Пушкин александр сергеевич стр. 86

Гдз решебник рабочая тетрадь литература 3 класс начальная школа xxi века ефросинина

«Уж небо осенью дышало» А. С. Пушкин стр. 86

Первое выражение значит, что по небу уже можно было понять о наступлении осени – оно стало темнее, мрачнее, белые облака заменили тяжёлые тучи.

Второе выражение говорит, что листья с деревьев начали опадать.

Они с шелестом ложились на землю, и лес обнажился.

Слово «печальным» показывает, что такая картина вызывает грусть по уходящим тёплым денькам с зелёными пейзажами.

Третье выражение даёт понимание того, что птицы начали отлетать в тёплые края.

Свой полёт они сопровождают криками.

Обычно, таким образом птицы прощаются с родными краями.

Ведь они не смогут вернуться аж до прихода тепла.

С помощью таких строк Александр Сергеевич нарисовал картину полного преображения природы, которая окутана объятьями осени.

Произведение пронизано некой унылостью, спокойствием, невесомостью.

Кажется, что автор безразличен к осени.

Хотя, на самом деле, это его любимая пора года.

Стихотворение «Опрятней модного паркета…» А. С. Пушкин стр. 87

С модным паркетом.

Такое сравнение даёт представление того, насколько поверхность реки была чистой и гладкой.

Ещё у меня паркет ассоциируется с чем-то скользким, что также свойственно льду.

Я считаю, что такое сравнение является очень удачным.

Ведь в полной мере даёт представление той самой картины на реке.

2. Как изображаются мальчишки? Какое слово помогает передать звук скользящих коньков?

Описание мальчиков говорит о том, что они были весёлыми, игривыми, радовались зимней поре и возможности забавляться на коньках.

И это не удивительно.

Я бы тоже был счастлив побывать на таком своеобразном катке.

Услышать звук от коньков помогает словосочетание «звучно режет», а особенно слово «режет».

Я, например, сразу представляю звук тонкого скрипа.

3. Каким изображён первый снег? Как он назван?

Он мимолётный, лёгкий и весёлый – кружится в виде снежинок и ложится на берег.

Автор говорит о снеге, как о звёздах.

Это потому, что форма снежинок напоминает звёздочки.

4. Обсудите с другом, как можно озаглавить фрагменты из романа «Евгений Онегин».

Первый фрагмент («В тот год осенняя погода…») – «Поздняя зима», «В окне», «Январь», «Настоящая зима», «Приход зимы».

Второй фрагмент («Опрятней модного паркета…») – «Река во льду», «Лёд», «На реке», «Каток на реке», «Ледяной паркет».

«Проверим себя»

Задание 1

Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

Ответ:

В этом разделе мы познакомились со стихотворениями Александра Сергеевича Пушкина и Михаила Юрьевича Лермонтова.

Каждое стихотворение ярко и образно описывает красоту зимней или осенней природы. Каждое из них передает разные оттенки настроения: радость, восторженность, грусть, задумчивость. Выбури то, что тебе близко и понятно, вызывает отклик в душе.

Задание 2

Перечитай фрагмент из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», с которым ты познакомился во 2 классе.

Ещё раз прочитай стихотворения поэта о зиме из раздела «Великие русские писатели».

Ответ:

Перечитай фрагменты из поэмы «Евгений Онегин» А. С. Пушкина «В тот год осенняя погода…» и «Опрятней модного паркета…», стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер» со страниц 64-69 из учебника.

Задание 3

Расскажи, какой изображает зиму А. С. Пушкин. В этом тебе помогут вопросы:

  • Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные? Объясни.
  • Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему?
  • Почему поэт в стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство?
  • Любит ли Пушкин зиму? Почему ты так думаешь?

Ответ:

Поэт изображает самые разные картины зимы: радостные, мрачные, яркие, унылые. Например, в одном из фрагментов поэмы «Евгений Онегин» описывается веселое катание мальчишек на коньках: «Мальчишек радостный народ коньками звучно режет лёд». А в стихотворении «Зимний вечер» поэт изображает мрачную зимнюю вьюгу: «Буря мглою небо кроет…».

Настроения автора соответствуют пейзажам, которые он описывает. В стихотворении «Зимнее утро» есть строчки «Мороз и солнце; день чудесный!» А. С. Пушкин восхищается ярким и солнечным морозным утром. А в «Зимнем вечере» поэт пишет: «Наша ветхая лачужка и печальна, и темна», «…выпьем с горя…».Снежная вьюга, мрак и холод навевают уныние и тревогу.

В стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…» А. С. Пушкин показывает, как приход зимы меняет пейзаж: «Легла волнистыми коврами среди полей, вокруг холмов». Всё вокруг преображается как по волшебству, становится белым и чистым. Поэтому автор называет зиму волшебницей.
А. С. Пушкин любил русскую зиму. Многие его стихотворения посвящены этому времени года. Он много раз описывал красоту зимних пейзажей, зимние игры, забавы, гуляния. А в стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…» есть строки: «И рады мы проказам матушки зимы…». Другие «зимние» стихотворения Пушкина тоже пронизаны радостью и восторженными интонациями.

Задание 4

Сказка А. С. Пушкина, которую ты прочитал в этом разделе, написана в стихах. Какие ещё сказки в стихах ты знаешь? Назови.

Ответ:

Сказки А. С. Пушкина:

  • «Сказка о попе и о работнике его Балде»
  • «Сказка о рыбаке и рыбке»
  • «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
  • «Сказка о золотом петушке»

Сказки в стихах других поэтов:

  • П. П. Ершов «Конёк-Горбунок»
  • С. Я. Маршак «Сказка об умном мышонке»
  • К. И. Чуковский «Мойдодыр»

Стихотворение «Зимнее утро» А. С. Пушкин стр. 89

1. Какие картины зимнего утра изображаются в стихотворении? Опиши их.

— Как выглядит комната в это утро?

— Какие звуки повторяются и помогают «услышать», как трещит затопленная печь?

Первой картине соответствует первая строчка произведения.

В ней автор говорит о сочетании солнца и мороза, а также называет день чудесным.

Это выражение стало очень популярным.

Затем ещё идёт упоминание о блеске снега под лучами солнца:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит».

А комната в это время сияет янтарным блеском.

Это значит, что в неё проникают золотые лучи солнца.

Услышать треск помогают звуки и .

Они происходят от буквы «щ», которая содержится в слове «трещит».

2. Почему Пушкин вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

Это для того, чтоб максимально точно передать характер зимней поры, показать её суровость.

А также рассказать о том, что зимой бывают и лютые дни, и солнечные.

При этом возникает контраст между тем, что происходило на улице раньше и тем, как уютно сейчас.

Из-за этого настроение автора радостное, поднесённое, увлечённое природой.

Он восхищается её разнообразием и неповторимостью.

3. Перечитай последние шесть строк стихотворения. Какую интонацию ты выберешь?

Следует использовать возвышенную, поднесённую и радостную интонацию.

Ведь поэт доволен тем, что имеет возможность навестить милые ему края.

Конспект урока литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С. Пушкина; развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения, настроение авторов.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, сравнивать произведения искусства; мета- предметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.

Оборудование: портрет П. Брейгеля, репродукции картин художника, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина.)

III. Речевая разминка

— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.

Зимняя радость

Белый снег-снежок

Жжется, колется,

Выходи, дружок,

За околицу.

Там снежком гора

Припорошена,

Там лыжня вчера

Мной проложена.

Побежим с тобой

К лесу синему,

Принесем домой

Радость зимнюю.

Г. Ладонщиков

— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно, передав смысл стихотворения).

IV. Сообщение темы и постановка целей урока

— Откройте учебники нас. 10—11. Прочитайте, какое произведение мы будем изучать. Кто его автор?

— Определите тему и задачи урока.

V. Работа по теме урока

— Прочитайте стихотворение «Опрятней модного паркета…» самостоятельно.

— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С паркетом.)

— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)

— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Звучно.)

— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

— Перечитайте первые четыре строки. В чем их необычность? Найдите рифмы в стихотворении.

— Сейчас вы будете готовиться читать стихотворение выразительно. Будет ли отличаться тон чтения первых двух строк от тона чтения следующих? Почему?

— Когда вы будете читать стихи весело, игриво, а когда — медленно, торжественно?

— Приготовьтесь читать выразительно.

(Выразительное чтение учащихся.)

— Чье чтение было особенно удачным?

(Учащиеся анализируют чтение одноклассников.)

— Рассмотрите репродукцию картины П. Брейгеля «Зимний пейзаж».

— Обсудите впечатления с соседом по парте. Вспомните, по какому плану мы работаем.

План

1. Прочитайте название картины и фамилию ее создателя.

2

Рассмотрите картину более внимательно: что изображено на ней; как расположены герои или предметы (композиция); обратите внимание на цвета, краски

3

О чем хотел рассказать художник, на что обратить ваше внимание?. 4

Выразите свое отношение к картине

4. Выразите свое отношение к картине.

Питер Брейгель Младший (1564/65—1637/1638) — нидерландский (фламандский) живописец. Начинал творчество с копирования произведений отца, но впоследствии выработал свою манеру письма. Его краски были ярче, а изображение резче

А его внимание к деталям и интерес к самым обыденным проявлениям человеческой жизни стали образцом. Его творчество стало настоящей энциклопедией народной жизни

Брейгель описывал жизнь деревенских и городских мастеров и природу своей страны.

VIII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

IX. Подведение итогов урока

— Сравните произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?

— Можно ли сказать, что картина П. Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению А.С. Пушкина?

— Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины П. Брейгеля «Зимний пейзаж»?

Домашнее задание

Выучить любое понравившееся стихотворение А.С. Пушкина.

Проверим себя и оценим свои достижения

Номер 1.

Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

В этом разделе я прочитал такие стихотворения: «За весной, красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот день осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер» (А. С. Пушкин), «Горные вершины», «На севере диком…», «Утес», «Осень» (М. Ю. Лермонтов).
Мне хочется выучить наизусть стихотворение Пушкина «Опрятней модного паркета…», потому что в нём изображаются живописные картины начала моего самого любимого времени года – зимы.

Номер 2.

Вспомни и перечитай стихотворение Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…», с которым ты познакомился во 2 классе. Перечитай стихотворения поэта о зиме из этого раздела.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Номер 3.

Расскажи, какой изображает зиму Пушкин.
В этом тебе помогут вопросы:
• Какие зимние картины рисует поэт: радостные, весёлые, грустные, мрачные? Объясни.
• Какие чувства вызывают у Пушкина эти картины? Почему?
• Почему поэт в стихотворении «Вот север, тучи нагоняя…» называет зиму волшебницей? Как изменяется природа с приходом зимы? В чём заключается волшебство?
• Любит ли Пушкин зиму?
Почему ты так думаешь?

Поэт рисует радостные, веселые картины зимы.
Эти картины вызывают у Пушкина чувства восхищения, воодушевления, радости.
В стихотворении «Вот север, тучи нагоняя» поэт называет зиму волшебницей, потому что она преобразила природу.
Пушкин любит зиму и все изменения природы, которые она приносит с собой. Поэт во всех своих стихотворениях изображает завораживающие, удивительные и неповторимые зимние пейзажи.
Я думаю, что так можно писать только о том, что искренне любишь и чем восхищаешься.

Номер 4.

Перечитай стихотворение Лермонтова «Осень». Сравни первые четыре строки этого произведения с данными предложениями:
В поле пожелтели листья,
И летят, и кружатся;
В бору лишь поникшие ели
Хранят мрачную зелень.Можно ли назвать эти предложения стихами? Что исчезло? Объясни.

В этих предложениях нет рифмы, поэтому их нельзя назвать стихами.

Рейтинг

Вступайте в нашу группу вконтакте

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: