Упражнение 71 — гдз русский язык 3 класс. канакина, горецкий. учебник часть 1. страница 43

Гдз решебник русский язык за 3 класс канакина, горецкий (учебник) «просвещение»

Проверь себя

Упражнение 1

Рассмотрите форзац учебника «Слово и его лексическое значение» и составьте сообщение на эту тему.

Ответ:

Слово и его лексическое значение

Каждое слово имеет свое закрепленном значение — лексическое значение.

Лексическое значение слова — это то, что обозначает слово. Оно разъясняется в толковых словарях.

Например, есть предмет «книга» и слово «книга». Его лексическим значением будет — произведение печати в виде сброшюрованных, переплетённых вместе листов с каким-либо текстом.

Слова могут иметь как одно, так и несколько значений. В зависимости от количества значений слова делятся на однозначные (герб, альбом) и многозначные (лук, язык).
Синонимы — это слова, близкие по лексическому значению, но разные по звучанию и написанию. Например, красный — багряный, конь — лошадь.

Антонимы — это слова, противоположные по лексическому значению. Например, злой — добрый, смеяться — плакать, друг — враг.

Омонимы — это слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по лексическому значению. Например, бокс — это вид спорта; бокс — это мужская причёска с коротко подстриженными или выбритыми волосами на висках и затылке.

Слово — это живая единица языка. С течением времени некоторые слова выходят из употребление. Их называют «устаревшими». Например, десница, чресла.

При этом в языке постоянно появляются новые слова, которые заменяют старые (правая рука, поясница) или называют новые предметы (компьютер, планшет).

Упражнение 2

Прочитайте. Какие из выделенных слов имеют прямое значение, а какие — переносное? Составьте предложение, употребив одно из выделенных слов в прямом значении.

Ответ:

1. Серые тучи (прямое значение) — серый день (переносное значение, означающее «пасмурный»).

2. Серебристый ландыш (прямое значение) — серебристый звон (переносное значение, означающее «мелодичный, приятный»).

Серые тучи с каждой минутой затягивали небо все сильнее и сильнее.

Упражнение 3

Прочитайте. Найдите в стихотворении Л. Яхнина омонимы и объясните различие в их значении.

Ответ:

1. Барашки — животные.

2. Барашки — пена на морских волнах.

Упражнение 4

Прочитайте. Спишите любую группу слов и укажите над каждым словом часть речи.

Ответ:

Упражнение 5

Прочитайте. Подберите к одному из данных слов однокоренные. Запишите слова. Обозначьте в них корень.

Ответ:

Упражнение 6

Прочитайте. Приведите примеры слов с изученными орфограммами. Запишите 3 слова с проверяемыми орфограммами и 3 слова с непроверяемыми орфограммами. Подчеркните в словах орфограммы.

Ответ:

1. Проверяемая безударная гласная в корне слова. Например, деревья — дéрево; уходить — ухóдит.

2. Проверяемые парные звонкие / глухие согласные. Например, мороз — морозы, паук — пауки, морковка — морковочка.

3. Проверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Например, поздно — опоздал, солнце — солнечный, здравствовать — здравие.

1. Непроверяемая безударная гласная в корне слова. Например, обезьяна, гвоздика, корова.

2. Непроверяемые парные звонкие / глухие согласные. Автор, экзамен, кувшин.

3. Непроверяемая непроизносимая согласная в корне слова. Чувство, блеснуть, ресницы.

Упражнение 7

Выполните письменный звуко-буквенный разбор слова чайка или кольцо (см. Памятку 1 на с. 143 — 144).

Ответ:

Слово кольцо. В слове 2 слога: коль / цо. Второй слог ударный. Ударение падает на букву «о».

Кольцо :

1. К — — согласный звук, глухой парный, твёрдый парный.

2. О — — гласный звук, безударный.

3. Л — — согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный.

4. Ь — – не обозначает звука.

5. Ц — — согласный звук, глухой непарный, твёрдый непарный.

6. О — — гласный звук, ударный.

Вывод: в слове 2 слога, 6 букв и 5 звуков.

РУССКИЙ ЯЗЫК

Синонимы и антонимы

Вспомните! Синонимы — это слова, которые звучат и пишутся по-разному, а по смыслу одинаковы или очень близки: метель, вьюга, пурга, буран.

Антонимы — это слова, противоположные по смыслу: храбрый — трусливый, крошечный — огромный.

68. Прочитайте.

Здравствуйте, в..робьи, м..рко..ь, су..ота, ..зык, ..вес, сах..р, м..г..зин, ..льбом, вмест.., весло, в..юга, р..бота, ж..лтый, сп..сибо, д..рога, хле.., м..роз, до св..дан..я, х..р..шо, изв..ните.

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы. Проверьте себя по орфографическому словарю.
  • К каким из данных слов можно подобрать синонимы? антонимы? Подберите их.
  • Подчеркните «вежливые» слова. Когда их употребляют в речи? Составьте предложение с одним из этих слов.

Обратите внимание! В учебнике помещён словари синонимов и антонимов. 69

Выпишите из словарей:

69. Выпишите из словарей:

а) синонимы к словам интересный, красивый;
б) антонимы к словам впереди, мужество.

70. Прочитайте.

В небе туч.. хмурится.
Опустела ул..ца.
Св..тофор не унывает.
Под д..ждём ст..ит, моргает.
На погоду никогда
Он не об..жается.
Три в..сёлых ог..нька
В лужах отражаются.
(И. Бардин)

Прочитайте выделенное слово. В каком значении оно употреблено: прямом или переносном?

Назовите глаголы, которые автор употребил для изображения действия светофора как живого существа. О ком обычно так говорят?

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Докажите, что вы правильно выполнили задание.

   О словах «погода» и «непогода»

Раньше словом погода называли только хорошее, ясное, сухое время. Люди тогда говорили: «Сей под погоду, будешь есть хлеб год от году». А время, когда шёл дождь или мела метель, называли непогодой: «Зашумела, разгулялась в поле непогода».

71. Найдите в тексте «Странички для любознательных» слова-антонимы. Выпишите их.

пого́да

72. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы.

   И грустно и радостно

Странный в с..нтябре лес — в нём рядом в..сна и ос..нь. Ж..лтый лист и з..лёная тр..винка. Поблекшие травы и зацв..тающие цв..ты. Сверкающий ин..й и бабочки. Тёплое солнце и х..лодный вет..р.

Увядание и расцвет.
Песни и т..шина.
И грустно и радостно!
(Н. Сладков)

Почему текст так называется? А какое настроение вызывает осень у вас?

Какое слово в тексте имеет значение «необычный», а какое — «потерявший свежесть и яркость»?

Найдите в тексте антонимы. С какой целью автор их употребил? Подчеркните антонимы.

73. Прочитайте. Замените каждое выделенное слово синонимом, выбрав его из слов в скобках.

1. С моря дул студёный ветер (холодный, прохладный). 2. В синем небе ярко сверкают звёзды (мигают, сияют). 3. Стояло жаркое лето (безоблачное, знойное). 4. По улице пронеслась пожарная машина (проехала, промчалась).

  • Запишите предложения. Объясните свой выбор синонимов.
  • Разберите первое предложение по членам предложения.

74. Подберите к словам первой группы синонимы, а к словам второй группы антонимы.

  1. Быстрый, доктор, охранять, интересный, говорить, лётчик, душистый, красный, зябнуть.
  2. Горький, начинать, редкий, ссора, острый, вредный, смеяться, близкий.

Проверьте себя по словарям.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: