Краткое содержание
Корабль возвращался после плавания вокруг света. На палубе было много людей, потому что погода была хорошая. Среди людей на корабле была обезьяна. Она забавляла и смешила народ. Обезьянка любила, когда ее проделками забавлялись, а потому старалась больше рассмешить людей.
Обезьяна стащила шляпу с головы двенадцатилетнего мальчика. Это был сын капитана корабля. Затем обезьяна в шляпе забралась на мачту. Толпа засмеялась.
Усевшись на нижней перекладине, обезьяна дразнила владельца шляпы: портила ее, корчила рожицы. Когда мальчик злился, она рвала шляпу еще сильней. Капитанскому сыну стало досадно и стыдно перед смеющимися матросами. Он забрался на перекладину, но обезьяна поднималась еще выше.
Забравшись на самый верх, обезьяна повесила шляпу на последнюю перекладину. Сначала люди забавлялись захватывающей игрой мальчика и обезьяны, но когда капитанский сын ступил на верхнюю перекладину, в толпе началась паника. Люди боялись, что мальчик оступится, упадет и разобьется о палубу. Все ждали в молчании, что будет дальше. Кто-то от страха ахнул. Из-за неожиданного звука мальчик посмотрел вниз. От большой высоты он зашатался.
Из каюты вышел капитан, отец мальчика. Он собрался стрелять по чайкам. Вдруг он узнал своего сына, стоящего на перекладине. Отец понимал, что повернуться и спуститься назад очень трудно: высока вероятность оступиться. Капитан пригрозил, что застрелит, если мальчик не прыгнет в воду. Тут же матросы кинулись спасать мальчика. Его вытащили на корабль, но он дышал.
Когда капитан увидел, что мальчик пришел в себя, закричал от волнения и ушел в каюту, чтобы никто не увидел его плач. Капитан сильно разволновался, ведь он чуть не потерял единственного сына. Так находчивость и сообразительность помогла отцу не растеряться в трудную минуту, а быстро принять решение и предотвратить несчастный случай.
Тема: «Как хорошо уметь читать»
Задание 1
С чего началась эта история? Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было, или здесь сыграли роль: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя или покрасоваться, сделать всё по-своему?
Ответ:
История началась с того, что обезьяна сорвала шляпу с головы мальчика и взобралась на мачту корабля. Мальчик захотел отобрать у обезьяны свою шляпу.
Все произошло случайно. Обезьяна со шляпой взбиралась все выше, дразня мальчика. Матросы начали смеяться.
Этот смех задел самолюбие и гордость сына капитана, и он решил во что бы то ни стало вернуть шляпу.
Задание 2
Изменилось ли отношение окружающих к проделкам обезьяны и поведению мальчика? В какой момент это произошло? Почему?
Ответ:
Окружающие перестали смеяться, когда мальчик отпустил веревку и ступил на перекладину. Все испугались, потому что мальчик в любой момент мог потерять равновесие, упасть с большой высоты и разбиться о палубу.
Задание 3
Как находчивость капитана спасла мальчика? Прочитай. Почему капитан заплакал?
Ответ:
«Он увидел сына на мачте и тотчас же прицелился в сына и закричал:
— В воду! Прыгай сейчас в воду! Застрелю!
Мальчик шатался, но не понимал.
— Прыгай, или застрелю!.. Раз, два… — и как только отец крикнул «три», мальчик размахнулся головой вниз и прыгнул».
Капитан заплакал от нервного потрясения и облегчения, когда увидел, что сын начал дышать.
Задание 4
Расскажи, в какие моменты ты переживал за мальчика. Какие эпизоды рассказа говорят о его смелости, а какие — о самоуверенности, растерянности, обидчивости, самолюбии?
Ответ:
Больше всего мы переживаем за мальчика в двух моментах повествования.
- Мальчик выпустил из рук веревку и ступил на перекладину.
- Тело мальчика показалось на поверхности воды, но еще не понятно, жив он или нет.
Когда обезьяна сорвала шляпу с мальчика, и все засмеялись, он вначале растерялся. Усилившийся смех матросов задел самолюбие сына капитана и обидел его.
Решение мальчика лезть на высокую мачту говорит о самоуверенности, потому что обезьяны проворнее людей.
Смелость он проявил, когда послушался отца и прыгнул в воду.
Задание 5
Постарайся определить основную мысль рассказа «Прыжок». О чём этот рассказ? Почему его написал автор? Для этого перечитай рассказ ещё раз, посмотри, как он начинается, как заканчивается, выдели самый напряжённый момент
Обрати внимание, как автор описывает главных героев рассказа в различных ситуациях, как передаёт своё отношение к ним
Ответ:
Основная мысль рассказа: «Прежде чем совершить какой-то поступок, нужно подумать о его последствиях».
Автор хотел объяснить детям, что нельзя придавать большое значение чужим насмешкам и поддаваться им. Глупо рисковать жизнью ради того, чтобы не выглядеть смешным в глазах окружающих.
В начале, когда обезьяна украла шляпу, «мальчик … и сам не знал, смеяться ли ему или плакать». Он еще не определил, как ему относиться к происходящему. Именно после того, как «матросы громче стали смеяться», он решил догнать обезьяну и отнять у нее свою шляпу.
Самый напряженный момент наступает тогда, когда мальчик отпускает из рук веревку. Люди на палубе перестают смеяться и замирают от ужаса. Здесь автор показывает, как эпизод, казавшийся забавным и юмористическим, вдруг становится напряженным, опасным и страшным.
Л. Н. Толстой никак не описывает свое отношение к мальчику, не рассказывает о его личных качествах, переживаниях. Зато подробно объясняет последствия его действий: «Стоило ему только оступиться — и он бы вдребезги разбился о палубу. Да если б даже он и не оступился, а дошёл до края перекладины и взял шляпу, то трудно было бы ему повернуться и дойти назад до мачты».
Зато в описании поступка и поведения отца чувствуется уважение автора к нему. Капитан мгновенно оценил ситуацию и принял единственно верное решение, благодаря которому спас жизнь ребенка.Он проявил себя как мужественный и волевой человек. Его крик и слезы в конце рассказа говорят о том, что он любит своего сына. Отец пережил сильное нервное потрясение. Он убегает в каюту, чтобы скрыть свои переживания от посторонних людей.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
История началась с момента появления обезьяны. Она схватила с головы мальчика шляпу, забралась на мачту и начала корчить рожи, чем вызвала смех окружающих.
Такое поведение обезьяны и реакция матросов задели самолюбие мальчика, и он полез за обезьяной. Мальчик не останавливался перед препятствиями, потому что не хотел показать окружающим, что сдается, ведь он сын капитана корабля. Он может быть и не полез бы за своей шляпой, понимая, что тягаться с обезьяной в лазанье по мачтам бесполезно, но смех матросов лишил его спокойствия. Ему показалось, что он будет опозорен, если не отберет шляпу, если уступит обезьяне. Здесь сыграла роль именно самолюбие и нежелание выглядеть смешным, страх насмешек.
Как находчивость капитана спасла мальчика? Почему капитан заплакал?
Отец быстро среагировал и спугнул мальчика выстрелом, герой упал в воду. если бы этого не произошло, он бы мог упасть на палубу и разбиться.
Капитан пережил слишком сильное потрясение. Он очень испугался за сына.
Наиболее напряженный момент рассказа — это момент, когда мальчик ступил на перекладину мачты и отпустил веревку, стоило ему оступиться, как он упал бы и разбился о палубу.
То, что мальчик бросился догонять обезьяну по мачте, говорит о его самоуверенности, обидчивости и самолюбии. А когда мальчик услышал возгласы людей, которые со страхом наблюдали за ним с палубы, то он растерялся. О смелости мальчика говорит эпизод рассказа, в котором мальчик послушался приказания отца и бросился с высоты в море.
Главная мысль – необдуманные поступки могут привести к трагическим последствиям. Нельзя идти на поводу у самолюбия. Лев Толстой написал этот рассказ, чтоб донести эту мораль своим читателям. Рассказ «Прыжок» о том, как мальчик под влиянием мнения окружающих рисковал своей жизнью. Но благодаря быстрой реакции отца все закончилось благополучно.
Автор с любовью относится к своим героям. Мальчишку он изображает по-детски глупеньким, обидчивым, не способным устоять перед мнением окружающих и думать о своей безопасности. Но при этом мальчик совсем не злой.
Отец-капитан проявил свою способность здраво мыслить в сложных ситуациях и принимать верные решения, а потом, когда плакал, показал свою любовь к сыну.
Сравни тексты рассказов «Акула» и «Прыжок». Что в них общего?
В обоих рассказах действие происходило на корабле, в море. Герои рассказов — мальчишки, они попали в опасные для жизни ситуации, но благодаря отцам были спасены
Это говорит о том, насколько важно уметь быстро среагировать, не растеряться, не терять головы. Оба рассказа закончились благополучно
← Предыдущее
Следующее →
Ответы на вопрос
Отвечает Тимофеева Анастасия.
23.11.2023 в 05:15
Рассказы «Акула» и «Прыжок» имеют несколько различий.
В рассказе «Акула» главный герой — мальчик Вова, оказывается на океанском лайнере, который подвергся нападению акулы
В это время мальчик путешествует с бабушкой и отважно сражается с животным, что в конце концов позволяет ему спастись. В рассказе «Прыжок» главный герой — мальчик Миша, который живет на деревне и однажды решается на рискованный прыжок с горы
Он показывает храбрость и решительность, преодолевая свои сомнения и страх, и в конце получает большой успех.
Почему мальчик Вова залез на мачту корабля в рассказе «Акула»? Во время нападения акулы на лайнер, Вова заметил, что капитан и матросы прячутся от опасности на спасательных плотах. Он понял, что если останется на корабле, то будет в безопасности и сможет помочь другим, если это потребуется. Это свидетельствует о его храбрости и готовности помогать другим.
Почему в рассказе «Акула» ничего не говорится об обезьяне в конце истории? Возможно, это связано с тем, что обезьяна была уже спасена и в безопасности ранее в рассказе
Автор решил сосредоточить внимание на герое — мальчике Вове, и его приключениях с акулой.
Рассказы «Акула» и «Прыжок» похожи в том, что они рассказывают о поступках героев, которые смело преодолевают трудности и показывают храбрость. В обоих историях главные герои оказываются в опасных ситуациях и проявляют решительность и отвагу
Однако, они различаются в своей тематике и сюжетах — одна история происходит на океанском лайнере под угрозой акулы, а другая — на горе во время прыжка. Кроме того, персонажи и их приключения в каждом рассказе уникальны и отличаются друг от друга.
Топ вопросов за вчера в категории образование
Образование 31.08.2023 01:19 311 Романенкова Маша.
«Со своей стороны» выделяется запятыми или нет?
Ответов: 1
Образование 26.09.2023 09:48 1115 Сапроненков Евгений.
Какое проверочное слово к слову «облегчить» (облегчение)?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 11:36 1713 Петрина Макс.
Как пишется: «средне-техническое» или «средне техническое » образование?
Ответов: 1
Образование 20.08.2023 17:20 422 Плотникова Юля.
Как правильно: «не подходит» или «неподходит»?
Ответов: 1
Образование 09.09.2023 09:10 1668 Дианочка Диана.
Какие фрукты начинаются на букву «Ф»?
Ответов: 1
Образование 26.08.2023 14:06 1795 Пинчук Никита.
Какие фрукты начинаются на букву «Р»?
Ответов: 1
Образование 11.10.2023 21:09 1068 Ситникова Евгения.
Какое проверочное слово к слову ПРЕДПОЛАГАТЬ?
Ответов: 1
Образование 16.11.2023 07:16 1052 Карпов Андрей.
Чем искусство связано с моралью?
Ответов: 1
Образование 02.09.2023 05:24 967 Салымгереев Акылбек.
Как правильно: по получении или по получению?
Ответов: 1
Образование 06.09.2023 22:23 1718 Кудрявцева Аня.
Какие фрукты начинаются на букву «Ю»?
Ответов: 1