Составляем орфографический словарь
Ответ:
Орфографический словарь — словарь, содержащий перечень слов в их правильном написании.Мы обращаемся к орфографическому словарю, когда не знаем, как писать то или иное слово. Чтобы не допустить ошибку, мы ищем слово в словаре и узнаем о написании.
1. Прочитайте отрывок из стихотворения М. Яснова.
Орфографический словарьНа прашлагодние ашибкиСматреть мне трудно бес улыпки.Пишу я лучче многих в классе.Мне падарил падарок Вася:Мы изучяли весь енварьАрфаграфичиский славарь.
Какие ошибки допустила ученица? Попробуйте их исправить. А если не получится исправить самостоятельно, то загляните в орфографический словарь!
Ответ:
Прашлагодние — про́шлый, значит, прошлогодние.Ашибки — словарное слово, правильно — ошибки.Сматреть — смо́трите, значит, смотреть.Бес — предлог, который пишется только с буквой «з»; правильно — без.Улыпки — улыбаться, значит, улыбки.Лучче — лучший, значит, лучше.Падарил — приставка по-, значит, подарил.Падарок — приставка по-, значит, подарок.Изучяли — правописание ча-ща, значит, изучали.Енварь — словарное слово, значит, январь.Арфаграфичиский — словарное слово, значит, орфографический.Славарь — сло́во, значит, словарь.
2. Прочитайте оглавление учебника. Назовите правила письма, с которыми вы познакомились.
Ответ:
Правописание безударных гласных в корне слова: ветря́к — ве́тер.Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков: куб — кубы.Непроизносимый согласный в корне: солнце — солнечный.Удвоенные согласные: класс, лассо, суббота.
3. Вспомните эти правила. Приведите примеры слов, в которых есть орфограммы на изученные правила письма.
Ответ:
Правописание безударных гласных в корне слова: для того, чтобы понять, какую гласную букву следует писать в слове, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы гласная в корне стояла под ударением.Ветря́к — ве́тер.Правописание парных по звонкости/глухости согласных звуков: для того, чтобы понять, какую согласную следует писать в слове, нужно подобрать однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после глухого согласного стоял гласный или сонорный.Дуб — дубы, зуб — зубной.Непроизносимый согласный в корне: для того, чтобы понять, пишется ли непроизносимый согласный в данном слове, нужно подобрать такое однокоренное слово или изменить форму слова так, чтобы после непроизносимого согласного стоял сонорный или гласный.Солнце — солнечный, здравствуй — здравие.Удвоенные согласные: написание удвоенных букв в слове следует запоминать или проверять в орфографическом словаре. При переносе слов с удвоенным согласным, нужно делать так, чтобы одна буквы оставалась на одной строке, а другая — на другой.Суббота: суб-бота.
4. Прочитайте. Какому правилу соответствует каждая группа слов?
звезда герб сердце подъезд огурецскворец узкий солнце съезд одежда
Ответ:
Первая группа — правописание проверяемой безударной гласной в корне слова.Вторая группа — правописание парного по глухости-звонкости согласного.Третья группа — правописание непроизносимого согласного.Четвертая группа — правописание разделительного твердого знака после приставки, оканчивающейся на согласный.Пятая группа — правописание непроверяемого безударного гласного.
Выберите любое правило и составьте свой словарик слов с орфограммой на это правило. Слова можете выбрать из учебника, из рабочей тетради или из словарей. Слова записывайте по алфавиту. Подчеркните в словах орфограммы на выбранное правило письма.
Подготовьтесь представить свой словарик в классе.
Ответ:
Орфографический словарь слов с проверяемой гласной в корне словаАвари́йныйБерёза, бережо́кВоро́на, варе́никГоловы́, гнезде́, гроза́Дома́Ело́выйЗо́лото, зелёный, земля́Истощи́ться, истори́ческийКоса́, колосо́кЛесно́й, лоша́дкаМетёлка, мячи́Ночле́г, носоро́гОсе́нний, орли́нныйПшени́цы, пожелте́ли, пчела́Рожо́к, росы́Стари́к, село́Трава́, тесни́тьУходи́ть, урони́л умоля́тьХобото́кЦвето́кЧистота́