Непарные звонкие согласные
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки и , а при смыкании губ получаются звуки и .
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки и .
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки и .
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук .
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.
Определение
Звуки , , , , , , , , — это непарные звонкие согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- —
- —
- —
- —
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки , , , , , . Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:
, , , , ,
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:
, , , , , , , , ,
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- —
- —
- —
- —
- —
- — .
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Непарные звонкие согласные
В русском языке большинство согласных или парные по обоим признакам, или парные по одному признаку и непарные по другому. Например, в слове (пень) звук парный и по глухости-звонкости (П’ – Б’), и по твердости-мягкости (П’ – П), а звук парный по твердости-мягкости (Н’ – Н), но непарный по глухости-звонкости.
Однако есть несколько звуков, непарных по обоим признакам. Это звуки (непарный звонкий, непарный мягкий), (непарный мягкий, непарный глухой), (непарный мягкий, непарный глухой) и (непарный твёрдый, непарный глухой). Такие звуки нередко загадывают в олимпиадах по русскому языку. Например, «Угадайте звук по характеристике: непарный твёрдый, непарный глухой». Мы уже видим, что это .
В русском языке существуют непарные согласные, в образовании которых голоса больше, чем шума. При их образовании воздух проходит через гортань и голосовые связки напрягаются и вибрируют, то есть в их рождении участвует голос.
Эти звуки отличаются от звонких согласных своей особой звучностью, поэтому их назвали сонорными. Это название восходит к латинскому слову sonorus, что значит «звучный».
В формировании сонорных звуков шум тоже присутствует, но в меньшей степени, чем у звонких согласных.
Например, воздух проходит через нос и образует звуки и , а при смыкании губ получаются звуки и .
Если воздух встречает препятствие в виде языка и проходит в проход между краями щёк, то появляются звуки и .
Кончик языка поднимается к альвеолам и дрожит под выходящей струей воздуха. Тогда рождаются звуки и .
Если растянуть губы в улыбке, а кончик языка прижать к нижним зубам, то произнесем звук .
Эти всегда звонкие звуки, которые произносятся с участием голоса и шума, не соотносятся ни с какими глухими согласными. У них нет фонетической пары по признаку глухости/звонкости.ОпределениеЗвуки , , , , , , , , — это непарные согласные.
Между собой они образуют пары по признаку твёрдости/мягкости:
- —
- —
- —
- —
Послушаем, как звучат мягкие и твердые сонорные звуки в словах:
- банка — банька;
- рад — ряд;
- мыс — миска;
- лов — лев.
А звук непарный по всем характеристикам:
- непарный звонкий;
- непарный мягкий.
Непарные глухие согласные
Среди глухих согласных также есть непарные, которые не соотносятся со звонкими согласными.ОпределениеЗвуки , , , , — это непарные глухие согласные.
Глухие согласные и образуют пару по признаку твёрдости/мягкости:
- храбрый — хитрый;
- хлеб — химия;
- худой — хилый.
Остальные глухие согласные непарные по всем фонетическим признакам. Укажем их особенности:
- звук — это непарный глухой, непарный твердый;
- звук — это непарный глухой, непарный мягкий;
- звук — это непарный глухой, непарный мягкий.
Непарные мягкие и твёрдые согласные
Вне зависимости от последующего гласного, обозначенного буквами «е», «ё», «и», «ю», «я», или «ь», звуки , , всегда твердые в словах, а , и , напротив, звучат мягко. B транскрипции слов их мягкость всегда обозначается апострофом.
Сравним:
- ци́ркуль
- це́нный
- жёлтый
- за́лежь
- кошёлка
- пу́стошь
- чёрный
- чистота́
- щётка
- щу́ка .
Мягкий знак после шипящих согласных, обозначенных буквами «ж», «ш», «ч», «щ» служит для обозначения существительных женского рода (залежь, пустошь, вещь, речь) или форм глаголов (беречь, поёшь, отрежь), а не для указания мягкости согласного.
Итак, в фонетике русского языка три согласных являются непарными мягкими, а звуки , , — непарными твёрдыми.
В 3 класс с ГДЗ
Многие дети думают, что раз они уже привыкли ходить в школу, то все знают. Но программа по предметам, в том числе и по русскому, становится сложнее с каждым годом. Возрастают и объемы сведений, которые необходимо усвоить. У многих школьников начинают возникать проблемы, связанные с пониманием материала и нехваткой времени, чтобы сделать все задания учителя. «ГДЗ по русскому языку 3 класс Учебник Климанова, Бабушкина (Просвещение) Перспектива» позволит успешно преодолеть все трудности.
Недопонимание данной дисциплины грозит ученикам весьма неприятными последствиями:
- Множеством ошибок в домашних и классных работах.
- Снижением оценок по дисциплине.
- Проваленными тестированиями.
- Общей безграмотностью.
- Невозможностью реализовать себя в будущем.
Все начинается с малого, на что обычно многие ребята закрывают глаза, не пытаются как-то исправить ситуацию. Постепенно пробелы в познаниях нарастают, пока не становятся огромными и непреодолимыми. Поэтому необходимо с самого начала прорабатывать даже малейшие недочеты, чтобы избежать более крупных проблем. Решебник сделает эту задачу более легкой. С этим пособием можно добиться отличных навыков и поддерживать их на должном уровне.
Парные и непарные согласные по глухости-звонкости
Сразу надо оговориться, что таких звуков, которые непарные по всем признакам, всего четыре. Мы поговорим о них в конце статьи. Большинство же по одному признаку входит в пару, а по другому – нет. Поэтому бессмысленно писать про согласный «непарный» – надо указать, по какому признаку.
Согласные различаются по глухости-звонкости. Это означает, что при произнесении одних из них используется больше голоса (сонорные, звонкие), а в других больше шума (глухие) или даже вообще один шум (шипящие).Сонорные – это очень звонкие согласные, голоса в них много, а шума мало.
Два сонорных согласных – и – даже могут при некоторых обстоятельствах образовывать слог, то есть вести себя как гласные. Наверняка вы встречали ошибочное написание «театор». Оно объясняется как раз тем, что в этом слове слогообразующее. Другие примеры – слова «Александр», «смысл».
Непарные звонкие согласные звуки – это как раз сонорные. Их пять:
, , , , |
Иногда не относят к сонорным, но он все равно остается звонким непарным. Посмотрим на таблицу.
Звонкие | б | в | г | д | ж | з | й | л | м | н | р | – | – | – | – |
Глухие | п | ф | к | т | ш | с | – | – | – | – | – | х | ц | ч | щ |
По ней видно, что, кроме звонких непарных, имеются и звуки, являющиеся непарными глухими. Большинство из них шипящие; к шипящим не относится только глухой непарный согласный звук .
Звонкие и глухие согласные
Чтобы понять, что такое непарные согласные, вначале определим, что наша речь состоит из предложений, предложения — из слов, а слова — из звуков.
Звук — это минимальная единица речи, которая сама по себе не имеет значения, но объединившись с другими звуками создает фонетический облик слова, имеющего лексическое значение.
Звуки речи произносятся по-разному. Если струя воздуха проходит свободно через напряжённые голосовые связки и полость рта, то образуются гласные звуки , , , , , . Гласные звуки формируются целиком голосом.
Большинство звуков речи образуются, когда выдыхаемый воздух встречает препятствия в виде языка, зубов, смыкания и размыкания губ и пр. Тогда появляется шумный звук, который называется согласным.
По соотношению голоса и шума согласные звуки делятся на звонкие и глухие.
Звонкие согласные состоят из шума и голоса:, , , , ,
А глухие согласные, напротив, «безголосые». Они состоят только из шума:, , , , , , , , ,
Многие звонкие и глухие согласные похожи по способу образования, но различаются только своей звонкостью, то есть участием голоса, или глухостью. По признаку звонкости/глухости такие согласные составляют пары:
- —
- —
- —
- —
- —
- — .
Это парные согласные, которые различаются признаком звонкости/глухости.
В фонетике русского языка существует 6 пар звонких и глухих согласных. С их помощью можно различать слова:
- убор — упор;
- влага — фляга;
- грот — крот;
- дрова — трава:
- жалость — шалость;
- зев — сев.
Остальные согласные являются непарными.
Упражнение: Говорите вместе: Громкие и тихие голоса: Ресурсы для раннего обучения
Стандарты
Стандарты MA:
Разговор и аудирование/SL. PK.MA.1: Участвуйте в совместных беседах с разными партнерами во время повседневных дел и игр. Language/L.PK.MA.1: Демонстрация использования устной речи в неформальной повседневной деятельности.
Начальные результаты:
Развитие речи/рецептивный язык: Обращает внимание на язык во время разговоров, песен, рассказов или других обучающих мероприятий. “ Развитие речи/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей
Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания. Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции
“ Развитие речи/Выразительный язык: Использует язык для выражения идей и потребностей. Логика и рассуждение/Рассуждение и решение проблем: Классифицирует, сравнивает и противопоставляет объекты, события и переживания. Социально-эмоциональное развитие/саморегуляция: Распознает и обозначает эмоции.
Руководство по обучению PreK:
Английская словесность/язык 2: Активно участвуйте в дискуссиях, прислушивайтесь к идеям других, задавайте соответствующие вопросы и отвечайте на них
Говорите вместе: громкие и тихие голоса
Содружество штата Массачусетс, Департамент раннего образования и ухода (фотограф Дженнифер Уодделл).
Ключевые понятия STEM: Звуки имеют источник; Звуки различаются по трем параметрам: громкость, высота тона и тембр
ELA Навыки фокусировки:
Обсуждайте различные объекты, которые громкость контролируют, например, телевизор или автомобильное радио. Спроси, Вы когда-нибудь включали звук телевизора погромче? А автомобильное радио?
- Вы можете продемонстрировать разную громкость с помощью звонка мобильного телефона или видео.
- Как вы демонстрируете, скажем, Меняю громкость звонка. Громкость говорит о том, насколько громкий или тихий звук.
Спросите детей, просили ли их когда-нибудь «успокоиться». Затем спросите: Когда кто-то просит вас успокоиться, чего он от вас хочет? (уменьшите громкость голоса) Если они попросят вас говорить громче, чего они хотят? Как это похоже на изменение громкости телевизора или автомобильного радиоприемника?
Попросите детей попрактиковаться в изменении громкости голоса.
(adsbygoogle=window.adsbygoogle||[]).push({});