Что ты можешь сказать об отношениях мамы и сына?
Какой наказ мама дала Артёму? Прочитайте с другом диалог.
Видно, что главный герой очень любит родную мамочку.
И это, конечно же, правильно.
Мальчик сильно привязан к ней, поэтому без неё даже в школу ходить не хочет.
Он боится, что за время его отсутствия может случиться что-то плохое.
Будучи уже в школе, Артёма не покидают мысли о маме.
Он беспокоится, что мама скучает по нему.
Его начинают посещать мысли об опасностях, что могут ей грозить пока сын в школе.
Значит, он готов защищать маму, несмотря на свой возраст.
Мама Артёма тоже очень его любит и желает мальчику только добра.
Она, понятное дело, не может оставить сына дома.
Но в словах матери видна уверенность в своём ребёнке, она не сомневается, что у него всё получится.
А в конце произведения маму берёт гордость за Артёма.
Мама даёт ему наказ учиться и расти большим.
Урок литературного чтения в 3 классе. Тютчев «Весенняя гроза». Прием звукописи как средство создания образа
Цели: формировать умение эмоционально откликаться на лирическое произведение; учить анализировать лирическое произведение, определять тему, основную мысль, содержание, создавать собственный текст на основе ключевых слов и выражений.
Планируемые результаты: предметные: давать эмоциональный отклик на лирическое произведение, осмыслять произведения литературы и живописи, сравнивать их (что общего и в чем различие), настроение лирического текста Ф. Тютчева, создавать свой текст на основе ключевых слов и выражений; метапредметные: взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях); личностные: видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: портрет и выставка книг Ф. Тютчева, карточки с текстом речевой разминки и заданиями, магнитная азбука.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Речевая разминка
— Прочитайте самостоятельно загадку, отгадайте ее.
Вот из далека-далека
Что-то грохнуло слегка.
Потом поднялся ветерок —
Совсем задул наш костерок.
Осталась только пепла кучка.
На солнце набежала тучка,
Дождинки падают за ворот —
Пора нам возвращаться в город.
Сверкнуло так! Слепит глаза
Блеск молний. Все, идет… (гроза).
— Прочитаем загадку все вместе, в медленном темпе.
— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении?
— Прочитаем с интонацией удивления (утвердительно; с интонацией раздражения; с интонацией восхищения; весело; выразительно).
III. Сообщение темы и постановка целей урока
— Какое явление природы описано в стихотворении?
— Когда бывает гроза?
— Какие времена года вы знаете? Назовите их и месяцы каждого времени года.
— Сегодня мы познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева. Прочитайте записанную на доске тему урока. Определите задачи.
IV. Работа по теме урока
— Прочитайте на с. 145 учебника название стихотворения. О чем оно?
— Что вы можете рассказать о грозе?
(Выразительное чтение стихотворения учителем. После чтения учитель выдерживает паузу.)
— Какие чувства вы испытывали, слушая меня?
— О каком времени года рассказывает нам автор?
— Прочитайте стихотворение самостоятельно, найдите слова и выражения, значение которых надо уточнить.
РЕЗВЯСЯ — резвый — подвижный, веселый.
ПЕРЛЫ — жемчужины, что-нибудь чистое и блестящее, как жемчуг.
ПРОВОРНЫЙ — быстрый, торопливый.
ГАМ — нестройный гул голосов.
НАГОРНЫЙ— находящийся, расположенный на горе, на горах.
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
— Прочитаем стихотворение еще раз.
— Сколько картин возникает перед вами, когда вы читаете стихотворение? (Три.)
— Опишите первую. (Первая картина: еще светит солнце, а уже гром начинает греметь, играя. И совсем не страшно.)
— Опишите вторую
Обратите внимание на слово брызнул. (Вторая картина: гремит гром, и вдруг неожиданно брызнул дождик
На деревьях повисли жемчужные капли дождя.)
— Опишите третью. (Третья картина: я представляю себе гору, а с нее бежит вода, спускается с грохотом, шумят птицы, и гром еще гремит.)
— Как поэт помогает нам «услышать» грозу? (В стихотворении есть слова «грозу», «первый», «гром», «играя», «грохочет», «гремят раскаты», «брызнул», «перлы», «с горы», «проворный».)
— Какие звуки повторяются? (В этих словах повторяются звуки , , их сочетание .)
— Какое настроение создает стихотворение «Весенняя гроза»?
— Подготовьтесь к выразительному чтению стихотворения. Не забывайте о том, как нужно читать стихи.
(Выразительное чтение стихотворения учащимися.)
— Рассмотрите репродукцию картины И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» на с. 146 учебника.
— Можно ли сказать, что картина И. Шишкина «Дождь в дубовом лесу» иллюстрирует стихотворение Ф. Тютчева? Сделайте самостоятельно подпись к картине. Воспользуйтесь строками стихотворения.
VII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
VIII. Подведение итогов урока
— Кто автор стихотворения?
— Как бы вы озаглавили его?
Домашнее задание
Выучить стихотворение Ф. Тютчева «Весенняя гроза». Найти художественные произведения, в которых описывается дождь. Сделать альбом фотографий на тему «Дождь» (начало выполнения проекта).
Расскажи, как Артём появился в классе. Что его беспокоило?
Когда мальчик встретил первых школьников, то принял их за неимоверных умников.
Это напугало ещё неопытного первоклассника: он хотел бежать к маме ведь в отличие от этих детей, ничего не знал.
Но мальчик был замечен учительницей, и она завела его в классную комнату.
За парту Артём тоже боялся сам сесть, поэтому сидел рядом с учительницей.
Находясь в классе, Артём не отрывал глаз от окна, что показывает путь к дому.
Мальчик первый раз куда-то пошёл без мамы и очень переживал по этому поводу.
Его посещали самые страшные мысли, что может случиться, пока он не с ней.
Малыш боялся, что возможен пожар, и тогда мама умрёт.
Но учительница успокоила мальчишку, сказав, что дом потушат другие люди и всё будет хорошо.