Краткое содержание
В стихотворении автор смог словами нарисовать пейзаж, отображающий картинки природы в момент перехода осеннего сезона в зимний. Эти перемены отмечает лирический герой, который наблюдает за происходящим «за кулисами». Первоначально он описывает осеннюю погоду с дождем и ветром. Осень догадывается, что скоро ей придется покинуть осыпанный золотыми листьями привольный край. Ей приходится плакать об этом, роняя на пол из желтых листьев слезы дождя. Вместе с ней грустит и опустевший, засыпающий лес.
Ночью дождь сменяется крупным пушистым снегом, который покрыл землю ровным ковром. На рассвете нового дня лирический герой восторгается изменениями в природе. Несколько строк посвящено лесу, образ которого динамичный. Накануне перемен он грустный, а с приходом зимы — веселый.
Особенное внимание автор уделяет символу России — березам. Стройные белокурые красавицы сняли сережки и примерили новое украшение — капли-алмазы, подаренные зимой
Деревья приветствуют зимушку и позволяют ей разгуляться от души: петь песни севера, расстилать ковры, разгуливать по вольным просторам. Лирический герой вторит им — он покорен изменениями, которые принесла с собой снежная стихия.
Страница (ы) 63 Стихотворение «Листья» Ф. Тютчев
Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказали, что они были в красе, играли с лучами, купались в росе. Всё лето они были красивыми, играли с солнышком, наслаждались росой. Их мечта – улететь вместе с птицами. Для этого они обратились за помощью к ветру.
Читаем выразительно.
2. Поэт рассказывает о листьях как о живых существах. Докажи.
Листья выполняют действия, которые присущи человеку. Они размышляют, наблюдают за происходящим вокруг, мечтают, и ощущают счастье.
3. Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?
В стихотворении говорится еще и о птицах. Они очень схожи с осенней листвой — судьбы листьев и птиц похожи, все они покидают край, в который пришла осень.
4. Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши его в «Рабочую тетрадь».
Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает. Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе. Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает. Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе..
Иван Саввич Никитин «Встреча зимы» читать
Дождь вчера утром
Я в оконные стекла постучала,
Туман над землей
Я поднялся, как облака.
Холодно дул мне в лицо
С мрачных небес
И черт знает что
Плакал мрачный лес.
В полдень дождь прекратился
И этот белый пух
По осенней грязи
Пошел снег.
Ночь закончилась. Он поднимался.
Нигде нет облаков.
Воздух легкий и чистый
И река замерзла.
Во дворах и домах
Снег лежит как холст
И это светит от солнца
С разноцветным огнем.
В безлюдном пространстве
Белые поля
Забавно смотрится в лесу
Из-под черных локонов
Как бы он был чем-то доволен, —
И на ветках берез
Как горят бриллианты
Сдерживаемые слезы.
Здравствуйте, зимний гость!
Добро пожаловать к нам
Северные песни петь
Через леса и степи.
У нас раздолье, —
Гуляйте везде;
Строить мосты через реки
И ковры раскатать.
Не привыкнем, —
Поп свой мороз:
Наша русская кровь
Гори на морозе!
Это было с незапамятных времен
Православные:
Летом, кажется, жара —
В дубленке идет;
Пахло пылающим холодом —
Для него все равно:
По колено в снегу
Он говорит: «Ничего!»
В чистом поле метель
И повороты, и грязь, —
Наш степной земледелец
Едет на санях, стонет:
«Ну, ястребы, ну!
Снимите, друзья!»
Сидит и поет сам:
«Снежки не белые!..»
И мы иногда
Смерть не шутка
Если для штормов у нас есть
Ребенок к этому привыкает?
Когда мама в кроватке
Ставит на ночь сына,
Под окном для него
Поет песни метель.
И безудержная непогода
С ранних лет любил
И герой подрастает
Что под бурей стоит дуб.
Выкладывай, зима,
Пока весна не станет золотой
Серебро на полях
Святая Русь!
И это случится с нами
Придет незваный гость
И для нашего же блага
С нами начнется диспут —
Возьми это
На стороне незнакомца
Подготовьте пьяный банкет
Спой гостю песню;
В постели ему
Сохраните белый пух
И заснуть в вьюгу
Его след в России!
Стихотворение «Полно, степь моя…» И. Никитин стр. 67
1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.
Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.
2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?
Обращение идёт к степи.
Да, я считаю, что это утверждение верное.
Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.
Он просит её проснуться и укрыться красою природы.
При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблён в окружающий мир.
Создаётся ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.
А на это способны только живые существа.
Анализ для читательского дневника
Произведение написано для детей. Его картины представлены очень точно, ведь ребятам сложно понять скрытый смысл. При анализе произведения в младших и средних классах школы можно использовать тематические иллюстрации и придерживаться такого плана:
С раннего детства ребятам важно читать и изучать произведения великих русских писателей и поэтов: Фета, Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Это расширяет кругозор, словарный запас и помогает во взрослой жизни
Начинать изучение рекомендуется с прекрасных и простых для понимания строк Ивана Никитина. Живое, настоящее произведение вызывает душевный отклик у младшего и старшего поколения, остается в памяти на долгие годы.
https://youtube.com/watch?v=FdaIkyCujN8
Страница (ы) 78 — 80. Проверим себя и оценим свои достижения
2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?
Это литературное произведение, строчки которого рифмуются, то есть созвучны друг с другом. Чтоб стихотворение звучало красивее, авторы часто используют художественные приемы.
4. Найди созвучные слова:
раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).
Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.
Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.
Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.
6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:
На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блеститРазноцветным огнём.На безлюдный просторПобелевших полейСмотрит весело лесИз-под чёрных кудрей…
А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»
Важные мысли выражены в строках
Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.
И. Никитин «Полно, степь моя…»
Важные мысли выражены в строках:
Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.
Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.
Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения.
10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.
Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.
Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.
Читаем. Выделяем голосом подчеркнутые слова.
Второе, так как в нем внимание обращено к словам наиболее важным по смыслу, а не просто на рифме
-
Назад
-
Вперёд
Тема, основная мысль и композиция
Иван Саввич Никитин представляет зимнюю встречу как радостное и естественное событие. Докажи, что природа живая. Он может проявляться по-разному и влиять на настроение человека.
Главные герои поэмы — могучий, сильный, крепкий русский народ и суровый защитник зимы. На первый взгляд, главная тема — смена времен года. Лирический герой встречает осень и радуется первым уверенным шагам мороза. Однако анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы» показывает, что это произведение более глубокое и многогранное. Помимо радости первой метели, Никитин в иносказательной форме напоминает о людях России. Увидеть людей, которые знают, каково это пережить холод, оказаться в метели, умыться в проруби.
С приходом зимы жизнь в России меняется, но не останавливается. Несмотря на сильные морозы и многодневные снегопады, все же наступают ясные дни. Люди радуются и празднуют трудное время года, устраивают веселые мини-игры. Маленькие дети привыкают к суровой зиме, которой метель поет песни. Это, по словам автора, закаляет характер, позволяет вырастить сильных героев, как дуб под бурей.
Иногда матушка-природа оказывается на стороне Русской земли, защищая ее от недобрых людей и завоевателей. Этому вопросу посвящена последняя часть стихотворения. Никитин просит зиму принять незваных гостей с заграничной вечеринки, приготовить для них праздник, спеть песню, уложить спать и покрыть путь метелью.
Эти строки побуждают читателей вспомнить многочисленные войны, которые иностранцы пытались вести в России зимой. И ледовое сражение, и кампания Наполеона 1812 года показали, что сам «генерал Мороз» был на стороне русских».
Условно стихотворение можно разделить на 2 части:
- Красочное описание дорогих сердцу автора пространств. Читая строки, представляешь себе бесконечные расстояния, покрытые снегом. Он сияет на солнце, окутывая мир кристальным сиянием. После грозы в лесу царит тишина и тишина.
- Вторая часть начинается ярко и торжественно: «Здравствуй, зимний гость!» Здесь автор подробно описывает, почему русский народ не боится зимы. Столкнувшись с этим временем года, он просит защиты от врагов страны.
Страница (ы) 62 — 63 Федор Иванович Тютчев
1. Как поэт помогает нам «услышать» грозу?
Федор Иванович использует словосочетания и отдельные слова, которые передают звуки грозы: грохочет, гремят, гам, шум. Он описывает явления, которые сопровождают грозу, что помогает представить картину происходящего.
2. Замени слово «брызнул» на «хлынул», «пошёл». Что изменится?
«Брызнул» показывает, что дождь был небольшим, но его капли появились внезапно. Если бы дождь «хлынул» это значило бы сильный ливень. Если дождь «пошёл», значит он появился постепенно..
3. Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства они вызывают?
Картины Тютчева вызывают восхищение природой, волнение от происходящего, желание наблюдать за грозой, восхищаться ею.
Ответы к Страница (ы) 64 — 65 Афанасий Афанасьевич Фет
2
Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов
Рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й. Благодаря такой рифме, стихотворение читается в необычном темпе.
3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.
«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег». Выбирайте вариант, который вам больше понравился.
1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?
Фет изобразил начало осени. В этот период можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей. Поэт выразительно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня, из-за этого возникает ощущение, что они живые.
Ответы к Страница (ы) 75 — 77. Иван Захарович Суриков
1. Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?
Похожи. Крестьянские дети тоже ходят на горку, лепят снежки, любят слушать интересные истории, которые рассказывают бабушка или мама на ночь. Они так же фантазируют и им снятся сказочные сны. Только у крестьянских детей не было планшетов и компьютеров, этим они отличаются от современных детей.
2. От чьего имени ведётся повествование?
Повествование ведется от лица мальчика. Вероятно, автор стихотворения вспоминает в нем свое детство, на это указывает последнее четверостишие.
3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?
«Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда».
Сначала рассказывается о детских развлечениях, настроение беззаботное, веселое. Но к последнему четверостишию настроение меняется на грусть по ушедшему детству.
Встреча с Андреем Никитиным • Президентом России
Владимир Путин провел рабочую встречу с Андреем Никитиным, назначенным на должность исполняющего обязанности губернатора
Новгородской области.
13.02.2017
13:35
Ново-Огарево Московской области
Президент России
Владимир Путин : Господин
Никитин, мы уже шесть лет работаем вместе?
Андрей Никитин : Верно.
Владимир Путин : С тех пор вы возглавляете Агентство стратегических инициатив.
Агентство много сделало за это время, чтобы дать
экономическому развитию новый импульс, и это не преувеличение. У вас есть
многого достигли в конкретных проектах в важных областях развития, и вы
очень тесно сотрудничать с бизнес-сообществом.
Я знаю, что вы и ваши коллеги
активное продвижение промыслов на региональном уровне в последнее время, организация молодых
участие людей в международных соревнованиях и помощь регионам в организации мероприятий на региональном уровне, в том числе в Центральной России и в Новгородской области
Область, край.
Вы активно развиваете свои контакты
с представителями бизнес-сообщества в разных регионах за последнее время, в том числе в Новгородской области.
Как продвигается эта работа и это сотрудничество?
См. Также
13 февраля 2017 г.
Андрей Никитин : г -н президент, только бизнес.
само сообщество действительно может показать нам, какие административные барьеры мешают
их работа. Мы можем выполнить поставленную вами задачу по уменьшению барьеров для выполнения
бизнес, только работая вместе с бизнесменами. Кроме того, бизнесмены должны оценить ту работу, которую делаем мы и наши коллеги в регионах.
В последнее время мы очень активно работаем в этой области,
в том числе в Северо-Западном федеральном округе, работая с нашими коллегами в Новгородской области. Недавно мы провели серию встреч и обсудили их
проблемы и способы выполнения решений, утвержденных вами в государстве
Заседание Президиума Совета. Мы разработали пошаговый план, создали экспертную группу, активно ведется работа по этому направлению в Новгородской области.
Мы также знаем, что предстоит серьезная работа в сфере туризма в Новгородской области. В том числе связанные с туризмом
профессии тоже, и люди, работающие в этом секторе. Профессионально-технические училища
начинаем обучать молодежь этому сектору, сервису и производству
профессии, связанные с туризмом.
Состоялся региональный чемпионат в этом секторе
место в Новгородской области в этом году, первый подобный чемпионат по системе WorldSkills. Надеемся увидеть первых медалистов в этих профессиях на уровне области, федерального округа, а затем и страны. Мы следим за этим
разработки, и наши коллеги делают все возможное, чтобы помочь.
Владимир Путин : Вы знаете, почему мы сегодня встречаемся.
Вы знаете значение Новгородской области в нашей истории, в нашей жизни сегодня, в нашей
экономики, и вы знаете потенциал региона. Я хочу назначить тебя исполняющим обязанности
губернатор области. Я проконсультировался с нынешним губернатором по этому поводу.
Что вы считаете наиболее важным и многообещающим
применительно к Новгородской области и ее особенностям? В нашей стране
много знаковых мест, но особое место занимает Новгородская область, учитывая, что
является одной из колыбелей нашей русской земли. Как вы видите развитие
перспективы?
Андрей Никитин : Г -н президент, наиболее важно
ваше доверие, и доверие народа, которое мне придется заслужить в регионе. Новгородская область конечно очень интересная
как с исторической, так и с логистической точки зрения
По сути, это коридор между двумя столицами. Я думаю, что приоритеты развития
можно, вероятно, охарактеризовать как, во-первых, индустрию туризма, а во-вторых, обрабатывающий сектор, который является основным кластером, в котором работают люди, живущие
между Москвой и Санкт-Петербургом. Эти отрасли могут привлечь как российские, так и иностранные инвестиции
Новгородская область конечно очень интересная
как с исторической, так и с логистической точки зрения. По сути, это коридор между двумя столицами. Я думаю, что приоритеты развития
можно, вероятно, охарактеризовать как, во-первых, индустрию туризма, а во-вторых, обрабатывающий сектор, который является основным кластером, в котором работают люди, живущие
между Москвой и Санкт-Петербургом. Эти отрасли могут привлечь как российские, так и иностранные инвестиции.
Конечно, в Новгороде есть старые купеческие традиции. Россия была известна на мировых рынках уже несколько столетий благодаря усилиям новгородских купцов.
Стих «Встреча зимы» анализ (читательский дневник)
Автор — Иван Саввич Никитин.
Год написания — 1854 г
Жанр — стихи
Тексты пейзажные с патриотическими мотивами.
Поэтический метр — ямб
Рифма параллельна.
Очерк стихотворения «Зимняя встреча»
- Дождь и туман
- Первый снежок
- Привет, зима
- Радость народа
- Песни вьюги для героя.
- Пьяный банкет для врагов.
Чему учит стих «Встреча зимы»?
Эта работа учит любить свою Родину, природу и любую погоду. Он учит, что плохая погода и зима также могут быть полезны, потому что они могут закалить характер человека и заставить его кровь гореть.
Отзыв о стихотворении «Встреча зимы»
В стихотворении Никитина «Встреча зимы» рассказывается о приходе зимы, которую автор называет желанным гостем. Он радуется зиме, первому снегу, морозу и говорит, что морозы русскому не страшны, что даже маленькие дети здесь не боятся зимы. Но против незваных врагов зима окажется важным союзником. Автор даже гордится русской зимой, ее морозами и снегопадами, от которых только кровь обжигает.
Рисунки и иллюстрации к поэме «Зимняя встреча»
«Встреча зимы» средства художественной выразительности
- Эпитеты: воздух легкий и чистый, с хмурого неба, мрачный лес, белый пух, осенняя грязь, цветной огонь, пустынное пространство, православные люди, степной крестьянин, золотая весна, святая Русь, незваный гость, хмельная вечеринка.
- Сравнения: «капли, как бриллианты»; «С того белого пуха начал падать снег», «герой, что дуба под бурей».
- Метафора: воздух легкий и чистый, он светится огнем, черные вьются, наводит мосты, расстилает коврики, обжигает кровь, рассыпает серебро.
- Воплощение: шел дождь, туман поднимался тучками, лес выглядел весело, дули холода, лес плакал, гость была зимой, метель поет песни.
Анализ для читательского дневника
Произведение написано для детей. Его картины представлены очень точно, ведь ребятам сложно понять скрытый смысл. При анализе произведения в младших и средних классах школы можно использовать тематические иллюстрации и придерживаться такого плана:
С раннего детства ребятам важно читать и изучать произведения великих русских писателей и поэтов: Фета, Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Это расширяет кругозор, словарный запас и помогает во взрослой жизни
Начинать изучение рекомендуется с прекрасных и простых для понимания строк Ивана Никитина. Живое, настоящее произведение вызывает душевный отклик у младшего и старшего поколения, остается в памяти на долгие годы.
Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс
Цели:
- познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
- продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
- развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
- совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
- связно рассказывать о своих впечатлениях;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:
3. Постановка цели. Актуализация знаний
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».
б) Словарно-лексическая работа
– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )
4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.
5. Беседа по содержанию:
6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией
– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.
– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)
– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.
7. Детальный анализ стихотворения
9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения
а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )
б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.
12. Домашнее задание
Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.
Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.
Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке
Встреча зимы.Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.
Наступила зима.Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.Брат и сестра долго любовались этой красотой.
Презентация к уроку литературного чтения «Иван Саввич Никитин «Встреча зимы»» 3 класс
Урок литературного чтения в 3 классе
Прозвенел звонок веселый .
Все готовы? Всё готово?
Мы сейчас не отдыхаем,
А работать начинаем.
Работа над чистоговоркой
- Ела-ела-ела вот и осень улетела
- Ма-ма-ма и примчалась к нам зима
- Али-али-али вот морозы затрещали
- Ды-ды-ды и сковали все пруды
- Оры-оры-оры появились вдруг узоры
- Ты-ты-ты на стеклах дивной красоты
Угадайте загадку :
Дел у меня немало —
Я белым одеялом
Всю землю укрываю,
В лёд реки убираю,
Белю поля, дома.
Зовут меня…
14 октября- Покров Пресвятой Богородицы.
Нави Чиввас
Нитикин
Иван Саввич Никитин
Поутру, угрюмых, сумрачный, полотном, разноцветным, безлюдный, побелевший,
Сдержанный, православный, разгул непогод, незваный гость, хмельный, искони.
Поутру вчера дождь
В стекла окон стучал,
Над землёю туман
Облаками вставал .
Веял холод в лицо
От угрюмых небес, И, Бог знает о чем плакал сумрачный лес.
В полдень дождь перестал,
И , что белый пушок,
На осеннюю грязь
Начал падать снежок
Ночь прошла.Рассвело.
Нет нигде облачка.
Воздух лёгок и чист,
И замерзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным ковром.
На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей,
Словно раз он чему,-
И на ветках берез,
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.
Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас, — Где угодно гуляй: Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать, — Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит!
Литературные приемы:
Олицетворение Сравнение
Сравнение отображение свойств описываемого предмета
- Снег лежит полотном,
- как алмазы горят капли слез,
- Туман облаками вставал,
Олицетворение заключается в том что свойства одушевленных предметов приписывают неодушевленным.
- начал падать снежок
- плакал лес,
- горят капли слез,
- Замерзла река,
- Смотрит весело лес, мороз трещит, кровь горит
Аркадий Алексеевич Пластов«Первый снег»
Каким дети увидели снег?
Воздух? Небо?
– Что чувствуют дети?
Рефлексия
- Я узнал….
- Мне удалось…
- Мне захотелось….
Итог урока
- Почему произведение называется «Встреча зимы?
- — Каков же замысел И..С. Никитина?
- Что нового узнали?- Спасибо всем за работу. Я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и интересного
Домашнее задание.
1.С.68-71, выразительное чтение
2.Написать мини-сочинение «Первый снег»
3.Выучить отрывок приветствие зиме.
4.Нарисовать иллюстрацию к стихотворению .
Разработка урока по чтению. И.С. Никитин. «Встреча зимы». 3-й класс
Цели:
- познакомить учащихся с произведением И. С. Никитина;
- продолжить формирование умения видеть образные языковые средства;
- развитие умения сравнивать и сопоставлять живопись и поэзию;
- совершенствовать умение выразительно читать стихотворные произведения;
- связно рассказывать о своих впечатлениях;
- воспитывать любовь к родной природе.
Оборудование. мультимедийная доска, репродукция картины А. А. Пластова «Первый снег», рисунки, фотографии, графика, учащихся, раздаточный материал с напечатанными строфами, стихотворения, маркеры-выделители.
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Домашнее задание по стихотворению И.С.Никитина «Полно, степь моя, спать непробудно…» было предложено в нескольких творческих вариантах:
– выразительное чтение всего произведения, – чтение одной понравившейся строфы и представление рисунка (фотографии, графики) к этой строфе, пояснение причины выбора этого сюжета.
3. Постановка цели. Актуализация знаний
– Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством И.С.Никитина и его стихотворением «Встреча зимы».
б) Словарно-лексическая работа
– Прочитайте словосочетания, поставьте ударение на выделенную букву: (Приложение 1 )
в) Что обозначают эти слова? Подбери синоним: (Приложение 1 )
4. Первичное чтение текста подготовленными учащимися по смысловым отрывкам (3человека) и обмен впечатлениями о том, что представили.
5. Беседа по содержанию:
– Какой поре посвящено стихотворение? – Какие части можно выделить? – Какие картины нарисовал поэт? – Почему людей радует первый снег?
6. Работа над текстом, смысловыми словами, интонацией
– Каждый из вас сейчас получит карточку с напечатанной одной строфой.
Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам. Песни севера петь По лесам и степям.
– Вы готовитесь выразительно прочитать строфу, предварительно выделив смысловые слова по вашему усмотрению маркером. (Строфы раздаются по порядку, чтобы в дальнейшем можно было «цепочкой» прочитать всё произведение)
Здравствуй, гостья-зима, Просим милости к нам.
– Теперь прочитайте «цепочкой» выразительно всё стихотворение.
7. Детальный анализ стихотворения
– Что происходило утром? в полдень? ночью? на рассвете? – Любил ли поэт русскую зиму? (доказать выборочным чтением) – Как автор относится к простым русским людям? к Родине? – Перечитайте приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Зачем он это делает? – Любил ли поэт русскую зиму? Почему вы так думаете?
– Знаете ли вы, что на Руси был праздник встречи зимы? Это 14 октября – Покров. Выпадал первый снег, укрывал (покрывал) землю, заснувшую до весны. Дети в этот день пели заклички снегу, который сохраняет тепло земли. Земля – матушка отдыхает от трудов, а с нею и все крестьяне. В сельских школах только в эту пору начинались занятия, в сёлах играли свадьбы. – Почему русский народ не боится зимы? – Как вы понимаете три последних строфы стихотворения?
9. Знакомство с картиной А. А. Пластова «Первый снег»
– Посмотрите на картину А. А. Пластова «Первый снег». Он нарисовал её в 1946 году, через 100 лет после того, как написал своё произведение И.С. Никитин
Обратите внимание на то, как созвучны два произведения, как поэт и художник увидели и передали красоту и прелесть первого морозного утра, первого снега. – Каким увидели снег? Воздух? Небо? – Что чувствуют дети?
10. Выделение образных выражений и выразительное чтение стихотворения
а) Прочитайте три группы выражений. Подумайте и скажите, где здесь метафора, сравнение, эпитеты: (Приложение 1 )
б) Выразительное чтение произведения 1-2 учениками.
12. Домашнее задание
Дифференцировано: наизусть 5-6 строф из стихотворения или мини-сочинение «Первый снег» по картине А. А. Пластова.
Литература: Методические рекомендации к урокам чтения в третьем классе под ред. С.В.Кутявиной.
Мини-сочинения учащихся по произведению и картине, представленных на уроке
Встреча зимы.Заканчиваются последние дни осени. Часто идут дожди. Однажды к вечеру пошёл белый пушистый снежок.Вся природа радуется приходу зимы. Русский мужик радостно кряхтит на морозе. Его душа поёт от удовольствия. Матери укладывают спать своих детей под песни вьюги. Пришла зима на земли святой Руси.
Наступила зима.Выпал первый снег. Все деревья и крыши домов были укрыты снежными шапками. Было морозно, и снег искрился на солнце. Маленькому мальчику и девочке захотелось выйти на улицу. Они стояли на пороге дома и с интересом смотрели, как падает первый снег. Им не хотелось уходить.Брат и сестра долго любовались этой красотой.