Ответы к разделу Текст. Предложение. Словосочетание
Упражнение 7, с. 5
7. Прочитайте. Назовите из какой сказки Н. Носова эти предложения.
Эти строки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(1) В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышек. (4) А знал он много потому, что читал разные книги. (3) Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. (2) Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка.
- Как расположить предложения, чтобы получился текст? В кружках укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
- Скажите, какой получился текст: описание, рассуждение или повествование?
Это текст-повествование.
Упражнение 8, с. 5
8. Прочитайте. Озаглавьте текст и запишите заголовок перед текстом. Запишите в скобках тип текста.
Красивый петух
Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-чёрные перья.
Е. Носов
(Тип: текст-описание)
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Музыкальные капли
Учились щеглята петь. Плохо у них ещё получалось. Z Однажды после грозы в лесу заиграла музыка. Это дождевые капли, стекая с ветвей, падали в лужи и рассыпались волшебным звоном. Z Тогда мама-учительница стала подхватывать на лету музыкальные капли и носить их в гнездо своим детям. Щеглята широко раскрывали клювы, и в их горлышках звенели серебряные колокольчики.
В. Степанов
- Озаглавьте текст и запишите перед текстом заголовок.
- Выделите в тексте три части, отделите их друг от друга знаком Z.
- Объясните правильность выполненного задания.
Этот текст можно разделить на три части. Первая часть — начало, здесь говорится о том, что щеглята учились петь. Вторая часть о музыкальных каплях дождя. Третья часть, как мама с помощью музыкальных капель научила детей петь.
Упражнение 10, с. 6
10. Прочитайте. Когда так говорят?
Извините. Пожалуйста. Спасибо.
Извините. Так говорят, когда просят прощение за что-либо. Пожалуйста. Так говорят в ответ на «спасибо» или с обращением помочь в чём-то. Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь.
- Спишите эти слова.
- Поработайте в парах: составьте устно диалог, употребив в нём любые из данных слов.
Упражнение 11, с. 7
11. Прочитайте. Здесь «спрятались» две песенки-потешки. Составьте из строк эти песенки.
Иголка-иголка, Полети на лужок, Пчёлка-пчёлка, Не коли мне пальчик,Ты остра и колка, Принеси мне медок. Золотая холка, Шей сарафанчик.
Прочитайте полученные песенки. Подчеркните строки одной из них, а другую песенку запишите.
Пчёлка-пчёлка, Золотая холка, Полети на лужок, Принеси мне медок.
Упражнение 12, с. 7
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Сбор урожая
Сентябрь, ветерок, берёза, воробьи, осина, деревня, девочка, ребята, собака, яблоня, яблоко, капуста, урожай, морковь, огород.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Поработайте в парах: 1. На какую тему можно составить текст, используя данные слова? Запишите эту тему над словами. 2. Устно составьте текст на эту тему. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
Как сделать разбор слова по звукам и буквам?
Звуко-буквенный разбор слова делается в несколько этапов. И первый из них – это составление транскрипции. То есть для начала нужно записать само слово по буквам, поставив в нем ударение, а потом в квадратных скобках указать, как оно в точности произносится. Также при разборе обязательно нужно указать количество слогов.
Звучание слова и его орфографическая запись могут не совпадать, и тогда количество букв и звуков будет неодинаковым. То есть может быть больше букв, чем звуков, а может быть наоборот.
После записи слова в транскрипции (при этом нужно обращать внимание на разные языковые процессы и явления, такие как озвончение и оглушение, гласные, состоящие из двух звуков и так далее) нужно определить и записать количество букв и звуков в нем. Затем в столбик записываются буквы, из которых состоит слово (гласные и согласные), и соответствующие им звуки, а после этого каждому из них дается характеристика
Проще всего понять, как это делается, на примерах.
Примеры звуко-буквенного разбора слов
Попробуем сделать разбор на примере слова “праздник”.
Праздник – 8 букв, 7 звуков, ударение падает на первый слог
п – согласный глухой парный, твердый парный,
р – согласный звонкий непарный, твердый парный,
а – гласный ударный,
з – согласный звонкий парный, мягкий парный,
д – не обозначает звука
н – согласный звонкий непарный, мягкий парный,
и — – гласный безударный,
к — – согласный глухой парный, твердый парный.
празд-ник – 2 слога
Ключ – 4 буквы, 4 звука, один слог, на который и падает ударение
к – согласный твердый парный, глухой парный,
л – согласный мягкий парный, звонкий непарный,
ю – гласный ударный,
ч – согласный мягкий непарный, глухой непарный.
ключ – 1 слог
При разборе необходимо помнить, что у букв ь и ъ нет соответствующих им звуков, однако они влияют на твердость и мягкость согласных, что указывается соответствующим значком.
Что мы узнали?
Разбор слова по буквам и звукам необходим, чтобы понять, какая между ними разница и как это отражается на том, что мы говорим и пишем. Сделать его несложно – существует простая схема, которой необходимо следовать, чтобы выполнить все правильно. Так, необходимо записать слово орфографически, потом сделать его транскрипцию и обязательно записать количество букв и звуков. Также нужно сделать его разбор по слогам и правильно поставить ударение. Только после этого дается характеристика тех звуков, из которых слово состоит
При записи его в транскрипции важно помнить о ряде особенностей русского языка, иначе разбор будет неполным и неправильным
-
/5
Вопрос 1 из 5
Какие параметры слова указываются при разборе?
- количество слогов, звуков и букв, ударение
- количество слогов и букв, ударение
- количество слогов, звуков и букв
- количество звуков и букв, ударение
Ольга Наумова «Нейросписывание 4 класс»
Еще ответы — заданий по Русскому языку за 3 класс рабочая тетрадь 1 часть (Канакина, Горецкий)
Более подробно рассмотрим часть из готовых домашних заданий.
Страница 3 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 частьУпражнение 11. Прочитайте строки из стихотворения И. Токмаковой «Сколько?».Живут в зоопарке лесные ежи,Ты сам их не трогай и всем расскажи,Что лучше от всякого злюкиДержать за спиной руки.Их гладить не надо, а лучше считать,Их с папой и мамой -ПЯТЬ.Какой частью речи являются каждое выделенное слово? Запишите эти слова на нужной строке.Имя существительное: ежи, руки.Глагол: живут, расскажи, считать.Имя прилагательное: лесные.Имя числительное: пять.Местоимение: ты.Частица: не.Союз: и, а.Предлог: в, от, за, с.
Страница 11 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть
Упражнение 2222. Прочитайте. Впишите в предложение пропущенные слова.По интонации предложения бывают: восклицательные и не восклицательные.Проверьте по учебнику (с. 21), правильно ли вы написали названия предложений.
Упражнение 2323. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.1. С чего начинается Родина? С картинки в твоём букваре. (М. Матусовский) 2. Ты слышал о круглых морях на Луне? Не слышал?! (В. Шапошников) 3. Не трещите морозы в заповедном бору! (С. Маршак) Определите вид предложений по цели высказывания и по интонации.С чего начинается Родина? (вопросительное, невосклицательное)С картинки в твоём букваре. (повествовательное, невосклицательное)Ты слышал о круглых морях на Луне? (вопросительное, невосклицательное)Не слышал?! (вопросительное, восклицательное)Не трещите морозы в заповедном бору! (побудительное, восклицательное)
Спишите предложение по интонации восклицательное, по цели высказывания побудительное.Не трещите морозы в заповедном бору!
Упражнение 2424. Прочитайте. Определите вид предложений.Вот и гриб боровик!И красив он, и велик!(Е. Трутнева)Вот и гриб боровик! (повествовательное, восклицательное)И красив он, и велик! (повествовательное, восклицательное)Составьте свои предложения на эту тему. Запишите их.Знают звери с давних пор:Несъедобен мухомор! На пенёчке сто опятВместе весело вопят!
Страница 12 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть
Упражнение 2525. Прочитайте диалоги. Назовите сказки.1- Здорово, добрые молодцы!- Здравствуй, дедушка!- Куда путь держите?- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. («Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»)2- Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная?- Ой, тепло, голубчик Морозушко! («Морозко»)Определите вид предложений в диалогах. Подчеркните обращения.
— Здорово, добрые молодцы! (повествовательное, восклицательное)- Здравствуй, дедушка! (повествовательное, восклицательное)- Куда путь держите? (вопросительное, невосклицательное)- Едем мы с поганым Чудом-юдом биться, сражаться, родную землю защищать. (повествовательное, невосклицательное)- Тепло ли тебе, девица? (вопросительное, невосклицательное)Тепло ли тебе, красная? (вопросительное, невосклицательное)- Ой, тепло, голубчик Морозушко! (повествовательное, восклицательное)
Страница 13 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 часть
Упражнение 2727. Прочитайте. Впишите пропущенные слова.Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.Главные члены предложения составляют основу предложения.Второстепенные члены предложения поясняют главные и другие члены предложения. Проверьте по учебнику, правильно ли вы записали определения.
Страница 15 для рабочей тетради по русскому 3 класс, 1 частьУпражнение 3030. Прочитайте. Озаглавьте текст.Первая печатная книгаПервая в России печатная книга для обучения чтению была выпущена более 400 лет назад Иваном Фёдоровым. Она содержала необходимые правила грамматики, знакомила детей не только с буквами, но и числами. В этой книге было очень много поучительных наставлений. Из журнала «Детская роман-газета»Подчеркните в словах первого предложения изученные орфограммы.Выпишите из первого предложения имена собственные, ставя их в начальную форму.
Урок русского языка для 1 класса на тему «Гласные звуки»
Цели: формировать умение определять гласные звуки; закреплять знания о главных признаках гласных звуков.
Планируемые результаты: учащиеся научатся распознавать гласные звуки и буквы, обозначающие их.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Беседа
— Что такое алфавит?
— Сколько букв в русском алфавите?
— Назовите все буквы алфавита по порядку.
— Когда вам пригодилось знание алфавита? (В словарях слова расположены по алфавиту.)
2. Тест
(Учитель может использовать задания из пособий (см. КИМы, тест 6 на с. 26-31; ТТ, тест 4 на с. 28-34; ПКР, задания нас. 37-41).)
III. Самоопределение к деятельности
(На доске записаны буквы.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И, Ь.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (Ь — не обозначает звука.)
(Учитель стирает Ь.)
У, Я, М, А, Ы, О, Ю, Ё, Э, Е, У, И.
— Найдите лишнее. Обоснуйте свой ответ. (М — обозначает согласный звук.)
— Что можно сказать об остальных буквах? (Это буквы, обозначающие гласные звуки.)
— Предположите, о чём сегодня пойдёт речь на уроке. (О гласных звуках и буквах.)
IV. Работа по теме урока
1. Повторение
— Сколько в русском языке букв, обозначающих гласные звуки? (10 букв.)
— Напишите их.
— Сколько гласных звуков в русском языке? (6 гласных звуков.)
— Произнесите гласные звуки.
(На доске запись.)
Что не пролезет в самую огр..мную
Кастрюлю в мире?
В эту самую огромную кастр..лю
Запросто прол..зет что угодно:
Повар..шки, л..жки, ст..л и стулья,
Даже шк..ф поместится свободно.
Влезут кр..н подъёмный, новостр..йка,
А за ними следом — телевышка,
Не прол..зет ни за что в кастрюл..
Только её собственная… (крышка).
— Вставьте пропущенные буквы.
(Ученики по цепочке выходят к доске и вписывают буквы.)
— Что же не пролезет в самую огромную кастрюлю? {Крышка.)
— Назовите буквы, которые вы вставили.
— Что общего между ними? {Это буквы, которые обозначают гласные звуки.)
2. Работа по учебнику
Упр. 1 (с. 58)
— Прочитайте стихотворение.
— Найдите в стихотворении песенку ласточки. С какой интонацией она пела? Прочитайте выразительно.
— Прочитайте последнее задание. Выполните его самостоятельно.
Упр. 2 (с. 58)
— Что такое форзац? А если вы забыли значение этого слова, то каким словарём можно воспользоваться? (Толковым словарем.)
— Выполните задание в парах.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите первый признак гласных звуков, второй, третий.
— Давайте проверим, действительно ли при произнесении гласных звуков воздух проходит через рот свободно.
(Учитель предлагает пропеть гласные звуки , , , , , .)
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
V. Физкультминутка
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели.
А потом кругом, кругом,
Всё бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не спешите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два.
Вот и кончилась игра!
VI. Продолжение работы по теме урока
1. Работа по учебнику
Упр. 3 (с. 59)
— Рассмотрите рисунки.
— Подумайте, какой гласный звук выбрал для распевки каждый участник хора.
— Какие три признака гласных звуков вы знаете? Назовите.
— Прочитайте сведения о языке.
— Назовите гласные звуки.
— Назовите буквы для обозначения гласных звуков.
Упр. 4 (с. 59)
— Прочитайте.
— Выполните задание.
2. Игра
Сценка в фотографии
Одному человеку захотелось сфотографироваться.
— Только рот у меня очень большой, — смущённо сказал он фотографу. — Нельзя ли на снимке сделать его поменьше?
— Отчего же, всё можно, — сказал с пониманием фотограф. — Когда я буду снимать, вы тихонечко говорите: изюм, изюм.
Обрадовался посетитель. Сел и, как назло, забыл, что говорить. Вдруг вспомнил и стал твердить:
— Кишмиш, кишмиш…
(Ученики разыгрывают сценку в парах по ролям.)
— Как вы думаете, останется ли этот человек доволен своей фотографией?
3. Выполнение заданий в рабочей тетради
Упр. 1 (с. 30)
— Рассмотрите рисунки.
— Выполните задание.
— Назовите буквы в алфавитном порядке.
Упр. 2 (с. 30)
(Самостоятельное выполнение задания.)
(Учитель может использовать задания из пособий (см. СУ, задания на с. 28; Тр., задания на с. 28).)
VII. Рефлексия
— Какие звуки называются гласными?
— Произнесите гласные звуки.
— Назовите буквы, обозначающие гласные звуки.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Что вы знаете о гласных звуках?
Практические упражнения
Задание 1.
Соотнесите слово хозяйка со схемами, сделайте правильный выбор.
Задание 2.
Отгадайте загадку.
Непоседа пёстрая,
Птица длиннохвостая,
Птица говорливая,
Самая болтливая.
Вещунья белобока,
А зовут её …
Запишите транскрипцию отгадки и составьте цветовую схему слова. Сколько букв в слове? Сколько звуков? Сколько слогов?
Задание 3.
Рассмотрите цветовую схему. Подберите слова, которые этой схеме соответствуют.
Список слов: метель, бочка, шофёр, стол, тюлень, ведро, кресло, капель. Сколько слов подходит для данной схемы?
Задание 4.
Соедините стрелкой цветовые схемы с подходящими по звуковому составу словами.
Правильные ответы:
Задание 1. Схема под цифрой 3.
Задание 2. Сорока. , 6 букв, 6 звуков, 3 слога.
Задание 3. Метель, тюлень, капель.
Задание 4.
Ребята, наш урок закончился. Волшебные человечки Карандаш и Самоделкин прощаются с вами. Вам осталось сделать самопроверку знаний – пройти тестирование.