Анализ стихотворения «Мойдодыр» Чуковского
Стихотворение «Мойдодыр» написано К. И. Чуковским в 1922 г., и на сегодняшний день его персонаж является одним из самых узнаваемых. Произведение несколько раз экранизировали, а в Москве даже установлен памятник «Командиру мочалок». Великий талант и мастерство детского автора признано ни одним поколением детей, выросших на его сказках.
Заказ на написание подобного произведения поступил Чуковскому от Главного санитарно-просветительского управления, которое хотела привить советским детям правила личной гигиены. Сам автор поделился в интервью, что идея пришла к нему от дочери Маши, которая капризничала в ванной, не желая умываться. Критики встретили историю мальчика-грязнули не так восторженно, как маленькие читали, к примеру, на собрании родителей Кремлевского детского сада (7 марта 1929) сказано о «Мойдодыре», как о «.. книге, развивающей суеверие и страхи».
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№159 учебника 2011-2022 (стр. 87):
Прочитайте. Назовите сказку К. Чуковского.
Одеяло |
Что случилось? |
• Выпишите глаголы, вставляя пропущенные буквы. Выделите в них приставки. Какие приставки имеют значение:
а) начало действия;
б) направление движения в сторону?
№159 учебника 2023-2024 (стр. 85):
Прочитайте. Отгадайте загадку. Найдите в ней антонимы.
Бывает он в холод, |
То что-то прошепчет, Н. Найдёнова |
- Найдите в загадке глаголы. Как определить, в каких из них есть приставки? Могут ли употребляться эти глаголы без приставок или с другими приставками? Подберите такие глаголы. Сделайте вывод, как найти в слове приставку.
- Выпишите из загадки глаголы с приставками, выделите приставки.
Образец. Вздумает, … .
Подсказка
№159 учебника 2011-2022 (стр. 87):
Вставим пропущенные буквы в слова:
- убежало (бег), улетела (полёт), завертелось (ве́ртится) — безударные гласные;
- закружилось, помчалось — сочетания жи-ши, ча-ща.
О значениях приставок можно прочитать в справочнике.
№159 учебника 2023-2024 (стр. 85):
Прочтите материал о приставках.
Ответ
№159 учебника 2011-2022 (стр. 87):
Сказка — «Мойдодыр».
Убежало, улетела, ускакала, случилось, завертелось, закружилось, помчалось.
Приставка за- имеет значение — «начало действия»; приставка у- — «направление движения в сторону».
№159 учебника 2023-2024 (стр. 85):
Отгадка: Ветер.
Антонимы: холод — зной; добрый — злой; примчится — умчится.
Влетит (полетит, летит), прошепчет (нашепчет, шепчет), загудит (прогудит, гудит), примчится (умчится, мчится).
Вывод: значит, чтобы найти в слове приставку, надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой. Часть слова перед корнем и будет приставкой.
Глаголы из загадки могут употребляться и без приставок, и с другими приставками.
Влетит, прошепчет, загудит, притихнет, умчится, примчится, вздумает.
Зной — 1 слог, 4 буквы, 4 звука.
з — звук согл., звон. парн., твёрд. парн.;
н — зв. согл., звон. непарн., твёрд. парн.;
о — звук гласный, ударный;
й — зв. согл., звон. непарн., мяг. непарн.;
- ← Предыдущее
- Следующее →
Анализ произведения
Чуковский использует свой любимый прием: причина-следствие (если не будешь умываться – никто не захочет с тобой водиться), обрисовывая его интересной и забавной ситуацией. Широко применяется прием олицетворения «Одеяло убежало, улетела простыня», «Выбегает умывальник», с помощью которого сказка оживает множеством персонажей. Перед читателем разворачивается причудливая картина, в которой обычный будний день превратился в суету и путаницу.
Метод градации встречается часто: «Купаться, нырять, кувыркаться», «В ушате, в корыте, в лохани», даже знаменитый умывальник представляется читателю с помощью этого литературного приема «Я — Великий Умывальник, Знаменитый Мойдодыр, Умывальников Начальник И мочалок Командир!».
Большое количество глаголов подогревают интерес малыша и заставляют удерживать внимание, а прилагательные в тексте почти не встречаются. Темп стихотворения то увеличивается, то замедляется и точно передает настроение происходящего
Утренняя суматоха передана глаголами действия: «убежало», «ускакала», «пустился», «прибежал».
Интересно и появление персонажа из другой сказки – Крокодила с Тотошей и Кокошей, гуляющих в парке. Даже старый друг отказался принять неряху, что заставило мальчика вернуться к домой и принять ванну. Прослеживается мягкое отношение автора к своему герою – нет ни тени иронии или осуждения, Корней Иванович с присущим ему чувством доброты сопереживает всем перипетиям мальчика. Заканчивается произведение одой Мойдодыра, призывающей маленьких читателей «мыться, плескаться, Купаться, нырять, кувыркаться».
Произведение «Мойдодыр» решает проблему многих родителей, чьи малыши противятся водным процедурам
Легкое и забавное стихотворение просто запоминается, что тренирует память и внимание ребенка, его легко пересказать или цитировать. А особое понимание детской души, и удивительная доброта автора делают «Мойдодыра» настоящим примером детской литературы