне зависимости от способностей или прошлых успехов на образовательном поприще. Троечники, благодаря наличию ГДЗ в электронной библиотеке, легко наверстают пробелы в знаниях, чтобы в дальнейшем идти «в ногу» со школьной программой, радуя преподавателя прекрасным ориентированием в материале. Отличники в команде с ГДЗ упростят познание литературы, сделают освоение науки более приятным и продуктивным мероприятием. В особенности это относится к подготовке домашних заданий. Эта утомительная обязанность займёт меньше времени. Ребята успеют отдохнуть перед школой. Это улучшает работоспособность на занятиях.
Исследование текста
Основная идея пейзажной лирики великого русского поэта весьма проста: вокруг нас во все времена года существует нечто прекрасное. Необходимо найти возможность его видеть и воспринимать со всем этим волшебством.
Образы в литературных произведениях
Далее Пушкин описывает великолепный спокойный день. На этом контрасте явнее заметны преимущества погожего дня перед тёмной ночной вьюгой. Персонаж под тёплыми лучами солнца получает прилив жизненных сил, характеристика его настроения — герой влюблён и счастлив.
Настроения свежего доброго утра легко передаются читателю, эта положительная картина явна предстаёт перед глазами. Появляется желание находиться в уютном помещении в тепле с горящей печью. В ближайших планах отправится на прогулку в санях, подышать морозным прохладным воздухом, полюбоваться сказочными пейзажами. Из-за чистоты и ослепительно белого цвета снега небесная высь кажется голубой. Стволы деревьев контрастируют на фоне ледяного блеска, они похожи на темнеющие вдали острова.
Выразительные средства
В стихе о морозном утре присутствуют различные выразительные приёмы, к примеру:
- луна, словно бледное пятно;
- возлюбленая героиня, как звезда Севера.
Третья строфа вся в свете погожего дня. Небеса окрасились в голубое, снег лежит ковром. Всё это приносит счастье. Утром заметно то, что было сокрыто от взора в прошлую метель. Лесная чаща прозрачна, река сияет под коркой льда, ели зеленеют, мерцает иней. Как точно изображены все мелочи, каков образ русской зимы, как наблюдателен автор!
В четвёртой строфе комната залита янтарным блеском, печь радостно потрескивает, играя роль семейного очага. Действительно, можно увидеть янтарный отсвет огня из печи и услышать хруст просушенных и объятых пламенем дров. В произведении сравнения очень точны и живописны, перед читателем предстаёт цельная картина прекрасного морозного дня.
У великого русского поэта написано множество стихов о природе, эти два литературных произведения о российской зиме наполнены выразительными красками и яркими образами. Они выделяются в пейзажной лирике живописными сценами и общим мелодичным тоном. Стихотворения легко запоминаются читателем и остаются навсегда любимыми сердцу и душе.
Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.
На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.
Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.
В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.
В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.
Преимущества готовых домашних заданий
- Сокращает время, необходимое для выполнения домашних заданий: имея доступ к готовым ответам и решениям, ученики могут быстрее выполнять задания по литературному чтению.
- Помогает понять правильные ответы: при выполнении домашних заданий могут возникнуть вопросы или неопределенности, и его использование позволяет получить точные ответы на эти вопросы.
- Улучшает понимание прочитанного материала: содержит объяснения и пояснения к ответам, что помогает ученикам лучше понять прочитанный материал и усвоить ключевые концепции.
- Повышает уверенность: имея доступ к верным ответам, ученики могут чувствовать себя более уверенно в своих знаниях и способностях, что может помочь им в дальнейшем обучении.
- Способствует повышению успеваемости: использование нашего сервиса позволяет ученикам быстрее и более эффективно выполнить домашние задания по литературному чтению, что может привести к улучшению их успеваемости в этом предмете.
- Развивает навыки самостоятельной работы: требует от учеников самостоятельности и ответственности за свое обучение, что способствует развитию этих навыков в целом.
Придумать небылицу
Придумать небылицу — это творческое задание, которое развивает у детей речь, воображение, фантазию, творческое мышление.
Сочиняя самостоятельно, эти качества ребенок у себя вырабатывает. Нашим детям очень нравится самим придумывать небылицы, это приносит им радость и удовольствие.
Небылицы, придуманные детьми очень интересны, помогают понять внутренний мир ваших детей, много эмоций, придуманные герои как будто пришли к нам из другого мира, мира детства. Очень забавно выглядят рисунки к этим сочинениям.
На странице представлены короткие небылицы, которые придумали школьники к уроку литературного чтения в 1-3 классе. Если у детей не получается сочинить что то самим, то предложите им самостоятельно придумать начало, конец или продолжение такого сочинения.
Небылицы, придуманные детьми.
Наша Маша молодец –В небе ловит огурец.Помидоры ловит в мореИ бросает это Боре.
Коля, Коля, Николай,Он запрыгнул на трамвай.На трамвае борщ хлебалИ на козочку упал.Коля козочку прогнал,В волосах своих застрял.
Даша в театр собиралась.Умывалась, одевалась:Ласты на ножки,На голову рожки.В руки портфель.Побежала быстро в дверь.
Наша Яна невеличка,Спать ложится в рукавичкуУтром просыпается,Снегом умывается.
Летит Настя на метле,Звёзды ловит на земле,Бусы делает себе.Собирается на бал,Скоро будет карнавал
Злой кабан сидел на веткеГрыз орехи и конфеткиЛимонадом запивалВдруг охотника он увидалКабан крыльями взмазнулИ на марс перепорхнул
У нас во дворе
Вышла я погулять во двор нашего дома и вижу, едет на велосипеде собака и мяукает. Посмотрела вверх, летят две кошки, крыльями машут и чирикают.
Пошел зайка в магазинОн купил там лимузинИ катает он в лесуВолка, белку и лису!
Путаница
Летела кошка на метлеМимо мужикаОн сидел на сосне и кричал «Спартак»Дело было в январе.Первого июня.Жарко было, аж замерзИ одел он шубу
Как то летним вечерком,В середине марта,Прилетел к нам котик в домИ упал на партуА под партой жили мышки-Пучеглазые мартышки.Мышки кошку увидалиЗарычали, зажужжалиКошку из дома прогнали
Однажды осенью на березе выросли яблоки.На березу прилетели индюки. А наш кот, который сидел на балконе, рассказывал индюкам сказку. Индюки сидели и слушали кота, ели яблоки.
Не деревьях макароныКаркают: «Карр-карр»И Ку-Ку кричат ватрушки —Наши зимние игрушки.А под деревом на грядкеРастут конфеты, шоколадки.Вот такой волшебный лес,Полный сказок и чудес.
На ёлке вырос ананас,Вот наш маленький рассказ.
Мышки бегали по веткамИ поели все конфетки.Детки в гости к ним пришлиИ конфетки не нашли.
В морозный чудный летний деньМы пошли купаться!Взяли лыжи, круг и санкиЧтобы развлекаться.Мы весело плескались в воде и на пескеИ в шубах загорали с сосульками в руке.
Вечером пошла я в лесЧтобы скинуть лишний вес.Вижу я — на ветке белкаЕст акулу из тарелки.Прилетела к ней лисаРассказать про чудеса:«Видела, что слон летаетИ со звёздами болтает.С каждой он поговорилИ все звёзды погасил».Белка с ней не согласиласьИ чуть с ветки не свалилась.Я на это посмотрелаИ скорей домой поспела.
Кот играет на трубе,Заяц плавает в ведре,Стрекоза варила смех,С неба падал к верху мех.
Белка села на луну,Крокодил гулял в саду,В огороде рос кокос,А забор нам сел на нос.
Заяц крылышками машет,Воробей нам землю пашет,Рыба громко так смеется,Солнце на лугу пасётся.
Дело было зимой. Повсюду цвели сады. Птицы улетали на юг.Было очень холодно, поэтому Дима и Саша пошли на речку купаться. Там они увидели рыб, которые ловили на удочку рыбаков. На речке было весело и все плакали. Дети следили за тем, чтобы их родители не утонули. Дима и Саша набрали много грибов и пошли домой варить варенье.
Докучные сказки для детей
Загадки про школу для 1 класса
Как придумать докучную сказку. 3 класс. Чтение
Моя любимая буква А — проект для 1 класса
Зимний вечер
Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя, То по кровле обветшалой Вдруг соломой зашумит, То, как путник запоздалый, К нам в окошко застучит. Наша ветхая лачужка И печальна и темна. Что же ты, моя старушка, Приумолкла у окна? Или бури завываньем Ты, мой друг, утомлена, Или дремлешь под жужжаньем Своего веретена? Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя; где же кружка? Сердцу будет веселей. Спой мне песню, как синица Тихо за морем жила; Спой мне песню, как девица За водой поутру шла. Буря мглою небо кроет, Вихри снежные крутя; То, как зверь, она завоет, То заплачет, как дитя. Выпьем, добрая подружка Бедной юности моей, Выпьем с горя: где же кружка? Сердцу будет веселей.
Стихотворение Зимний вечер А.С.Пушкин написал в 1825 году, в селе Михайловском, куда он был сослан после южной ссылки.
На юге Пушкина окружали яркие картины природы — море, горы, солнце, многочисленные друзья и праздничная атмосфера.
Оказавшись в Михайловском, Пушкин внезапно ощутил одиночество и скуку. К тому же в Михайловском выяснилось, что родной отец поэта взял на себя функции надсмотрщика, проверяя переписку сына и контролируя каждый его шаг.
В поэзии Пушкина дом, семейный очаг всегда символизировал защиту от жизненных невзгод и ударов судьбы. Создавшиеся же натянутые отношения с семьей вынуждали поэта уходить из дома, проводя время у соседей или на природе. Это настроение не могло не отразиться на его стихах.
В первой строфе поэт рисует картину снежной бури. Кружение вихрей, завывание и плач ветра создает настроение тоски и безысходности, враждебности внешнего мира. Во второй строфе Пушкин противопоставляет внешнему миру дом, но дом этот плохая защита — ветхая лачужка, печальная и темная. И от образа героини — старушки, сидящей неподвижно у окна, также веет грустью и безысходностью. И внезапно, в третьей строфе появляются светлые мотивы — желание побороть уныние и безысходность. Пробудить от сна уставшую душу. Появляется надежда на лучшую жизнь. В четвертой строфе опять повторяется картина враждебного внешнего мира, которой противопоставляется внутренняя сила лирического героя. Главная защита и спасение от жизненных невзгод и потрясений — не стены дома, а внутренние силы человека, его позитивный настрой, говорит в своем стихотворении Пушкин.
Одиночество в Михайловском , так угнетавшее поэта, имело и положительные стороны. Позже поэт будет вспоминать это время с любовью, и желать вернуть его назад. В тишине и покое, на природе поэта посетило вдохновение, обострились чувства и рождались новые яркие образы, великолепные краски и эпитеты, которые мы встречаем, например, в его описаниях картин природы. Примером является стихотворение Зимнее утро.
-
Итоговое сочинение лень двигатель прогресса обломов
-
Сочинение судьба человека в годы вов
-
Сочинение культура поведения в семье
-
Сочинение мой будущий дом на казахском
- Сочинение лицемерие горе от ума