Урок литератуного чтения в 3-м классе по теме «К.Д. Бальмонт. «Золотое слово»»
- организовать учебную деятельность учащихся по дальнейшему ознакомлению с творчеством и биографией поэта К.Д. Бальмонта;
- создавать условия для видения красоты поэзии, для нахождения учащимися художественных особенностей произведения;
- организовать деятельность по развитию умения вести диалог, монолог;
- содействовать наработке у учащихся личностного отношения к природе.
1.Организационный момент.
1) Долгожданный дан звонок Начинается урок Все красиво дружно стали, Улыбнулись, подравнялись. Посмотрели на гостей, Поздоровались прилично, Чтоб учиться на “отлично”, Тихо сели за свой стол, Начинаем разговор
– А наш разговор мы начинаем со
2) Скороговорки: 5 ребят нашли у пенька 5 опят.
3) Тренировка памяти.
– Вспомните, из какого произведения эти строки:
“Солнце высоко, колодец далеко, жар донимает, пот выступает…”
(Сказка “Сестрица Алёнушка и братец Иванушка”)
“Выйди в чистое поле, в широкое раздолье, свистни три раза молодецким посвистом…”
“…в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные…”
(Былина “Добрыня Никитич”)
“…– Доливай, что в чаше осталось. Да вторую неси нам…И почуял он в себе здоровье богатырское…”
(Былина “Исцеление Ильи Муромца”)
“Увидишь в тереме окошко: на окошке стоит золотая клетка, а в клетке сидит “Жар-Птица””
(Сказка “Иван-царевич и Серый волк”)
“От его покрика, от его посвиста цветы и травы осыпаются, леса к земле прислоняются…”
(Былина “Илья Муромец и Соловей-разбойник”)
2.Проверка Д/Задания
- – Какое задание вы готовили дома
- – Вспомним, какие требования к чтению стихотворения мы знаем.
- Читай в 2 раза медленнее, чем разговариваешь;
- Читая, представляй, воображай то, о чем читаешь;
- Читай внятно, выразительно, учись слушать себя.
- Чтение учащимися стихотворения К.Д. Бальмонта “Осень”
Дополнительные вопросы: – Какая основная мысль этого произведения?
– Какие образные выражения нашли в стихотв.?
– Назовите приметы осени, описываемые в произв.
- – А сейчас немножко творческой работы : составим АКРОСТИХ на слово
- – Итог проверки домашнего задания:
– Молодцы, вы очень хорошо поработали.
3. Подготовка к изучению нового материала
– На первом уроке, когда мы только познакомились с поэтом К.Д. Бальмонтом, вы признались, что раньше не читали его стихов. И я попросила учащихся подготовить к этому уроку стихотворения, которых нет в учебнике.
- Стихотворение…вот об…этой птичке (рисунок). которую вы наверняка видели расскажет учащийся 1
– Что необычного подметил автор в этой птичке?
– Как её зовут? “Трясогузка”
Вспомните, где учился поэт?
К.Д. Бальмонт очень любил Москву, особенно весеннюю. Любил праздники с колокольными перезвонами. Об одном из них нам расскажет учащийся 2 .
– О каком празднике идёт речь?
– Что за синие цветочки появляются ранней весной?
В 1920 году поэт уехал жить во Францию и жил там, в Париже, до конца своих дней. За границей он очень тосковал по своей Родине – Москве.
Учащийся 4 – О Родине
Учащийся 5 – О Москве
(Под музыку: – Какие картины родной природы вы себе представили?)
4. Изучение нового материала
- – Давайте вспомним, как сказал о К.Д. Бальмонте другой поэт А. Блок
На доске: “…Поэт с утренней душой. Когда слушаешь Бальмонта– всегда слушаешь весну”
– Может кто-то догадается, о чём будем сегодня говорить на уроке?
– О ВЕСНЕ. А чтобы вам хотелось узнать о весне?
Чтение стихотворения вполголоса:
– найдите приметы весны (рисунки: лютика, одуванчика)
– Найдите красивые образные выражения.
ИГРА: а)1. стр. слова-предметы, т.е. имя существительное.
“Читает и находит” 2.стр. слова-действия, т.е. глагол.
3.стр. слова-признаки, т.е. имя прилагательное.
б) в течении 1-й мин. Учащиеся находят слова, ставим точку под словами.
в) сообщения детей о найденных словах “на ушко”
г) чтение вслух с похлопыванием (хлопок вместо найденного слова)
Что бы вы хотели улучшить в своём чтении?
– Творчество какого поэта мы изучали?
– А какие чувства вызвал у вас стих “Золотое слово” – Что захотелось?
8. Рефлексия.
– А сейчас мы возьмём нашего мишку, вспомним всё, что было сегодня на уроке и передавая игрушку по цепочке будем сообщать:
– Сегодня меня порадовало…
– Сегодня меня огорчило…
Проверим себя
Задание 1
Как ты думаешь, что общего в стихотворениях Саши Чёрного, А. Блока, С. Есенина? Выбери ответ:
- много интересной информации;
- поэты любят Родину, природу;
- стихи красиво написаны.
Ответ:
Поэты любят Родину, природу.
Задание 2
На какие группы по темам ты мог бы разделить прочитанные стихотворения? Объясни почему.
Ответ:
- Стихи о животных
- Стихи о детстве
- Стихи о природе
Стихи о животных — это произведения Саши Черного «Воробей» и «Слон», а также «Ворона»Александра Блока. В них авторы описывают повадки и настроения животных.
Стихи о детстве: «Что ты тискаешь утёнка?», «Слон»Саши Черного, «Сны» Александра Блока. Здесь описываются эпизоды, впечатления, сценки из детства. Стихотворение «Слон» можно отнести и к этой группе, так как оно основано на беседе ребенка со слоном. Причем, слон отвечает мальчику, что придает стихотворению оттенок сказочности.
К третьей группе относится стихотворение Сергея Есенина «Черемуха». Поэт описывает красоту родной природы, весенний пейзаж. Сюда же можно отнести и «Ворону» Александра Блока, так как в нем речь идет не только о птице, но и о наступлении весны. Ворона здесь — как бы элемент весеннего пейзажа.
Задание 3
Прочитай стихотворения. О чём они?Сравни слова, описывающие действия ветра. Каким ты представил ветер у М. Исаковского? А у Л. Квитко?
Рассмотри иллюстрации. Соотнеси их со стихотворениями. Опиши каждую иллюстрацию, используя слова из текста. Сделай вывод: одинаково или по-разному изображают авторы ветер. Подтверди своё мнение текстом.
Ответ:
Эти стихотворения о ветре.
У М. Исаковского описан легкий летний ветерок.
По ясному небу бегут легкие облака. Под высоким раскидистым деревом белеет маленький домик. Вдруг, откуда ни возьмись, прилетел легкий освежающий ветерок
Он зашелестел в кроне дерева, постучал в окошко дома, пробежал по крыше, затем осторожно вышел из калитки и улетел в поле
У Л. Квитко описан ураган.
По небу бегут мрачные тяжелые тучи. Ветер воет, грозно завывает и гнет деревья до самой травы. Он кружит в воздухе листья, сбивает с веток тяжелые спелые яблоки. Кажется, будто злобный ураган нарочно мешает прохожему идти: он яростно задувает в лицо и тащит шапку с головы.
Поэты по-разному изображают ветер. У М
Исаковского «осторожно ветер из калитки вышел». У Л
Квитко «ветер воет, завывает…».
Задание 4
Любишь ли ты поэзию или нет? Обоснуй свою точку зрения.
Ответ:
Я люблю поэзию. В стихах встречается много образных выражений, неожиданных сравнений, олицетворений. Они помогают по-новому взглянуть на привычные вещи и заметить то, на что раньше не обращал внимания.
Чтение стихов как бы оживляет, одухотворяет мир вокруг меня. Благодаря поэзии все, что меня окружает: явления природы, вещи, погода, пейзаж за окном — становится живым и чувствующим.
Под влиянием поэзии я стал бережнее относится к окружающему миру, стал более чутким и внимательным. Я стал лучше чувствовать и понимать настроения людей, сопереживать им.
Об учебнике литературное чтение 3 класс часть 2 Климанова, Горецкий, Голованова
Сам учебник литературное чтение 3 класс часть 2 Климанова, Горецкий, Голованова оформлен следующим образом. На обложке нарисован мальчик, который плывет на корабле с парусами, в корабле множество книг, которые они видимо должен прочитать или уже прочитал. Все это весьма символично. Есть цифра 3, то есть третий класс, есть цифра 2, то есть вторая часть, для второго полугодия.
Что относительно содержимого, то в 3 классе рановато изучать по-настоящему сложные и большие произведения. Здесь так скажем азы литературного становления. Это сказки, былины, басни, народное творчество. Стихи детских писателей и небольшие детские произведения. Собственно как мы уже и сказали, это то, что свойственно для 3 класса, для своего возрастного уровня.