Проверь себя
Упражнение 1
Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.
Ответ:
Слово и его лексическое значение
Каждое слово имеет свое закрепленном значение — лексическое значение.
Лексическое значение слова — это то, что обозначает слово. Оно разъясняется в толковых словарях.
Например, есть предмет «книга» и слово «книга». Его лексическим значением будет — произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых вместе листов с каким-либо текстом.
Слова могут иметь как одно, так и несколько значений. В зависимости от количества значений слова делятся на однозначные (герб, альбом) и многозначные (лук, язык).
Синонимы — это слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию и написанию. Например, красный — багряный, конь — лошадь.
Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению. Например, злой — добрый, смеяться — плакать, друг — враг.
Омонимы — это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. Например, бокс — это вид спорта; бокс — это мужская причёска с коротко подстриженными или выбритыми волосами на висках и затылке.
Слово — это живая единица языка. С течением времени некоторые слова выходят из употребление. Их называют «устаревшими». Например, десница, чресла.
При этом в языке постоянно появляются новые слова, которые заменяют старые (правая рука, поясница) или называют новые предметы (компьютер, планшет).
Упражнение 2
Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.
Ответ:
1. Серые тучи (прямое значение) — серый день (переносное значение, означающее «пасмурный»).
2. Серебристый ландыш (прямое значение) — серебристый звон (переносное значение, означающее «мелодичный, приятный»).
Серые тучи с каждой минутой затягивали небо все сильнее и сильнее.
Упражнение 3
Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.
Ответ:
1. Барашки — животные.
2. Барашки — пена на морских волнах.
Упражнение 4
Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.
Ответ:
Упражнение 5
Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.
Ответ:
Упражнение 6
Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.
Ответ:
1. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Например, деревья — дéрево; уходить — ухóдит.
2. Проверяемые парные звонкие / глухие согласные. Например, мороз — морозы, паук — пауки, морковка — морковочка.
3. Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Например, поздно — опоздал, солнце — солнечный, здравствовать — здравие.
1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Например, обезьяна, гвоздика, корова.
2. Непроверяемые парные звонкие / глухие согласные. Автор, экзамен, кувшин.
3. Непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Чувство, блеснуть, ресницы.
Упражнение 7
Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1 на с. 143 — 144).
Ответ:
Слово кольцо. В слове 2 слога: коль / цо. Второй слог ударный. Ударение падает на букву «о».
Кольцо :
1. К — — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный.
2. О — — гласный звук, безударный.
3. Л — — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный.
4. Ь — – не обозначает звука.
5. Ц — — согласный звук, глухой непарный, твёрдый непарный.
6. О — — гласный звук, ударный.
Вывод: в слове 2 слога, 6 букв и 5 звуков.
РУССКИЙ ЯЗЫК
Синонимы и антонимы
Вспомните! Синонимы — это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран.
Антонимы — это слова, противоположные по смыслу: храбрый — трусливый, крошечный — огромный.
68. Прочитайте.
Здравствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вес, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., весло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.
- Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
- К каким из данных слов можно подобрать синонимы? антонимы? Подберите их.
- Подчеркните «вежливые» слова. Когда их употребляют в речи? Составьте предложение с одним из этих слов.
Обратите внимание! В учебнике помещён словари синонимов и антонимов. 69
Выпишите из словарей:
69. Выпишите из словарей:
а) синонимы к словам интересный, красивый;
б) антонимы к словам впереди, мужество.
70. Прочитайте.
В небе туч.. хмурится.
Опустела ул..ца.
Св..тофор не унывает.
Под д..ждём ст..ит, моргает.
На погоду никогда
Он не об..жается.
Три в..сёлых ог..нька
В лужах отражаются.
(И. Бардин)
Прочитайте выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?
Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.
О словах «погода» и «непогода»
Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода».
71. Найдите в тексте «Странички для любознательных» слова-антонимы. Выпишите их.
пого́да
72. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.
И грустно и радостно
Странный в с..нтябре лес — в нём рядом в..сна и ос..нь. Ж..лтый лист и з..лёная тр..винка. Поблекшие травы и зацв..тающие цв..ты. Сверкающий ин..й и бабочки. Тёплое солнце и х..лодный вет..р.
Увядание и расцвет.
Песни и т..шина.
И грустно и радостно!
(Н. Сладков)
Почему текст так называется? А какое настроение вызывает осень у вас?
Какое слово в тексте имеет значение «необычный», а какое — «потерявший свежесть и яркость»?
Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Подчеркните антонимы.
73. Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.
1. С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).
- Запишите предложения. Объясните свой выбор синонимов.
- Разберите первое предложение по членам предложения.
74. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы.
- Быстрый, доктор, охранять, интересный, говорить, лётчик, душистый, красный, зябнуть.
- Горький, начинать, редкий, ссора, острый, вредный, смеяться, близкий.
Проверьте себя по словарям.