Проверим себя и оценим свои достижения
Номер 1.
Как ты понимаешь название этого раздела?
Название раздела «И в шутку и всерьёз» говорит нам о том, что о серьёзных вещах можно рассказывать шутливо и с юмором. Через шуточные рассказы и стихотворения писатели хотят научить нас хорошим поступкам.
Номер 2.
Назови рассказ, который ты считаешь самым весёлым.
Я считаю, что самый весёлый рассказ «Будем знакомы».
Номер 3.
Помнишь ли ты, как назвал свои песенки Винни-Пух? Как он их «конструировал»? Попробуй сам сочинить весёлую Шумелку. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
Винни-Пух называл свои песенки ворчалками, сопелками, пыхтелками, шумелками, вопилками и кричалками. Он придумывал забавные стихотворения, которые подходили под его настроение. Также в свои творения Винни-Пух добавлял разные смешные слова.Шумелка:
Просыпаемся мы рано,
(Тру-ля-ля, тру-ля-ля!)
Поднимаемся с диванов.
(Тру-ля-ля, тру-ля-ля!)
Выбегаем мы на улицу,
(Тру-ля-ля, тру-ля-ля!)
И не будем сегодня хмуриться
(Тру-ля-ля, тру-ля-ля!).
Номер 4.
В каком стихотворении И. Токмаковой есть слова с такими рифмами: язычком – молочком, окошко – картошка, ножка – под гармошку? Попробуй по заданным рифмам сам сложить стихотворение.
Слова с такими рифмами есть в стихотворении И. Токмаковой «В чудной стране».
Кошка лижет язычком
Миску с молочком.
А я глянул в окошко
Вдруг заболела ножка.
Не станцевать сегодня
Под весёлую гармошку.
Номер 5.
Вспомни авторов следующих произведений: «Если был бы я девчонкой…», «Хорошее». Похожи ли ребята, о которых рассказали писатели? Запиши их имена в «Рабочую тетрадь».
Автор произведения «Если был бы я девчонкой…» – Э. Успенский. Автор произведения «Хорошее» – В. Осеева. Герои этих стихотворений очень похожи. Мальчик из произведения «Если был бы я девчонкой…» не помогал маме, а только представлял, как бы он помогал ей, если бы был девочкой. Мальчик Юра из произведения «Хорошее» тоже не помогал своим родным, а лишь придумывал ситуации, в которых он проявил бы себя как герой.
Номер 6.
Какие стихи В. Берестова ты запомнил? О чём они? Что необычного и интересного для себя ты в них нашёл?
Я запомнил такие стихотворения В. Берестова: «Путешественники», «Знакомый», «Кисточка». Стихотворение «Путешественники» о мальчиках, которые катались на лыжах. Они считали себя взрослыми и важными. В стихотворении «Знакомый» описывается встреча мальчика и его четвероного друга. Это произведение очень душевное. Оно о том, как надо относиться к животным. Стихотворение «Кисточка» о кисточке, которая может раскрасить бумагу в разные цвета.
Номер 7.
Какие стихи из этого раздела ты выучил наизусть? Расскажи их своим друзьям.
Из этого раздела я выучил стихотворение Э. Успенского «Над нашей квартирой», И. Токмаковой «Плим» и В. Берестова «Знакомый».
Рейтинг
Литературное чтение. А.И. Куприн “Слон”. 3-й класс
Класс: 3
– совершенствовать навыки анализа художественного теста, опираясь на поставленные вопросы;
– развивать навыки выборочного чтения;
– развивать мышление и речь;
– воспитывать чувства сопереживания и уважения.
– выставка книг А. И. Куприна;
– учебник “Литературное чтение” 3 класс 2 часть. Составители: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова. Просвещение, – М., 2012;
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке. (“Слон”)
Сколько частей в этом тексте? (Шесть)
Вспомним, какой мы составили план.
1. Девочка больна.
2. Дочка от всего отказывается.
3. Желание увидеть живого слона.
4. Папа в зверинце.
5. Ночное путешествие слона.
6. Слон в гостях у Нади.
Прочитайте разговор отца и дочери.
– В чьих словах должны звучать: просьба, настойчивость, недоумение, удивление, капризы, решительность?
(Дети распределяют карточки со словами).
Чтение по ролям 3 части.
Удалось ли ребятам прочитать эту часть, передавая чувства героев? (Ответы детей)
III. Работа с текстом.
1. Выборочное чтение.
Найдите строки из текста к иллюстрациям.
Соотнесите с планом.
2. Работа в парах.
Прочитайте описание слона.
Найдите отрывок в рассказе и подчеркните слова автора.
Слон оказывается гораздо выше, чем думала Надя, когда разглядывала его на (картинке, рисунке, книге). Ростом он чуть – чуть пониже (потолка, двери, шкафа), а в длину занимает половину столовой. Кожа на нём (твёрдая, грубая, крепкая), в тяжёлых складках. Ноги толстые, как (брёвна, столбы, перекладины). Длинный хвост с чем – то вроде (веника, метлы, помела) на конце. Голова в (больших, громадных, огромных) шишках. Уши большие, как лопухи, и (лежат, опущены, висят) вниз. Глаза совсем (маленькие, крошечные), но умные и добрые.
– Желание маленькой девочки Нади увидеть слона – это каприз или мечта?
Надя проводит со Слоном целый день и весь вечер. Даже засыпает около него. Все это говорит о настоящем, глубоком, устойчивом интересе девочки к слону. Если бы было капризом, прихотью (а не мечтой), слон бы очень быстро наскучил девочке.
3. Беседа по вопросам.
– Как вы думаете, могло ли быть то, о чем рассказывает А. Куприн?
-Что кажется вам невозможным: слон в комнате или выздоровление девочки благодаря слону?
– Что побуждает двух взрослых людей (отца шестилетней девочки и хозяина цирка) исполнить невероятную просьбу девочки?
Речь идет о здоровье, и даже о жизни девочки. Она очень больна и отец боится, что не сумеет выполнить ее последнего желания. Это понимает не только отец, но и хозяин зверинца: у него самого дочь Лиза – ровесница больной девочки.
– Почему они выбирают самого большого слона: ведь есть еще два маленьких?
Самый большой слон – самый талантливый и обученный . Он умеет показывать очень много интересных вещей.
– Как девочка общалась со слоном?
Она называла слона на “Вы”, интересовалась именем слона: тем, как он провел ночь; пил ли он чай, ждала, пока его покормят булками. Желание девочки все делать вместе и быть рядом, не хочет расставаться с ним даже вечером.
– Сейчас проверим, насколько вы внимательны и отдохнем.
(Ответ “да” – хлопаем в ладоши)
1) К девочке приходил доктор Михаил Иванович? 2) Девочка больна равнодушием к жизни? 3) Во сне Наде приснился лев? 4) Девочке подарили игрушечного мишку? 5) Папа отправился в зверинец за слоном? 6) Папа добирался до зверинца 1 час? 7) В представлении участвовал тюлень, стрелявший из пистолета? Слона зовут Томми?
V. Анализ прочитанного текста. Какие еще вопросы по содержанию можно задать? (Запишите в тетрадь)
– Давно ли болеет девочка? – Что посоветовал доктор родителям девочки? – Что приснилось однажды Наде? – О каком желании она рассказала матери? – Какого слона принёс ей папа? – Куда отправился отец девочки в поисках живого слона? – Как отреагировал хозяин зверинца на странную просьбу папы девочки? – Обрадовалась ли девочка, когда увидела игрушку, купленную папой?
Ребята задают друг другу свои вопросы.
VI. Работа в программе ПервоЛого.
Ребята, нарисуйте иллюстрацию в программе ПервоЛого. Напишите строки из текста к вашему рисунку.
– Зачем писатель Куприн придумал такую историю “Слон”? (Ответы детей)
– Что хотел сказать автор этим произведением?
– О чем этот рассказ: о силе родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство?
– В рассказе Александра Ивановича Куприна Надя почувствовала себя счастливой? Благодаря кому? (Благодаря родителям, семье)
– А как вы относитесь к своим родителям? Как вы должны отвечать на их чувства, на их любовь к вам?
Мечта шестилетней девочки Нади сбылась.
– А о чем мечтаете вы?
Я уверена, если очень верить в мечту, стремиться к неё, не лениться, сбудутся и ваши мечты.
Вспомни названия произведений.
1) А что у вас? С. Михалкова;
2) Рассеянный с улицы Бассейновой С. Маршак;
3) Айболит К. Чуковского
Подсказка:
- Краткая биография Корнея Ивановича Чуковского для презентации
- Краткая биография Агнии Львовны Барто для презентации
- Краткая биография Николая Носова для презентации
- Читательский дневник по сказке «Путаница» Корнея Чуковского
- Читательский дневник по сказке «Федорино горе» Корнея Чуковского
- Читательский дневник по стихотворению «Веревочка» Агнии Барто
- Читательский дневник по рассказу «Живая шляпа» Николая Носова
- Читательский дневник по рассказу «Затейники» Николая Носова
______
Как ты думаешь, почему произведения этих писателей объединены в один раздел? Что сближает этих авторов?
Выбери ответ:
— пишут интересно, весело;
— ругают детей;
— радуются хорошим детским поступкам, помогают избавиться от недостатков;
— показывают плохих детей (подшучивают над плохими детьми);
— учат добру.
Во всех этих рассказах присутствует весёлое настроение.
Это можно объяснить тем, что во всех них участвуют дети.
А они всегда попадают в смешные ситуации.
Авторы учат на примере них, как надо поступать в той или иной ситуации.
Когда проблема разрешается, и автор, и герои, и читатели радуются.
Герои избавляются от своих недостатков через жизненные уроки.
А читатель может посмотреть на эту ситуацию со стороны, и понять как следует себя вести.
И если вдруг произойдёт похожая ситуация, будет знать, что делать.
Ответы к Страница (ы) 11 Сказка «Случай с Евсейкой» Максим Горький
1
Что увидел Евсейка в подводном царстве? Обрати внимание на сравнения. Их можно найти в тексте с помощью слов как, точно
Евсейка увидел в подводном царстве много интересного: актиний, которые рассыпались по камням точно крупные вишни; быстрых креветок, мелькающих, точно мухи; зеленых рыбешек, играющих, как бабочки; вода, точно пробка лезет в рот; сепия как мокрый носовой платок и сифонофоры, точно стеклянные шарики.
2. Прочитайте с другом выразительно разговор рыб с Евсейкой. Чего опасался мальчик?
Евсейка опасался, что рыбы могут его съесть.
3. Опиши морских существ, с которыми встретился мальчик. Что необычного в их изображении?
Морские существа, с которыми встретился мальчик: рак-отшельник, тащащий свою раковину, сравнивается с дядюшкой Яковом и его тележкой, актинии сравниваются с вишнями, а креветки с мухами. Очень красочно описывает автор двух маленьких рыбок, которые играют как стеклянные шарики. Необычны сравнения и то, что морские существа смеялись, разговаривали и пели.
4. Что ты думаешь о Евсейке? Какой он? Как к нему относится автор? Почему ты так считаешь?
Мне Евсейка понравился, он вежливый и смышленый. Максим Горький тоже считает Евсейку хорошим мальчиком, об этом он написал в начале сказки. Автор рассказывает о том, что Евсейка любит маму и папу, у него хорошие оценки по русскому языку, что он хочет получить профессию авиатора. В разговоре с рыбами мы видим, что Евсейка разговаривает с ними вежливо, он не хочет обидеть рыб неосторожным словом. Читая диалог с рыбами мы видим, что Евсейка также храбрый и сообразительный. Он не показывает испуга, пытается найти выход из ситуации.
5. Придумай продолжение сказки.
Продолжение сказки про Евсейку:
6. Обсудите с друзьями, во сне или наяву всё происходило с Евсейкой.
Скорее всего всё происходило с Евсейкой во сне, потому что потом оказалось, что он сидит на камне совсем сухой.