Приставка
Спиши, раскрывая скобки.
Часть слова перед корнем — это: предлог или приставка Обведи верный ответ.
Образуйте и запишите новые слова с приставками за-, пере-.
Чем различаются записанные вами родственные слова?
Упражнение 144 — страница 24
Какая буква в словах пропущена? Впиши её. Обозначь приставки.
В словах пропущена буква «ъ». Теперь обозначим в словах с пропущенными буквами приставки.
P.S. При разборе слов по составу «ъ» не относится ни к приставке, ни к корню слова. Однако в начальной школе для простаты твердый знак выделяют вместе с приставкой.
Упражнение 145 — страница 25
Попробуй образовать новые слова с приставками. Какое правило нужно вспомнить?
При образовании новых слов с приставками следует вспомнить следующее правило.
Слова, близкие и противоположные по значению (синонимы и антонимы)
Упражнение 124 — страница 12
Подбери к данным словам слова, близкие по значению, с тем же количеством букв. Запиши их.
Слова для выбора: рынок, бор, мороз, жара.
Упражнение 125 — страница 12
Запиши по памяти отрывок из сказки А. Пушкина. С чем сравнивается месяц? В выделенных словах подчеркни безударные гласные, впиши проверочные слова.
Подбери к слову месяц слово, близкое по значению.
Упражнение 127 — страница 14
Прочитай текст. В чём ошибся ученик? Устно исправь его ошибки.
Найдите и подчеркните орфограммы в выделенных словах. В скобках запишите проверочные слова.
Слова для выбора: на юге — на Севере, долгая — короткая, жаркая — морозная, длинное — короткое, к жаре — к холоду.
Запиши ответы на вопросы, правильно выбери слова.
Тема: «Иван Саввич Никитин»
Задание 1
Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг.
Ответ:
Да, в этом стихотворении созданы картины природы. В начальных строфах изображено унылое осеннее утро с дождем и туманом.
Дальше поэт описывает, что в полдень пошел первый снег.
На следующий день утром пейзаж меняется полностью. Зима вступила в свои права. На улице лежит глубокий и чистый снег, все сковало зимней стужей.
Задание 2
Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.
Ответ:
Стихотворение посвящено началу зимы и первому снегу.
Люди радуются первому снегу потому, что после унылой осенней слякоти приятно смотреть на его сверкающую чистоту. Когда выпадает снег, даже дышится по-другому.
«…Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём».
Задание 3
Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Как называется этот художественный приём?
Ответ:
Приветствие зиме начинается со слов: «Здравствуй, гостья-зима!». Автор здоровается с зимой, как с человеком и наделяет ее человеческими качествами. Он приглашает зиму петь песни, гулять, строить мосты и расстилать ковры.
Этот художественный прием называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.
Задание 4
Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?
Ответ:
Поэт любил русскую зиму.
«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.».
Зима для Ивана Никитина — желанная гостья, к которой он относятся, как к живому человеку.
Автор гордится Родиной и русскими людьми. В стихотворении он говорит «к нам», «у нас». И. С. Никитин считает и чувствует себя частью своего народа, одним из русских людей.
О русских людях поэт говорит с гордостью. Он восхищается стойкостью народа перед холодом:
«Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!…
…Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»»
Никитин с любовью рассказывает о русском мужике, который едет по заснеженному полю и поет песни о зиме. Поэт говорит, что к бурям русский человек привыкает с детства:
«…И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.».
Также поэт призывает зиму в союзницы в борьбе с врагами Руси:
«…Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!»
Задание 5
Прочитай стихотворение И. Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
Ответ:
Первые две строфы нужно читать размеренно и ровно, чтобы передать настроение осеннего уныния.
Далее интонации должны стать более оживленными и как бы просветленными. Так будет заметна перемена настроения рассказчика и его отношение к первому снегу.
На словах «Здравствуй, гостья-зима!» интонации должны стать радостными, восклицательными.
Слова о русском народе и Руси, которые есть в полном варианте стихотворения, следует произносить с гордостью и торжественностью.
Задание 6
Подбери стихотворения к утреннику «Первый снег». Список запиши в «Рабочую тетрадь».
ОТВЕТЫ
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА НАВЫКА ЧТЕНИЯ МОЛЧА
№ |
А.И. Куприн. «Скворцы» |
Х.К. Андерсен. «Дюймовочка» |
Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Сказочка про |
1 |
о скворцах |
сказка |
о том, как жила |
2 |
девятнадцатого |
о появлении |
солнечным весенним |
3 |
два дня |
ячменное зерно |
вежливой и |
4 |
воробьев стерегут |
в бутоне тюльпана |
Козявочка едва |
5 |
поочередно |
на лепестке |
едва убежала, едва |
6 |
из строительного |
веселой (пела |
с другой Козявочкой |
7 |
не более пяти |
однажды ночью |
1. Рождение |
8 |
на земле и в земле |
чтобы женить своего |
Что козявочки не |
9 |
ранним утром |
в болотной тине |
Да она и не умерла, а |
10 |
быстро летит вниз |
на листе кувшинки |
Любой вариант |
11 |
1. Возвращение 3. Выселение воробьев. 4. Строительство |
1 . Подарок колдуньи. 2. Чудесный цветок. 3. Появление Дюймовочки. 4. Жизнь в доме 5. Похищение |
– |
12 |
научно-познавательный |
Каждый дает свой вариант ответа |
– |
13 |
мелкие кусочки разного мусора |
была маленькой, всего в дюйм ростом |
– |
14 |
Каждый выбирает свой вариант ответа |
мокрой и |
– |
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА УРОВНЯ НАЧИТАННОСТИ
И ЧИТАТЕЛЬСКИХ УМЕНИЙ
Комплексная разноуровневая
контрольная работа
1. а) «Помню я: бывало, няня…»
И.С. Никитина; б) «Ландыш» С.Я. Маршака;
в) «Русь» И.С. Никитина.
2. Псевдоним – вымышленное имя
писателя, которым он подписывает свои
произведения.
3. Возможные варианты:
Паустовский, Маршак, Пантелеев, Гайдар, Пришвин,
Куприн.
4. Рассказ – нас, вокруг – Чук.
5. Алексей Иванович Еремеев.
6. Эти слова сказал автор в
рассказе Л. Пантелеева «Честное слово».
7. «Стальное колечко».
8. Старик в рассказе А.П. Гайдара
«Горячий камень».
9. «Тимур и его команда»
А.П. Гайдара; «Фенька» Л. Пантелеева;
«Ландыш» С.Я. Маршака; «Волк» Дж. Лондона;
«Двойной след» М.М. Пришвина.
10. Камилл, Пантелеев, Выскочка,
Эрнест, Михалков.
1. С.В. Михалков. «Аркадий Гайдар».
2. «Камилл и учитель», «Честное
слово», «Фенька», «Ночка», «На ялике».
3. Спеленутый – нетронутый, лист
– душист.
4. Самуил Яковлевич Маршак.
5. Ивашка Кудряшкин.
6. Так говорит римский полководец
Камилл – герой рассказа Л. Пантелеева «Камилл и
учитель».
7. Из сказки Ц. Топелиуса «Зимняя
сказка».
8. «Трус и таракана посчитает за
великана».
9. Александр Иванович Куприн,
Михаил Михайлович Пришвин, Самуил Яковлевич
Маршак, Аркадий Петрович Гайдар.
10. Вьюшка, Танечка, Билл, Ивашка,
Фенька.
1. А.П. Гайдар. «Горячий камень».
2. Варианты ответа: Андерсен,
Перро, Гримм, Топелиус, Чиарди.
3. Бубенчики – венчики, плотны –
весны.
4. С.Я. Маршак. «Ландыш».
5. Марк Фурий Камилл.
6. Так думает Ивашка Кудряшкин –
герой рассказа А.П. Гайдара «Горячий камень».
7. Дж. Лондон. «Волк».
8. а) «Аркадий Гайдар» С.В.
Михалкова; б) «Об удивительных птицах»
Дж. Чиарди; в) «Ландыш» С.Я. Маршака.
9. «Двойной след» М.М. Пришвина;
«Урок родного языка» С.Я. Маршака; «Фенька»
Л. Пантелеева; «По следам» В.В. Бианки;
«Волк» Дж. Лондона.
10. Мальчик, Выскочка, «Ландыш»,
«Волк», Чинк.
Тест (вид итоговой проверки)
№ |
Вариант
|
Вариант
|
Вариант
|
1 |
рассказ |
Л. |
Л. |
2 |
С.Я. |
Ц. |
Ц. |
3 |
Л. |
В.П. |
Л. |
4 |
М.М. |
Л. |
Елизаветы |
5 |
А.П. |
Дж. |
Рыжий |
6 |
М.М. |
о |
В.В. |
7 |
Аркадий |
Сергей |
Михаил |
8 |
«Жаркий |
Ивашка |
о |
9 |
каталог |
Ш. |
А.И. |
10 |
С.А. |
иллюстрация |
аннотация |
ИТОГОВАЯ ПРОВЕРКА
СФОРМИРОВАННОСТИ УЧЕБНОЙ И ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
№ |
Вариант
|
Вариант
|
Вариант
|
1 |
рассказ |
Самуил |
С.В. |
2 |
«Ландыш» |
«По |
…маленький |
3 |
…рассказа |
…рассказа |
«Ю-Ю» |
4 |
переплет |
рассказ |
Дж. |
5 |
Э. |
Х.К. |
…зарубежные |
6 |
Аркадий |
Константин |
рассказы |
7 |
поэты |
о |
«Ошибка» |
8 |
Л. |
С.В. |
Голиков |
9 |
«Новенькая» |
«Ошибка» |
Иван |
10 |
К.Г. |
Дж. |
аннотация |
Анализ стихотворения С. Д. Дрожжина «Зимний день»
Спиридон Дмитриевич Дрожжин – русский поэт-самоучка – пишет о крестьянском быте с большим знанием дела, так как вся его жизнь прошла в деревне. Красота родной природы и сельской жизни, возвеличивание человека труда – основные темы творчества поэта. Стихотворение «Зимний день» не является исключением. Оно относится к жанру пейзажной лирики и включает такие средства художественной выразительности:
- инверсию – «злится, трещит мороз», «на горе крутой», «галок стая», которая дает возможность выдержать стихотворный размер;
- олицетворения – «мороз злится, трещит», «немая тишина», «стая вьется» – делают речь живой и образной, а явления природы и птиц – полноценными персонажами стихотворения;
- ряд однородных членов предложения – «злится, трещит» – подчеркивает контраст – несмотря на то, что мороз крепок, в крестьянских домах тепло и уютно;
- метафору – «алеет зарей»;
- лексику высокого стиля – «небеса»;
- религиозную лексику – «божий храм», она обозначает неразрывную связь материального и духовного аспектов жизни;
- диалектизм – «задворье», это слово обозначает задний двор – пространство вне интересов, забот человека, территорию, которую не обихаживают;
- аллитерацию – «по задворью злится … мороз…» – звонкие согласные слово имитируют потрескивание сучьев.
Произведение описывает зиму – любимую русским человеком пору года, время относительного затишья полевых работ, позволяющую труженику немного отдохнуть от дел и подумать о вечном. Стихотворение пронизано умиротворением, покоем, так как ничто не нарушает привычного порядка вещей. Неспешное повествование, несмотря на обилие глаголов, позволяет читателю представить статичную картину раннего зимнего утра. Все замерло перед пробуждением, и люди, вероятно, наслаждаются последними минутами сна. Безмятежность обстановки нарушает только суета птиц – они словно стремятся погреться, кружась над спящим селом. Но и они не смеют нарушить висящую над домами тишину.
Упоминание о храме – косвенная отсылка к нравственному восхождению, христианским добродетелям
Произведение создает акцент на сезонных метаморфозах и отражает кроткий настрой автора, его внимание к деталям, воспитывает любовь к родному краю. Предельная простота и ясность изложения, состоящего из простых предложений, делает стихотворение легким для заучивания и идеальным материалом для пополнения детской библиотеки
Спиридон ДрожжинРубрики стихотворения: Анализ стихотворений ✑
Звуки и Буквы. Слог. Ударение
Покажи Ване, как изменить слова, чтобы в них появился разделительный мягкий знак (ь).
Упражнение 113 — Страница 4
Прочитай. Подчеркни слова с разделительным мягким знаком (ь).
Таким образом из слов представленных в упражнении следует подчеркнуть слова: Дарья, семья, житьё, пьеса, вьюга, шьют, пьют, друзья. Во всех остальных слова «ь» является показателем мягкости согласных. Таким образом, получим:
Допиши предложения, используя слова для выбора.
Выполненное задание:
Упражнение 115 — Страница 5
Допиши слова с разделительным мягким знаком (ь).
P.S. Тут может возникнуть сложность в названии домиков для пчёл. То есть как правильно улья или ульи? Если обратиться к словарем, то все встает на свои места.
Упражнение 116 — Страница 6
Выпиши слова в две группы: сначала с разделительным мягким знаком (ь), а затем с разделительным твёрдым знаком (ъ).
Какие слова не попали в эти группы?