Самостоятельные работы по русскому языку 3 класс к учебнику В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого — Л. Н. Мовчан 2020
Слово в языке и речиЛексическое значение слова. Слово и словосочетание
Вариант 1
1*. Выпиши из толкового словаря лексическое значение слова оранжевый.
Оранжевый — …
Ответ:
Оранжевый — жёлтый с красноватым оттенком, цвета апельсина.
2. Определи слово по его лексическому значению.
… — яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
Ответ:
Заря — яркое освещение горизонта перед восходом или после захода солнца.
3*. Подбери к словам синонимы и антонимы. Заполни таблицу. При необходимости пользуйся словарями.
Слово |
Синоним |
Антоним |
Ложь |
||
Холодный |
||
Грустить |
Ответ:
Слово |
Синоним |
Антоним |
Ложь |
обман |
правда |
Холодный |
студёный, морозный |
тёплый |
Грустить |
печалиться |
веселиться, радоваться |
* Задания, отмеченные звёздочкой, допускают различные варианты.
4. Какие слова являются омонимами? Отметь правильный ответ.
□ одинаковые по значению
□ противоположные по значению
□ одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению
Ответ:
Омонимы — слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению.
5. Прочитай стихотворение Я. Козловского. Подчеркни омонимы.
Суслик выскочил из норки
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички.
Ответ:
Суслик выскочил из норки
И спросил у рыжей норки:
— Где вы были?
— У лисички.
— Что вы ели там?
— Лисички.
6. Соедини фразеологизмы и их значения. При необходимости пользуйся словарём.
ни свет ни заря бездельничать
прикусить язык очень рано
спустя рукава замолчать
бить баклуши кое-как
Ответ:
7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Альбом, погода, ракета.
Вариант 2
1*. Выпиши из толкового словаря лексическое значение слова багровый.
Багровый — …
Ответ:
Багровый — красный густого, тёмного оттенка.
2. Определи слово по его лексическому значению.
… — книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.
Ответ:
Альбом — книга, тетрадь в переплёте для стихов, рисунков, коллекций.
3*. Подбери к словам синонимы и антонимы. Заполни таблицу. При необходимости пользуйся словарями.
Слово |
Синоним |
Антоним |
Отечество |
||
Старый |
||
Плакать |
Ответ:
Слово |
Синоним |
Антоним |
Отечество |
Родина |
чужбина |
Старый |
давний |
новый |
Плакать |
реветь |
смеяться |
4. Какие слова являются омонимами? Отметь правильный ответ.
□ одинаковые по звучанию
□ одинаковые по значению
□ разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию
Ответ:
Омонимы — слова, разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию.
5. Прочитай стихотворение А. Белобрицкого. Подчеркни омонимы.
Я потихоньку засыпал,
Когда вокруг, в ночной тиши
Снег нашу землю засыпал.
Ложился плавно, не спешил.
Ответ:
Я потихоньку засыпал,
Когда вокруг, в ночной тиши
Снег нашу землю засыпал.
Ложился плавно, не спешил.
6. Соедини фразеологизмы и их значения. При необходимости пользуйся словарём.
чуть свет отругать
кот наплакал очень рано
под боком очень мало
намылить шею недалеко
Ответ:
7. Вставь пропущенные буквы в словарные слова.
Ответ:
Альбом, понедельник, ракета.
ПредыдущаяСледующая
Старая и новая редакции
- ← Предыдущее
- Следующее →
Выберите год учебника
● Все года
Вопрос
№77 учебника 2011-2022 (стр. 46):
Прочитайте. Докажите, что выделенные слова в каждой паре предложений — это омонимы.
- Из-под з..мли бил горячий ключ.4 Таня нарисовала в т..тради скрипичный ключ.
- Дев..чка играла ноту соль. С..стра насы́пала в с..лонку соль.
- На лугу цв..ла кашка. Х..р..ша манная кашка!
- Мы объехали весь свет. Солнечный свет слепил глаза.4
- Иван-царевич нат..нул тугой лук. На гря..ке вырос з..лёный лук.
Спишите две пары предложений с омонимами. Вставьте пропущенные буквы и объясните их написание. Подчеркните омонимы.
№77 учебника 2023-2024 (стр. 45):
Прочитайте в словаре лексическое значение данных омонимов. Запишите толкование одной пары омонимов.
лайка1 люлька1 кок1 бокс1
лайка2 люлька2 кок2 бокс2
Подсказка
№77 учебника 2011-2022 (стр. 46):
Объясним написание пропущенных букв:
- земли (зе́мли), сестра (сёстры), солонку (соль), цвела (цвёл), натянул (натя́нет), зелёный (зе́лень) — проверяемые безударные гласные;
- тетради — словарное слово;
- девочка — правописание суффиксов;
- хороша — сочетание -оро-;
- грядке (грядочка) — парные звонкие/глухие согласные.
№77 учебника 2023-2024 (стр. 45):
В ответе можно прочитать все значения омонимов, выпиши одну пару.
Ответ
№77 учебника 2011-2022 (стр. 46):
Пары слов, выделенные в предложениях, являются омонимами, потому что они пишутся и произносятся одинаково, а значение имеют разное.
Мы объехали весь свет. Солнечный свет слепил глаза.
Иван-царевич натяну́л (тя́нет) тугой лук. На грядке (грядочка) вырос зелё́ный (зе́лень) лук.
Из-под земли бил горячий ключ.
Ключ (какой?) горячий; бил (откуда?) из-под земли.
Солнечный свет слепил глаза.
Свет (какой?) солнечный; слепил (что?) глаза.
Объясним написание пропущенных орфограмм:
земли́ (зе́мли), тетради (словарное слово), девочка (словарное слово), сестра́ (сё́стры), соло́нку (со́ль), цвела́ (цвё́л), хороша́ (первая о — словарное слово, вторая о проверяем словом хоро́ш), натянул (тянет), натяну́л (тя́нет), грядке (грядочка), зелё́ный (зе́лень).
№77 учебника 2023-2024 (стр. 45):
Лайка. 1. Порода охотничьих собак. 2. Сорт мягкой кожи.
Лексическое значение оставшихся омонимов:
люлька. 1. Детская колыбель. 2. На Украине трубка для курения.
Кок. 1. Торчащий вихор. 2. Повар на корабле.
Бокс. 1. Вид спорта. 2. Мужская причёска.
- ← Предыдущее
- Следующее →
Слово и слог. Звуки и буквы, с. 20 — 23
Слово и слог. Звуки и буквы
Ответы к стр. 20 — 23
1. Прочитай. Раздели слова вертикальной чертой (|) на слоги. Подчеркни слово, которое нельзя перенести по слогам с одной строки на другую.
В ма|е бы|ла чу|де|сна|я по|го|да.
2∗. Прочитай. Распредели слова по количеству в них звуков и букв. Запиши каждую группу слов.
Звуков больше, чем букв: ёрш, баян.Звуков меньше, чем букв: льдина, олень.Одинаковое количество звуков и букв: вьюга, чай, ель.
3∗. Прочитай. Найди в предложениях слова, которые начинаются с гласного звука. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Самые большие реки в России — это Обь, Амур, Лена, Енисей, Иртыш, Волга, Урал.
• Запиши названия рек в алфавитном порядке.
Амур, Волга, Енисей, Иртыш, Лена, Обь, Урал.
4∗. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой безударного гласного звука в корне слова.
Лесная сторожка, стальное колечко, морская вода, гнездо стрижа, нора крота, пчелиный мёд.
• Выпиши любое слово с данной орфограммой, а перед ним в скобках напиши проверочное слово.
(лес) лесная
5. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни непроверяемые орфограммы в корне слов.
Четыре, лесник, мебель, орех, тропинка, птенец, восток, альбом, понедельник, тракторист, сестричка.
6∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни буквосочетания, написание которых нужно запомнить.
речка, щавель, жизнь, щука.√ цирк, шишка, жир, площадка чугун, птенчик, ночной, перчатки
• Отметь √ ряд слов, начинающихся с твёрдого согласного звука.
7. Прочитай. Найди в предложении слово, в котором все согласные звуки мягкие. Подчеркни буквы, которыми обозначены эти звуки.
Из травы глядит беленький глазок земляники.
• Подчеркни грамматическую основу предложения.
8∗. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах только глухие парные по глухости-звонкости согласные звуки.
отец, камыш, поэт
√ капуста, степь, шкаф
кирпич, суп, копейка
9. Прочитай. Подчеркни в словах орфограммы на правило обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука в корне слова. В скобках напиши проверочные слова.
(берёза) берёзка (мягок) мягкий(голуби) голубь (коробочка) коробка
10∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Подчеркни в словах разделительный мягкий знак (ь).
Пальто, обезьяна, сосулька, восемь, вьюжный.
• Выпиши выделенное слово. Составь его звуковую модель. Укажи количество звуков и букв в этом слове.
вьюжный 7 б., 7 зв.
11∗. Прочитай. Какой звук обозначен каждой выделенной буквой? Произнеси его. Сделай его звуковое обозначение. Подчеркни признаки (характеристики) этого звука.
ЧУДЕСНЫЙ
— согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
— согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
— согласный, гласный, ударный, безударный, непарный, парный звонкий, глухой, парный, непарный мягкий, твёрдый.
12∗. Прочитай. Произнеси слова. Распредели слова в группы соответственно данным схемам. Запиши каждую группу. Обозначь в словах ударение.
Позвоним, километры, жаворонок, понял, щавель, повторим, портфель, клеить, шофёр, краны, гусеница, баловаться.
’___|___ пóнял, клéить, крáны.
’___|___ щавéль, портфéль, шофёр.
’___|___|___ позвони́м, повтори́м.
’___|___|___|___ киломéтры, баловáться.
’___|___|___|___ жáворонок, гýсеница.
13∗. Прочитай диалог. Отметь √ ответ Ёжика.
Заяц и ёжик
— Ёжик, все звери весной линяют — и барсуки, и белки, и мы, зайцы… И только ты, бедный Ёжик, в старой шубе ходишь!
√ — Глупый ты, Заяц… Я не в старой шубе хожу, а только в старых колючках.
осенью
• Объясни значения слов.
Линяют — постепенно меняют шерсть, перьевой или иной покров.
Надобны — нужны, необходимы.
• Подчеркни в предложениях обращения.• Найди в диалоге слова — названия животных и запиши их.
Ёжик, барсуки, белки, зайцы.
• Выпиши каждое выделенное слово и укажи в нём количество звуков и букв.
ёжик — 5 зв., 4 б.осенью — 6 зв., 6 б.
• Найди в диалоге два двусложных слова, перенести которые с одной строки на другую нельзя. Подчеркни эти слова.
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Ответы по русскому языку. 3 класс
Ответы по русскому языку. 3 класс. Проверочные работы. Канакина В.П., Щёголева Г.С.
Текст. Предложение. Словосочетание
Текст, с. 4 — 5Предложение. Виды предложений по цели высказывания и по интонации, с. 6 — 7Обращение, с. 8Главные и второстепенные члены предложения, с. 9Простые и сложные предложения, с. 10Словосочетание, с 11
Слово в языке и речи
Лексическое значение слова, с. 12 — 13Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы, с. 14 — 17Части речи, с. 18 — 19Слово и слог. Звуки и буквы, с. 20 — 23
Состав слова
Корень слова. Однокоренные слова, с. 24 — 25Формы слова. Окончание, с. 26 — 27
Приставка. СуффиксОснова словаРазбор слова по составу
Правописание частей слова
Правописание слов с безударными гласными звуками в корне, с. 34 — 35Правописание слов с глухими и звонкими согласными звуками в корне, с. 36 — 37Правописание слов с непроизносимыми согласными звуками в корне, с. 38 — 41Правописание слов с удвоенными согласными. Правописание суффиксов и приставок, с. 42 — 43Правописание приставок и предлогов, с. 44 — 46Правописание слов с разделительным твёрдым знаком (ъ), с. 47 — 49
Проверочная работа (за 1-е полугодие)
Контрольное списывание, с. 50Упражнение в выборе пропущенных букв, с. 51
Части речи. Имя существительное
Повторение, с.
Число имён существительныхРод имён существительныхПадеж имён существительных
Имя прилагательное
Повторение, с. 66 — 67Формы имён прилагательных. Род имён прилагательных, с. 68 — 69Число имён прилагательных, с. 70 — 71Изменение имён прилагательных по падежам, с. 72 — 73
Местоимение
Личные местоимения, с. 74 — 75
Глагол
Повторение, с. 76 — 77Формы глагола. Неопределённая форма глагола, с. 78Число глаголов, с. 79Времена глаголов, с. 80 — 81Род глаголов в прошедшем времени, с. 82 — 83Правописание НЕ с глаголами, с. 84 — 85
Проверочная работа (за 2-е полугодие)
Оцени себя. Что я знаю? Что я умею? с.
14.03.2018