Проверим себя
Задание 1
Ещё раз просмотри произведения этого раздела. О чём они? Что их объединяет? Реальные события в них описаны или вымышленные? Подтверди свою точку зрения цитатами из текста. Какие из прочитанных произведений можно отнести к сказкам, а какие — к рассказам?
Ответ:
Произведения этого раздела посвящены природе и животным. Их объединяет основная идея: нужно беречь и любить все живое.
Вымышленные события описаны в сказке И. Соколова-Микитова «Листопадничек». То, что события вымышленные, сказочные, можно подтвердить цитатами из текста.
«Каждое утро смотрели зайчата, как разгуливают журавли по зелёному болоту, как учатся летать долговязые журавлята. «Вот бы и мне так полетать», — сказал матери самый маленький зайчонок».
В этом произведении животные разговаривают, рассуждают, мечтают.
Все остальные произведения относятся к рассказам, в которых описаны реальные истории о животных: В. Белов «Малька провинилась» и «Еще про Мальку», В. Драгунский «Он живой и светится…», В. Астафьев «Капалуха», Б. Житков «Про обезьянку».
Задание 2
Что нового ты узнал о жизни животных, их повадках из прочитанных произведений?
Ответ:
В сказке «Листопадничек» описано, как строят жилище бобры, кто такие листопадники.
Из произведений В. Белова и В. Астафьева можно узнать, какими самоотверженными матерями могут быть животные и птицы. В рассказе «Капалуха» описано, как устраивают гнезда и высиживают птенцов тетерки.
В рассказе Б. Житкова «Про обезьянку» подробно описываются повадки и поведение макак.
Задание 3
Найди в энциклопедии статью об обезьянах. Сравни её с рассказом Б. Житкова «Про обезьянку».
Ответ:
«Бесхвостый макак — единственная обезьяна, обитающая в Европе.
Все обезьяны хорошо лазают. Передние конечности (руки) у них, как правило, свободно вращаются. Большие пальцы (если есть) на передних и задних лапах противопоставлены остальным, т.е. все конечности хватательные, приспособленные для жизни на деревьях.
В неволе обезьяны отличаются озорством, неугомонны и любопытны, для многих характерен бурный темперамент и внезапные вспышки раздражения. До конца ручными они не становятся никогда, а к тому же обычно гораздо сильнее, чем кажутся. Повзрослев, обезьяны могут начать кусаться, а со временем и стать довольно опасными».
Информация из энциклопедии совпадает с описанием поведения обезьяны в рассказеписателя Б. Житкова.
Задание 4
Расскажи, есть ли у тебя дома зверёк или птичка. Придумай рассказ о своём любимце, запиши его в «Рабочую тетрадь».
Задание 5
Как называются выразительные слова, которые пропущены в тексте? Что изменилось бы в произведении без этих слов? Объясни.
Ответ:
«А я остался со своим светлячком, глядел на него, глядел и никак не мог наглядеться: какой он зелёный, словно в сказке, и как он хоть и близко, на ладони, а светит, словно издалека… И я не мог ровно дышать, и я слышал, как стучит моё сердце, и чуть-чуть кололо в носу, как будто хотелось плакать.
И я долго так сидел, очень долго. И никого не было вокруг. И я забыл про всех на белом свете».
Пропущенные слова называются сравнения и эпитеты. Они придают тексту эмоциональную окраску, делают его более ярким и выразительным.
Без него текст стал бы «сухим». Нельзя было бы понять, как рассказчик относится к происходящему, что он чувствует.
Задание 6
Найди в библиотеке книгу «Моя первая зоология». О каких птицах и их повадках сообщается в ней? Обратись к учебнику «Окружающий мир». Найди в нём информацию о птицах. Подготовьте с другом сообщение на тему «Птицы».
Ответ:
В книге «Моя первая зоология» рассказывается о журавле, сове, тетереве, дятле, пингвине, попугае какаду.
Журавль живет на болоте и приглаживает перья клювом.
Сова летает абсолютно бесшумно. Днем она спит, а ночью охотится.
Тетерев бросается в дерева в снег и поворачивается в нем несколько раз. Так он устраивает себе убежище, в котором спит ночью.
Дятел для устойчивости упирается хвостом в ствол дерева. Он долбит клювом кору, чтобы достать из-под нее червяков.
Пингвины хорошо ныряют, но не умеют летать. Под водой они ловят рыбу. Издали эти птицы похожи на людей, потому что ходят столбиками, вертикально.
Попугай какаду умеет подражать голосам разных животных и даже человеческой речи.
Информация о птицах из учебника «Окружающий мир»
Что нового ты узнал о жизни животных, их повадках, отношениях между людьми и «братьями нашими меньшими»?
Благодаря произведениям этого раздела, я узнал много нового.
Теперь я знаю, кто такая капалуха и особенности высиживания яиц;
знаю, как мыши выживают в условиях дикой природы;
интересно было наблюдать за поведением обезьяны, которая стала домашним питомцем;
знаю о самоотверженности собак и их способности на отчаянные поступки;
узнал о зимовке и питании бобров.
А главное – теперь я хорошо осознаю, что весь животный мир имеет чувства и эмоции, которые нужно уважать.
После прочитанных произведений я гораздо больше обращаю внимания на собачек, что пробегают мимо; на птичек, что летают в поднебесье; на насекомых, что шустро бегают по тропкам.