Иван Соколов-Микитов — Листопадничек: Краткое содержание
Жила на болоте старая зайчиха. Осенью появились у нее три зайчонка. Прямо в листопад. Охотники осенних зайчат так и зовут: листопаднички. Стало в лесу темно и холодно. Улетели журавли в теплые страны. Зайчатам страшно. Самый маленький Листопадничек хочет лететь за ними. Зайчиха объясняет детям: скоро они обрастут новой густой шубкой, да и в гнезде всем вместе будет тепло. Но Листопадничек бежит из дома за журавлями. Глядит – в речке бобры валят деревья, строят плотину. Это им и корм, и материал для теплой хатки. Зайчонок в нее попросился. Обещал научиться нырять и плавать, как они. Ведь выход из хатки – только через воду.
Взяли его Бобр с Бобрихой в няньки к бобряткам. В хатке – 2 этажа. Внизу ивовая кора для еды. Забрался внутрь зайчонок: да, тепло. Но темно и сыро. Но не лезть же в холодную воду. И остался зимовать. Бобряткам корм носил, грыз горькие веточки вместо репки. А кругом враги: лиса, рысь, выдра. Страшно! В марте хатку затопило. Бобр на хвосте хотел вытащить зайчонка, да тот не удержался. Кое-как сам до берега добрался. Прибежал домой – все рады. Ахнули зайцы: чуть до теплых стран не дошел, у бобров жил, и нырять научился! Да это самый храбрый и отчаянный заяц на свете!
Подумай, что писатель мог бы наблюдать в природе на самом деле, а что подсказали ему воображение и фантазия, когда он решил написать о Листопадничке.
Я думаю, Соколов-Микитов имел возможность видеть рождение зайцев, подготовку зверей к зимней поре, перелёт птиц в тёплые страны.
А общение зверей, жизнь зайчишки в домике бобров и все его переживания — скорее фантазия писателя.
Животные не умеют разговаривать, и автор не смог бы заглянуть в жилище бобра, чтоб описать то, что отображено в его произведении.
Тем более, переживания, мысли и мечты зайчишки никак нельзя узнать в реальном мире.
Человек только издалека может наблюдать за поведением зверей.
А что творится у них в голове, никому не известно.
К тому же животные, как правило, бояться людей, поэтому все особенности их существования тяжело проследить.
Мдоу «детский сад № 28 «колосок» — читаем детям
Первый снег. И. Д. Полуянов
Тяжёлой громадой дыбится туча, принёсшая снег. Она лиловая с густой просинью. Её кромка радужно и слепяще вспыхивает, пронизанная солнцем, и туча буреет, становится то оранжевой, то багряной, медленно уползая за поля, за леса. Крепкий запах идёт от земли, он чувствуется сильнее, когда выйдешь из натопленной избы на мороз. Снегом пахнет!
Дома, разбежавшиеся по косогору, скирды жёлтой соломы, розовые рябины, не сбросившие всех листьев, ольховые перелески — всё в мягком сиянии.
Снег, снег… Здравствуй, снег!
- Ребятишки возятся у снеговика с дырявым ведром на голове и метлой у бока, затевают игру. Мальчик, веснушчатый, подвижный, в большой шапке и рукавицах-шубенках, проводит расчёт:
- Раз, два, три, четыре, пять —
- Видел спутника опять!
- Раз, два, три —
- Кто не видел, выходи!
Читательский дневник по сказке «Листопадничек» Ивана Соколова-Микитова
Название произведения: «Листопадничек»
Жанр: сказки о животных
Главные герои: Листопадничек, мама зайчиха, Бобры.
Второстепенные герои: выдра, рысь, лиса.
Характеристика главных героев:
Зайчонок — листопадничек. Трусливый, но любопытный.
Ухаживал за бобрятами.
Сумел вернуться домой.
Бобры — добрые и отзывчивые.
Приняли зайчонка и пожалели его.
Заботливые и добродушные.
Мама зайчиха — тёплая, добрая, надёжная.
Краткое содержание сказки «Листопадничек»
Листопадничек родился осенью. Его назвали так потому, что в ту пору шли листопады.
Наступала зима, и зайчата боялись холодов.
Они мечтали улететь с журавлями.
Листопадничек решил бежать за перелётными птицами, но добрался только до хатки бобров.
Бобры предложили ему жить в хатке, обещая тепло.
Там было сыро и темно.
Но вход был скрыт водой и ему пришлось остаться.
Долгую зиму зайчонок ухаживал за бобрами и боялся страшных зверей, бродивших вокруг.
Весной вода смыла плотину и зайчик чуть не утонул.
Какая характеристика героев рассказа «Листопадничек» цитаты, как описать?
Характеристика зайца в рассказе «Листопадничек», описание зайца
Характеристика бобров, описание бобров
Микитов-Соколов рассказ «Листопадничек». Осенью у зайчихи родилось три зайчонка, а осенних зайчат охотники называют листопданичками, потому что рождаются они в пору листопада. двое зайчат слушались маму-зайчиху, а один самый младший Листопадничек был очень любопытным.
Сначала он хотел стать журавлем, чтобы научиться летать, потом убежал из дома вслед за журавлями и повстречался с бобрами. Листопадничек замерз по дороге и попросился к бобрам в их хатку на всю зиму.
Листопадничек был ответственным зайчиком, он терпеливо присматривал за бобрятами и не плакал, когда ел ветки ивы. Листопадничек тосковал по маме и братьям, но виду не показывал, он был сильным и смелым.
Правда, однажды испугался выдру, но он ведь ее никто не видел и жил в непривычных для себя условиях.
Иван Сергеевич Соколов-Микитов (1892-1975) известный русский писатель. Он родился в урочище Осеки Калужской губернии. Его отец был управляющим лесными угодьями у купцов. Когда мальчику Ивану было всего три года его семья переехала на родину отца в село Кислово Дорогобужского уезда Смоленской губернии. В памяти маленького мальчика остались воспоминания о его раннем детстве и в дальнейшем во многих произведениях он он описывал калужскую природу, считая ее своей родиной. В возрасте десяти лет Иван Соколов-Микитов поступает в Смоленское Александровское реальное училище
Важной вехой в биографии писателя была его работа в 1912 году в Ревеле в качестве секретаря газеты «Ревельский листок». Потом он поступает на работу на торговое судно и побывал во многих заграничных городах и зарубежных странах
Когда началась Первая Мировая война в 1915 году Соколов-Микитов возвращается в Россию и серьезно увлекается авиацией. Он совершал боевые вылеты на легендарном бомбардировщике «Илья Муромец». Находясь в эмиграции в 1921-1922 года писатель публикует свои рассказы в эмигрантских журналах. Максим Горький помог Соколову-Микитову вернуться на родину в 1922 году. На родине писатель много путешествует, входит в состав экспедиций в Северный Ледовитый океан, на Землю Франца-Иосифа и Северную землю. Во время Великой Отечественной войны он работает корреспондентом «Известий». Жизнь писателя окончилась в селе Карачарово Конаковского района. Он жил там с 1952-го года и большинство произведений он написал именно здесь.
Возможно многие уже не знают или не помнят что током называется не только направленное движение частиц но и брачный период у птиц, сопровождающийся особыми формами поведения, в которых самцы демонстрируют свои вокальные данные, красоту оперения и устраивают драки между собой. Ну а «дупель» это не только одна из крайних степеней алкогольного опьянения но и небольшая, весом до 300 граммов, птица
семейства бекасовых. Дупели, считающиеся одними из самых быстрых перелетных птиц ( почти 100 км/ч при перелетах на 6500 км) являются ночными и сумеречными птицами, возвращаются с зимовки в начале апреля (Украина), мая (Урал) июня (низовья Печеры) и гнездятся на болотах, сырых лугах и поймах рек. Вскоре после прилета дупели начинают токовать
Сказка про этого милого зайчика добрая и поучительная. А синквейны можно составить такого плана:
________________ _________________ _____
________________ _________________ ____
В произведении много героев, можно еще даже нескольких второстепенных упомянуть в синквейнах. Сказка добрая, учит всегда помогать в беде и слушаться родителей, потому что их советы практически всегда оказываются дельными.
Источник
Каким был Листопадничек?
Листопадничек был любопытным и любознательным зайчиком. Он хотел увидеть тёплые края, куда улетали журавли.
В разных ситуациях он вел себя по-разному. Когда он убегал от мамы, то был смелым и решительным. Но в тоже время, он был трусливым, когда боялся воды и выдры, когда боялся чтоб не замёрзнуть на болоте вместе с семьёй.
Листопадничка можно назвать еще и легкомысленным, ведь он не подумал о последствиях своих поступков.
У зайчика был неспокойный характер, который не позволял ему сидеть на одном месте.
Во время путешествия в теплые края, на долю листопадничка пришло много испытаний, которые он прошел и поэтому звери в лесу его стали называть храбрым, смелым и отчаянным зайцем. По возвращении домой именно таким его увидела мама-зайчиха.
Описание Листопадничка
Охотники называют маленьких зайчат, которые рождаются в пору осеннего листопада — листопадничками, и вот про одного из таких зайчат и придумал сказку писатель Соколов-Микитов.
Родила зайчиха трех зайчат, и два зайчонка оказались самыми обычными, зато третий был непоседа и егоза. Я бы назвала его боязливым и опасливым, потому что он сильно боялся морозов, но разве боязливый зайчонок бросит родную семью и побежит в неизвестные дали за журавлями, летящими в теплые края?
Нет, этот зайчонок-листопадничек был скорее безрассудным и смелым, любознательным и решительным. Эти его полезные качества прекрасно проявили себя, когда листопадничек оказался в бобровой хатке, решив что с бобрами ему будет и теплее и веселее. Но пришлось ему есть горькую иву,отбиваться от выдры, караулить лису. А весной пришлось и поплавать в холодной воде, когда хатку смыло половодье.
Зайчонок подрос и возмужал, он действительно стал отчаянным и храбрым и таким вернулся к родной маме-зайчихе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
Районный этап областного конкурса
детского творчества
«Живые богатства планеты»
Номинация «Животные в литературе»
Сочинение «Рассуждение о листопадничке»
Работу выполнила
Мышелова Дарья Сергеевна,
9 лет
МОБУ Новобурейская СОШ № 1
Бурейский район
Руководитель:
Фокина Наталья Николаевна
учитель начальных классов
«Рассуждение о листопадничке»
Номинация
«Животные в литературе»
п. Новобурейский
Мой зайчишка – герой сказки И.Соколова-Микитова «Листопадничек».
Почему зайчат называют листопадничками? Это последний, осенний выводок. Если малыши рождаются в сентябре, то они переживают зиму, но более поздних зайчат ждет печальная участь — они гибнут из-за холодов.
Наш листопадничек родился ранней осенью и он легко мог перезимовать в родном гнезде рядом с матерью, но…
Листопадничек был мечтателем. Он вместе со своими братьями и сёстрами каждое утро смотрел на долговязых журавлят, которые разгуливали по зелёному болоту и учились летать.
Уже была поздняя осень, и зайчонку было холодно и скучно. Он мечтал о том, чтобы тоже научиться летать и улететь вслед за журавлями в тёплые края.
Несмотря на уговоры матери, он тихонько убежал из родного гнезда искать тёплые журавлиные страны.
Листопадничек был любопытным и решительным
При встрече с бобрами он спрашивал у них: зачем они валят такие большие деревья, и тепло ли зимой в их хатке? Задавая вопросы, он принял для себя важное решение: остаться у бобров зимовать
Зайчик был самостоятельным, когда он оставался один с бобрятками, он таскал для них мягкие ивовые ветки, они быстро их съедали и листопадничек ещё и ещё раз ходил в кладовую.
Однажды в кладовой он встретил незнакомого зверя с большущей рыбиной в зубах. Это была выдра. Он испугался выдры и стал изо всех сил колотить лапками в стену, звать старых бобров. Бобры прогнали незваного гостя. Так листопадничек защитил себя и маленьких бобрят.
Хотя зайчик был и легкомысленным, но в то же время был смелым и решительным. Когда выдра разрушила плотину и вода стала поступать в хатку, все бобры прыгнули в воду, а зайчонок боялся воды и остался в хатке. Тогда старый бобёр приказал ему прыгнуть ему на хвост и крепко держаться. Нырнул бобр в воду, вильнул хвостом – не удержался зайчишка, как пуля вылетел из воды. Пришлось зайчику к берегу плыть самому. Выбрался на берег, фыркнул, встряхнулся – и со всех ног кинулся на родное болото.
Когда зайка вернулся в своё родное гнездо, мама обогрела его и уложила спать. Наутро он рассказал братьям и сёстрам о своих приключениях, а мама — зайчиха поведала, что у зайцев очень много врагов и кого им нужно опасаться. Кто только не норовит поохотиться на маленького беззащитного зверька: и волк, и лисица, и хищные птицы, и человек с длинным приспособлением и собакой.
Нельзя убегать из дома в поисках лучшей жизни, потому что на пути вы можете попасть в беду. Только дома нас всегда ждут, любят, заботятся о нас.
Благодаря своему любопытству, зайчонок прославился на весь лес, как самый храбрый и отчаянный заяц. Несмотря на свой маленький рост, у листопадничка большая и чистая душа.
Рисунок
Юрченко Арины
Представь себя в роли зайчика — Листопадничка и расскажи о своём путешествии. Составь план пересказа. Попробуй при пересказе передать чувства и переживания Листопадничка. Как ты перескажешь его историю: подробно или сжато? Почему?
Рассказ о своём путешествии от лица Листопадничка для 3 класса.
Я родился осенней порой, на болоте.
Вместе со своей семьёй каждое утро наблюдал за взрослыми журавлями, которые учили своих детей летать.
В те моменты мне тоже очень хотелось этому научиться.
Ведь приближалась зима, а я боялся, что замёрзну на холодном болоте.
Когда улетели журавли в тёплые страны, то страх ещё больше овладел мною.
Поэтому я решил отправиться вслед за ними.
Когда я перебегал лес, то встретил бобров.
Они делали себе хатку на зиму.
Я зашёл осмотреть её.
Там было темно и прохладно.
Поэтому мне не очень хотелось здесь оставаться.
Но, к сожалению, я уже не смог вернуться.
Бобры достроили жилище, и надо было прыгать в воду, чтоб попасть наружу.
А плавать я не умел.
Вот и пришлось мне остаться зимовать с бобрами.
Всю зиму я помогал кормить и воспитывать малышей.
Мне было не комфортно, не хватало маминой ласки и тёплого гнёздышка.
К тому же постоянно приходили непрошеные гости.
Они очень пугали меня, но смелый бобёр умел с ними справиться.
Но злая выдра таки смогла испортить хатку.
Из-за этого весеннее наводнение снесло плотину.
Чтоб спастись, надо было переплыть воду.
Бобёр пытался помочь мне, но я никак не мог ухватиться за его скользкий хвост.
Было очень страшно. Но я победил свой страх, и сам поплыл к берегу.
Затем я быстро побежал к родному болоту.
Как же было радостно вновь увидеть родную маму, согреться в родном гнёздышке.
Наконец-то я смог как следует выспаться.
На следующий день я рассказал всем зайцам на болоте о своих нелёгких происшествиях.
Они с восторгом слушали мою историю.
С того времени все уважают мою смелость и находчивость.
План пересказа путешествия:
- Наблюдения за журавлями.
- Путешествие в неведомые тёплые места.
- В гостях у бобров.
- Нелёгкая зима.
- Наводнение.
- Родное болото.
- История о необыкновенных приключениях.
Я перескажу подробно те моменты, что больше всего показывают эмоции и переживания Листопадничка. Ведь они отображают характер зайчишки, его детские страхи, а также смелость и находчивость.
Кого встретил зайчонок во время своего путешествия? Понравилась ли Листопадничку хатка бобров? Почему он там остался?
По пути в тёплые места зайчишка встретил семью бобров.
Они были очень трудолюбивы и быстро строили себе жильё, чтоб перезимовать.
Их хатка не очень понравилась маленькому Листопадничку.
Там было не так светло, как в лесу, где привык жить зайчик.
А ещё сыро и недостаточно тепло.
Но Листопадничку пришлось остаться, так как бобры уже достроили хатку, и, чтоб выйти, пришлось бы нырнуть в ледяную воду.
Зайчишка же ещё не научился плавать.
Поэтому и не решился на такой поступок, а просто остался жить у своих новых друзей.
4. Каких страхов натерпелся Листопадничек за долгую зиму? О чём он часто вспоминал? Найди и прочитай эти строки.
В обитель бобров пытались пробраться разные злые животные.
Среди них и коварная рысь, и хитрая лисица, и росомаха, а выдре даже удалось повредить жилище.
Это очень пугало маленького зайчишку.
Но к счастью, бобёр умел прогнать непрошеных гостей.
Листопадничек частенько грустил по своей любимой маме и по тёплому гнёздышку, которого ему так не хватало.
Читательский дневник по сказке «Листопадничек» Соколова-Микитова
Сюжет
Осенний зайчонок-листопадничек – трусишка. Он боится зимы. Бежит из дома на болоте в теплые страны, зимует у бобров в сырой хатке. Весной хатку затопило. Ему пришлось лезть в воду, чтобы вернуться домой. Зайцам он кажется героем.
Отзыв
Это не рассказ, а сказка: тут и говорящие звери, и дружба бобров с зайцем, и необыкновенная зимовка, и счастливый конец. Описание, как зимуют разные звери. У каждого – свой образ жизни. Каждый домик хорош по-своему. А родной дом – лучше всех. Трусишка и хвастунишка – не герой. Сказка учит слушать родителей, любить свой дом, трудиться, не хвастать, отвечать за свои поступки.
Представь, что путешествие Листопадничка продолжилось. Какие ещё приключения могли бы с ним произойти? Придумай свой рассказ. Запиши план в «Рабочую тетрадь».
1) Листопадничку наскучило сидеть дома, и он решается опять отправиться на поиски приключений.
2) Зайчонок встречает по пути медвежью семью. Они учат его своим законам.
3) Спустя неделю путешественник отправляется дальше.
4) Листопадничек встретил необычного волка, который стал ему другом.
5) Зайчик и волк путешествуют вместе.
6) Животные добрались до города, где увидели непонятных существ — людей.
7) Блуждая тёмными улицами, животные вернулись в лес.
Листопадничек и волк поняли, что скучают по дому, поэтому каждый вернулся к своей семье.
9) Волк часто приходит на болото к заячьей семье. Они вместе играют и делятся секретами.
Подсказка:
- Читательский дневник «Листопадничек»
- Краткая биография Ивана Соколова-Микитова для презентации
- Ответы к рабочей тетради «Люби живое» стр. 65-72
_______
«Листопадничек» читательский дневник 3 класс
Автор — Соколов-Микитов
Сколько страниц — 5
Главная мысль сказки «Листопадничек»
Автор показывает, что нигде на земле не будет так хорошо, как в родном доме. Автор призывает читателей не убегать из дома, ведь в чужих краях опасно, а мамы рядом нет.
Чему учит сказка «Листопадничек»?
Сказка учит нас любить и дорожить своей семьей, родителями и братьями. Нет места лучше, на земле, чем отчий дом, и нет роднее мамы никого на свете. Произведение учит оценивать последствия своих действий.
«Листопадничек»: отзыв
В этой сказке мне понравилась главный герой, зайчонок Листопадничек. Он не побоялся отправиться в дальнее путешествие, из которого успешно вернулся и заработал себе репутацию отчаянного храбреца.
Пословицы к сказке «Листопадничек»
Рисунки и иллюстрации к сказке «Листопадничек»
«Листопадничек» краткое содержание для читательского дневника
1) У зайчихи во время листопада родились зайчата, которые любили смотреть на журавлей.
2) Один зайчонок — Листопадничек — хотел тепла, поэтому мечтал улететь вслед за журавлями в теплые края.
3) Он убежал из родного гнезда и встретился с бобрами, которые оставили его жить в своей хатке.
5) Весной из-за половодья хатку сносит и зайчонку пришлось выплывать, он прибежал в гнездо к маме и понял, что это лучшее место.
Пересказ сказки
Листопадничек, главный герой рассказа, один из детенышей зайчихи, которые родились осенью. Поздней осенью стало в лесу холодно и промозгло, и Листопадничек не захотел ждать, пока у него вырастет теплая шубка. Он решил отправиться в теплые края немедленно, поэтому убежал и увидел возле реки бобров. Бобры валили деревья и строили себе домик, в котором собирались перезимовать.
Листопадничек попросился к ним жить в новом домике и бобры разрешили. В хатке зайчику не понравился, но он справился со своими чувствами и принялся ухаживать за бобрятами. Но грустно было ему в сыром и темном домике, да и репка, которую грызли бобрята, ему не понравилась. А еще вокруг домика кружили лисица, выдра, рысь и росомаха, что беспокоило зайчика.
Все чаще Листопадничек вспоминал свое теплое жилье и свою маму-зайчиху. А однажды прорвала плотина и домик бобров стала заливать вода. Бобр вывез его на своем хвосте, а дальше зайчишке пришлось до берега плыть самостоятельно.
Как только Листопадничек оказался на берегу, бросился он к своему домику, залез в него и к маме прижался. Зайчиха облизала и согрела своего сынка-путешественник а, а утром он рассказал родственникам о своих приключениях. Теперь в лесу Листопадничка все считали самым бесстрашным, смелым и удалым зайцем.
Источник