Ответы к страницам 20, 21, 22 и 23
Слово и слог. Звуки и буквы
1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую. В ма | е бы | ла чу | де | сна | я по | го | да.
2*. Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов. Ёрш, льдина, баян, вьюга, олень, чай, ель.
Звуков больше, чем букв: ёрш, баян . Звуков меньше, чем букв: льдина, олень . Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель .
3*. Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки. Самые большие реки в России — э то О бь, А мур, Лена, Е нисей, И ртыш, Волга, У рал.
• Запиши названия рек в алфавитном порядке. Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.
4*. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова. Л е сная ст о рожка, ст а льное к о лечко, м о рская в о да, гн е здо стр и жа, н о ра кр о та, пч е линый мёд.
• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово. (сталь) стальное
5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов. Ч е тыре, л е сник, меб е ль, о рех, тр о пинка, пт е нец, в о сток, а льбом, п о н е дельник, тр а кторист, с е стричка.
6*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить. ре чк а, щ а вель, ж и знь, щ у ка. V ци рк, ш и шка, ж и р, пло щ а дка ч у гун, пте нч ик, н о чн ой, пер ч а тки
• Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.
7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки. Из травы глядит б е л е н ь к и й глазок земляники.
• Подчеркни грамматическую основу предложения.
8*. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки. отец, камыш, поэт V капуста, степь, шкаф кирпич, суп, копейка
9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.
( берёза ) берё з ка | ( мягок ) мя г кий |
( голуби ) голу б ь | ( коробочка ) коро б ка |
10*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь). Пал ь то, об е з ь яна, сосул ь ка, восем ь , в ь южный.
• Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове. вьюжный 7 зв., 7 букв.
11*. Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука. ЧУДЕСНЫЙ — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий, глухой , парный, непарный мягкий , твёрдый. — согласный, гласный , ударный , безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый. — согласный , гласный, ударный, безударный, непарный , парный звонкий , глухой, парный, непарный мягкий , твёрдый.
12*. Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение. Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.
13*. Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика. Заяц и ёжик — Ёжик , все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик , в старой шубе ходишь! V — Глупый ты, Заяц … Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках. Они мне и весной, и осенью надобны!
• Объясни значения слов. Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров. Надобны — нужны, необходимы.
• Подчеркни в предложениях обращения.
• Найди в диалоге слова — названия животных и запиши их. Ёжик, барсуки, белки, зайцы.
• Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв. ёжик — 5 зв., 4 б. осенью — 6 зв., 6 б.
• Найди в диалоге два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова .
Ответы к разделу Текст. Предложение. Словосочетание
Упражнение 7, с. 5
7. Прочитайте. Назовите из какой сказки Н. Носова эти предложения.
Эти строки из сказки Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»
(1) В одном домике на улице Колокольчиков жили шестнадцать малышей-коротышек. (4) А знал он много потому, что читал разные книги. (3) Его прозвали Знайкой за то, что он знал очень много. (2) Самым главным из них был малыш-коротыш по имени Знайка.
- Как расположить предложения, чтобы получился текст? В кружках укажите цифрами последовательность предложений в тексте.
- Скажите, какой получился текст: описание, рассуждение или повествование?
Это текст-повествование.
Упражнение 8, с. 5
8. Прочитайте. Озаглавьте текст и запишите заголовок перед текстом. Запишите в скобках тип текста.
Красивый петух
Петух был такой красивый. На шее огненное ожерелье, спина серая, в мелких белых пестринках, а в пышном хвосте длинные, серпообразные иссиня-чёрные перья.
Е. Носов
(Тип: текст-описание)
Упражнение 9, с. 6
9. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Музыкальные капли
Учились щеглята петь. Плохо у них ещё получалось. Z Однажды после грозы в лесу заиграла музыка. Это дождевые капли, стекая с ветвей, падали в лужи и рассыпались волшебным звоном. Z Тогда мама-учительница стала подхватывать на лету музыкальные капли и носить их в гнездо своим детям. Щеглята широко раскрывали клювы, и в их горлышках звенели серебряные колокольчики.
В. Степанов
- Озаглавьте текст и запишите перед текстом заголовок.
- Выделите в тексте три части, отделите их друг от друга знаком Z.
- Объясните правильность выполненного задания.
Этот текст можно разделить на три части. Первая часть — начало, здесь говорится о том, что щеглята учились петь. Вторая часть о музыкальных каплях дождя. Третья часть, как мама с помощью музыкальных капель научила детей петь.
Упражнение 10, с. 6
10. Прочитайте. Когда так говорят?
Извините. Пожалуйста. Спасибо.
Извините. Так говорят, когда просят прощение за что-либо. Пожалуйста. Так говорят в ответ на «спасибо» или с обращением помочь в чём-то. Спасибо. Так говорят, когда благодарят кого-нибудь.
- Спишите эти слова.
- Поработайте в парах: составьте устно диалог, употребив в нём любые из данных слов.
Упражнение 11, с. 7
11. Прочитайте. Здесь «спрятались» две песенки-потешки. Составьте из строк эти песенки.
Иголка-иголка, Полети на лужок, Пчёлка-пчёлка, Не коли мне пальчик,Ты остра и колка, Принеси мне медок. Золотая холка, Шей сарафанчик.
Прочитайте полученные песенки. Подчеркните строки одной из них, а другую песенку запишите.
Пчёлка-пчёлка, Золотая холка, Полети на лужок, Принеси мне медок.
Упражнение 12, с. 7
12. Прочитайте. Вставьте пропущенные буквы.
Сбор урожая
Сентябрь, ветерок, берёза, воробьи, осина, деревня, девочка, ребята, собака, яблоня, яблоко, капуста, урожай, морковь, огород.
- Проверьте, правильно ли вы записали слова.
- Поработайте в парах: 1. На какую тему можно составить текст, используя данные слова? Запишите эту тему над словами. 2. Устно составьте текст на эту тему. Запишите 2-3 предложения из составленного текста.
ГДЗ по теме Язык и речь.
Упражнение 1, с. 3
1. Прочитайте. Когда так говорят?
Каков человек — такова и его речь.
Так говорят, потому что по речи человека можно судить о нём. Как человек говорит, передаёт свои мысли, какие слова употребляет — складывается впечатление о его грамотности, образованности, культуре, характере.
Спишите. Приведите примеры для подтверждения этой мысли.
Например, если человек хорошо образован, мы услышим речь, отличающуюся последовательным изложением и законченностью высказываемых положений, правильностью грамматических форм (учитель, учёный, дипломат).
Упражнение 2, с. 3
2. Прочитайте.
Слушать, читать, разговаривать, писать, думать, говорить, вспомнить, объяснить.
Какие слова вы отнесёте к устной речи? Подчеркните их. К каким видам речи вы отнесёте другие слова?
Письменная речь — читать, писать. Речь про себя (внутренняя речь) — думать, вспомнить.
Какие из данных слов имеют следующие значения:а) пользоваться, владеть устной речью;б) вести разговор, беседовать.
а) говорить; б) разговаривать.
Упражнение 3, с. 3
3. Прочитайте пословицы. Объясните их смысл.
1. Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь. 2. Что написано пером, того не вырубишь топором. 3. Сначала подумай, а потом скажи.
Слово — что воробей, вылетит — не поймаешь. Сказанные, произнесённые слова не вернёшь. Что написано пером, того не вырубишь топором. Если написанное слово стало известно, его не исправишь. Сначала подумай, а потом скажи. Прежде чем начнёшь говорить, хорошо обдумай.
Спишите ту пословицу, в которой говорится о письменной речи.