ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
√ синонимы
2∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синонимы в каждом ряду словосочетаний.
1) Сообразительный ребёнок, любознательный ученик, смекалистый мальчик, смышлённый малыш.
2) Детский рисунок, морозный узор, картина художника.
3) Идти пешком, ехать на метро, шагать по дороге.
3∗. Прочитай. Во втором предложении выбери из скобок подходящий по смыслу синоним. Запиши предложения.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шуршали опавшие листья.
4. Прочитай. Замени в каждом словосочетании выделенное слово антонимом и запиши получившиеся словосочетания. Мягкий карандаш, мягкий диван, мягкий хлеб.
Твёрдый карандаш, жёсткий диван, чёрствый хлеб.
5∗. Прочитай пословицы. Впиши в предложения антоним к каждому выделенному слову.
1) Маленькие муравьи могут большое дерево загубить.
2) Глупый осудит, а умный рассудит.
6. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют совершенно разное лексическое значение.
√ омонимы
7∗. Прочитай. Подчеркни в предложениях омонимы.
1) Запах гвоздики-цветка очень похож на аромат гвоздики-приправы.
2) Шаровидный фрукт гранат тёмно-красного цвета, и прозрачный камень гранат тоже тёмно-красного цвета.
• Выпиши из первого предложения синонимы.
Запах, аромат.
8∗. Прочитай. Подчеркни в предложении омонимы.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
за речною (косой)
травы косит косой.
(М. Митрейкин)
• Обведи омоним со значением «идущая от берега узкая полоска земли, отмель»
9∗. Прочитай. Подбери к выделенным словам омонимы и составь с ними словосочетания.
Лук для стрельбы — репчатый лук.
Похвальный лист — кленовый лист.
Завод у часов — металлургический завод.
Студёный ключ — гаечный ключ.
10∗. Прочитай. Подчеркни сочетание слов, которое является фразеологизмом.
Серая ворона, считать ворон, рассказ о вороне.
• Отметь √, какое значение имеет этот фразеологизм.
√ быть невнимательным
11∗. Прочитай. Отметь √, какие из данных фразеологизмов имеют значение «быстро».
√ во весь дух
√ со всех ног
√ сломя голову
нога за ногу
• Отметь √, в каком значении употреблён лишний фразеологизм.
√ медленно
12∗. Прочитай. Найди и подчеркни фразеологизм со значением «нет музыкального слуха».
Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
(Л. Татьяничева)
13∗. Прочитай. Отметь √, в каком словаре можно найти такие сведения о слове.
Холодный, морозный, студёный.
√ словарь синонимов
14∗. Прочитай. Определи тип текста. Отметь √ верный ответ.
На прогулку вышла низкорослая такса. Ножки коротенькие, животом почти земли касается, да и шерсти на этой собачке — кот наплакал. Холодно ей, дрожит. Даже попонку хозяева сшили: не то замёрзнет.
(Из журнала «Мурзилка»)
√ описание
• Найди в тексте и подчеркни фразеологизм. Пользуясь словарём в учебнике (часть 1, с. 157), определи его значение. Запиши этот фразеологизм и его значение.
Кот наплакал — очень мало.
• Узнай по толковому словарю лексическое значение слова ПОПОНА.
Попона — покрывало, накидываемое на круп лошади для её защиты.
← Предыдущее
Следующее →
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные и контрольные работы. Максимова Т.Н.
Текст. Предложение. Словосочетание
Слово и его лексическое значение. Синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы
Корень слова. Однокоренные слова
Окончание. Приставка как значимая часть слова
Суффикс как значимая часть слова. Основа слова
Правописание слов с безударными гласными в корне
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне
Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне
Правописание слов с удвоенными согласными
Правописание суффиксов, приставок и предлогов
Разделительные твёрдый и мягкий знаки
Тренировочный тест с. 54 Проверочная работа с. 55 – 57 Творческая работа с. 57
Контрольная работа 2 с. 58 – 60
Одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные имена существительные
Ответы к страницам 26 и 27
Формы слова. Окончание
Слова для справок: изменяемая, неизменяемая, новые слова, форму слова.
2. Прочитай скороговорки. Найди в каждой скороговорке формы одного и того же слова. Выдели в этих словах корень и окончание. На дворе трава, на траве дрова. Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
3*. Прочитай. Вставь пропущенные в словах буквы. Отметь √, какие пары слов являются формами одного и того же слова.
V с о рока – с о роки | п и рог – п и рожок |
м о л о ко – м о л о чко | V обл а ко – обл а ка |
V б е рёза – б е рёзы | тракт о р – тракт о рист |
4. Прочитай. Отметь √, как найти в слове окончание. подобрать однокоренные слова V изменить форму слова
5*. Прочитай. Запиши предложение, употребляя в нём имена существительные, имя прилагательное и глагол в форме множественного числа. Выдели в словах окончания. По морю плывёт большой корабль.
6. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы. Запиши к каждому слову проверочное, изменяя форму данного слова.
з е мля — зéмли | фла г — флаги |
п и сьмо — пи́сьма | мор ж — моржи |
гр а чи — грач | гла з — глаза |
• Обозначь в словах нулевое окончание знаком .
7*. Прочитай. Подчеркни неизменяемые слова, в которых нет окончания. В изменяемых словах выдели корень и окончание. Пальто, озеро, радио, кафе, поле, шоссе, блюдце, кино, такси, брюки.
• Составь и запиши предложение с любым неизменяемым словом. Вчера семьей мы ходили в кино.
8*. Прочитай. Запиши предложение, изменяя, где нужно форму слов из скобок. Выдели в словах окончания. Ребята ехали на (такси) по (шоссе) к (аэровокзал).
9*. Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Осиновые листочки Есть такая поговорка: «Дрожит как осиновый лист». Поглядишь — и впрямь дрожат осиновые листочки. Только не от страха, как трещит сорока. Всё проще: у осиновых листьев совсем тоненькие черешки — вот листья и дрожат-шевелятся от малейшего ветерка. (Г. Юрмин, А. Дитрих)
• Найди формы одного и того же слова. Выдели в них окончание.
• Найди однокоренное слово к слову лист. Выдели в нём корень.
Контрольные работы по русскому языку 3 класс Часть 1 — О. Н. Крылова 2016
Синонимы и антонимы
Вариант 1
Задание 1. Закончи высказывание.
Антонимы — это слова, … .
Ответ:
Антонимы — это слова, различные по звучанию и написанию и прямо противоположные по значению.
Задание 2. Подчеркни антонимы в стихотворении.
Крутыми тропинками в горы,
Вдоль быстрых и медленных рек,
Минуя большие озёра,
Весёлый шагал человек.
(С. Михалков)
Задание 3. Выпиши синонимы из группы слов.
Грустный, печальный, унылый, радостный, тоскливый.
Ответ:
Грустный, печальный, унылый, тоскливый.
Задание 4. Прочитай. Подчеркни в тексте антонимы.
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день, и другую ночь. Они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
(По Л. Толстому)
Ответ:
Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день, и другую ночь. Они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду.
Задание 5. Подбери антоним к выделенному слову. Запиши ещё два предложения с антонимами.
Царевна была добрая, а царица … .
Ответ:
Царевна была добрая, а царица — злая.
Мы шли не долго, а быстро.
Самолёт летел высоко, а птицы — низко.
Задание 6. Спиши текст, используя наиболее подходящие синонимы, записанные в скобках.
(Разворотил, разобрал) медведь (жилище, гнездо) бурундука и в один присест съел всё, чего бурундуку хватило бы до лета. Полосатый бурундук сидел у (разорённого, ограбленного) гнезда в таком (большом, великом) горе, что даже не (шевельнулся, двинулся), когда подъехали охотники. Они всё сразу поняли. Один их них сказал: «Не горюй, (младенец, малыш), мы тебе поможем».
Ответ:
Разворотил медведь жилище бурундука и в один присест съел всё, чего бурундуку хватило бы до лета. Полосатый бурундук сидел у разорённого гнезда в таком великом горе, что даже не шевельнулся, когда подъехали охотники. Они всё сразу поняли. Один их них сказал: «Не горюй, малыш, мы тебе поможем».
Вариант 2
Задание 1. Закончи высказывание.
Синонимы — это слова, различные по звучанию и написанию, но схожие по лексическому значению.
Задание 2. Подчеркни антонимы в стихотворении.
В семь утра Егор встаёт,
В зной, мороз ли — всё равно
Раскрывает он окно.
Быстро делает зарядку.
Ответ:
В семь утра Егор встаёт,
В зной, мороз ли — всё равно
Раскрывает он окно.
Быстро делает зарядку.
Задание 3. Выпиши синонимы из группы слов.
Огромный, крошечный, гигантский, громадный, большой.
Ответ:
Огромный, гигантский, громадный, большой.
Задание 4. Прочитай. Подчеркни в тексте антонимы.
Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя, а здорового и сильного им трудно поймать. Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достаёт ягель, а волк стоит рядом. И зимой и летом в тундре волки и олени живут рядом.
Ответ:
Но ведь волки охотятся на оленей? Они нападают на больного и слабого оленя, а здорового и сильного им трудно поймать. Иногда глядишь и удивляешься: рядом олениха и волк. Она спокойно разгребает снег и достаёт ягель, а волк стоит рядом. И зимой и летом в тундре волки и олени живут рядом.
Задание 5. Подбери антоним к выделенному слову. Запиши ещё два предложения с антонимами.
Это речка не широкая, а … .
Ответ:
Это речка не широкая, а узкая.
Дорога не дальняя, а близкая.
Труд не малый, а большой.
Задание 6. Спиши текст, используя наиболее подходящие антонимы, записанные в скобках.
Весной
(Наступила, прошла) ранняя весна. (Тусклое, яркое) весеннее солнце освещает землю. Воздух (тёплый, прохладный). Затрещал на реке синий лёд. Зажурчал в овраге (молчаливый, говорливый) ручеёк. Уже (улетели, прилетели) (шумные, тихие) грачи. Они (поправляют, ломают) гнёзда на деревьях.
омонимы.
Ответ:
Наступила ранняя весна. Яркое весеннее солнце освещает землю. Воздух тёплый. Затрещал на реке синий лёд. Зажурчал в овраге говорливый ручеёк. Уже прилетели шумные грачи. Они поправляют гнёзда на деревьях.
ПредыдущаяСледующая
Предварительный просмотр:
Текст для проведения проверочной работы.
Так и сделал. Щенята в ящике сидели. Он их оттуда взял, когда матери не было, а на их место зайчонка положил.
Клеопарда пришла – щенят нет, а сидит в ящике малая зверюшка и от неё собачьим запахом пахнет: в ящике – то всё с её запахом.
Вопросы по русскому языку.
1. Найди и выпиши из текста 10 слов с безударным гласным в корне слова, орфограмму подчеркни, запиши проверочное слово.
2. Найди и выпиши из текста 4 слова с орфограммой безударные окончания имён существительных, докажи правильность написания.
3. Выпиши предложение с однородными членами, подчеркни.
4. Выпиши 5 слов с приставками, выдели их.
6. Выпиши 3 слова, с непроверяемыми безударными гласными (словарные).
7. Выпиши 3 слова с орфограммой парный согласный, запиши проверочное слово, орфограмму подчеркни.
8. Выполни разбор предложения.
У дяди Серёжи недавно ощенилась дворовая собака.
Ответы к страницам 14, 15, 16 и 17
Другие решебники 3 класс:
- Математика
- Русский язык
- Английский язык
- Окружающий мир
- Литературное чтение
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы
1. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые произносятся по-разному, а по смыслу одинаковые или очень близкие.
V синонимы | антонимы | омонимы |
2*. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни синонимы в каждом ряду словосочетаний.
1) Сообразительный ребёнок, любознательный ученик, смекалистый мальчик, смышлённый малыш.
2) Детский рисунок, морозный узор, картина художника.
3) Идти пешком, ехать на метро, шагать по дороге.
3*. Прочитай. Во втором предложении выбери из скобок подходящий по смыслу синоним. Запиши предложения.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо (скрипели, хрустели, шуршали, трещали) опавшие листья.
Я шёл по лесной дорожке. Под моими ногами тихо шуршали опавшие листья.
4. Прочитай. Замени в каждом словосочетании выделенное слово антонимом и запиши получившиеся словосочетания.
Мягкий карандаш, мягкий диван, мягкий хлеб.
Твёрдый карандаш, жёсткий диван, чёрствый хлеб.
5*. Прочитай пословицы. Впиши в предложения антоним к каждому выделенному слову.
1) Маленькие муравьи могут большое дерево загубить.
2) Глупый осудит, а умный рассудит.
6. Прочитай. Отметь √, как называются слова, которые одинаково произносятся, но имеют совершенно разное лексическое значение.
синонимы | V омонимы |
7*. Прочитай. Подчеркни в предложениях омонимы.
1) Запах гвоздики-цветка очень похож на аромат гвоздики-приправы.
2) Шаровидный фрукт гранат тёмно-красного цвета, и прозрачный камень гранат тоже тёмно-красного цвета.
• Выпиши из первого предложения синонимы.Запах, аромат.
8*. Прочитай. Подчеркни в предложении омонимы.
Смотрит зайка косой,
Как девчонка с косой
за речною косой
травы косит косой.
(М. Митрейкин)
• Обведи омоним со значением «идущая от берега узкая полоска земли, отмель»
9*. Прочитай. Подбери к выделенным словам омонимы и составь с ними словосочетания.
Лук для стрельбы — репчатый лук
Похвальный лист — капустный лист
Завод у часов — конный завод
Студёный ключ — дверной ключ
10*. Прочитай. Подчеркни сочетание слов, которое является фразеологизмом.
Серая ворона, считать ворон, рассказ о вороне.
• Отметь √, какое значение имеет этот фразеологизм.
считать птиц
очень старатьсяV быть невнимательным
11*. Прочитай. Отметь √, какие из данных фразеологизмов имеют значение «быстро».V во весь духV со всех ногV сломя голову
нога за ногу
• Отметь √, в каком значении употреблён лишний фразеологизм.V медленно
легко
весело
12*. Прочитай. Найди и подчеркни фразеологизм со значением «нет музыкального слуха».
Не умеет дятел петь.
Нет у дятла слуха.
Говорят, ему медведь
Наступил на ухо.
(Л. Татьяничева)
13*. Прочитай. Отметь √, в каком словаре можно найти такие сведения о слове.
Холодный, морозный, студёный.
толковый словарь
словарь фразеологизмовV словарь синонимов
14*. Прочитай. Определи тип текста. Отметь √ верный ответ.
На прогулку вышла низкорослая такса. Ножки коротенькие, животом почти земли касается, да и шерсти на этой собачке — кот наплакал. Холодно ей, дрожит. Даже попонку хозяева сшили: не то замёрзнет.
(Из журнала «Мурзилка»)
повествованиеV описание
рассуждение
• Найди в тексте и подчеркни фразеологизм. Пользуясь словарём в учебнике (часть 1, с. 157), определи его значение. Запиши этот фразеологизм и его значение.
Кот наплакал — очень мало.
• Узнай по толковому словарю лексическое значение слова попона.Попона — покрывало, накидываемое на круп лошади для её защиты.
- ← предыдущее
- следующее →