Позиционные изменения согласных звуков в русском языке
Согласный звук так же как и гласный подвергается изменениям. Одна и та же буква фонетически может обозначать разный звук, в зависимости от занимаемой позиции. В потоке речи происходит уподобление звучания одного согласного под артикуляцию располагающегося рядом согласного. Данное воздействие облегчает произношение и называется в фонетике ассимиляцией.
Позиционное оглушение/озвончение
В определённом положении для согласных действует фонетический закон ассимиляции по глухости-звонкости. Звонкий парный согласный сменяется на глухой:
- в абсолютном конце фонетического слова: но ж
, снег
, огород
, клуб
; - перед глухими согласными: незабудк
а , обх
ватить , вт
орник , трубк
а . - делая звуко буквенный разбор онлайн, вы заметите, что глухой парный согласный, стоящий перед звонким (кроме , — , — , — , — , — ) тоже озвончается, то есть заменяется на свою звонкую пару: сдача , косьба , молотьба , просьба , отгадать .
В русской фонетике глухой шумный согласный не сочетается с последующим звонким шумным, кроме звуков — : вз
битыми сливками. В данном случае одинаково допустима транскрипция как фонемы , так и .
При разборе по звукам слов: итого, сегодня, сегодняшний и тп, буква «Г» замещается на фонему .
По правилам звуко буквенного анализа в окончаниях «-ого», «-его» имён прилагательных, причастий и местоимений согласный «Г» транскрибируется как звук : красного , синего , белого , острого, полного, прежнего, того, этого, кого.
Если после ассимиляции образуются два однотипных согласных, происходит их слияние. В школьной программе по фонетике этот процесс называется стяжение согласных: отделить → буквы «Т» и «Д» редуцируются в звуки , бесш
умный .
При разборе по составу у ряда слов в звукобуквенном анализе наблюдается диссимиляция — процесс обратный уподоблению. В этом случае изменяется общий признак у двух стоящих рядом согласных: сочетание «ГК» звучит как (вместо стандартного ): лёгкий , мягкий .
Ответы на вопрос
Отвечает Мелишева Маринка.
В этом задании вам предстоит разложить слова по трем столбикам в зависимости от их схемы ударений. Чтобы правильно сделать это, давайте сначала разберем каждое слово на слоги и определим, на какой слог падает ударение. Затем мы сможем сгруппировать слова по схемам ударений в столбики. Вот как это выглядит:
- Жёлтенькие (жёл-тень-кие) — ударение на первый слог.
- Заходи (за-хо-ди) — ударение на второй слог.
- Отгадка (от-гад-ка) — ударение на второй слог.
- Берёзонька (бе-рё-зонь-ка) — ударение на второй слог.
- Отвезу (от-ве-зу) — ударение на третий слог.
- Походка (по-ход-ка) — ударение на второй слог.
- Беленький (бе-лень-кий) — ударение на второй слог.
- Повара (по-ва-ра) — ударение на третий слог.
- Поездка (по-езд-ка) — ударение на второй слог.
- Осиновый (о-си-но-вый) — ударение на третий слог.
- Безголосый (без-го-ло-сый) — ударение на третий слог.
- Подоконники (по-до-кон-ни-ки) — ударение на третий слог.
- Слезинки (сле-зин-ки) — ударение на второй слог.
- Подъезды (подъ-ез-ды) — ударение на второй слог.
- Подлокотники (под-ло-кот-ни-ки) — ударение на третий слог.
Теперь мы можем разделить слова на три столбика в зависимости от того, на какой слог падает ударение:
Первый слог:
Жёлтенькие
Второй слог:
- Заходи
- Отгадка
- Берёзонька
- Походка
- Беленький
- Поездка
- Слезинки
- Подъезды
Третий слог:
- Отвезу
- Повара
- Осиновый
- Безголосый
- Подоконники
- Подлокотники
Таким образом, мы распределили слова по столбикам в соответствии с их ударением.
Фонетический разбор: согласные звуки русского языка
Согласных в русском языке абсолютное большинство. При выговаривании согласного звука поток воздуха встречает препятствия. Их образуют органы артикуляции: зубы, язык, нёбо, колебания голосовых связок, губы. За счет этого в голосе возникает шум, шипение, свист или звонкость.
Сколько согласных звуков в русской речи?
В алфавите для их обозначения используется 21 буква.
Однако, выполняя звуко буквенный анализ, вы обнаружите, что в русской фонетике согласных звуков
больше, а именно — 36.
Звуко-буквенный разбор: какими бывают согласные звуки?
В нашем языке согласные бывают:
-
твердые — мягкие
и образуют соответствующие пары:- — : б
анан — б
елка, - — : в
ысота — в
ьюн, - — : г
ород — г
ерцог, - — : д
ача — д
ельфин, - — : з
вон — з
ефир, - — : к
онфета — к
енгуру, - — : л
одка — л
юкс, - — : м
агия — м
ечты, - — : н
овый — н
ектар, - — : п
альма- п
ёсик, - — : р
омашка — р
яд, - — : с
увенир — с
юрприз, - — : т
учка — т
юльпан, - — : ф
лаг — ф
евраль, - — : х
орек — х
ищник.
- — : б
- Определенные согласные не обладают парой по твердости-мягкости. К непарным относятся:
- звуки , ,
— всегда твердые (ж
изнь, ц
икл, мыш
ь); - ,
и
— всегда мягкие (доч
ка, чащ
е, твоей
).
- звуки , ,
- Звуки , , ,
в нашем языке называются шипящими.
Согласный может быть звонким — глухим
, а так же сонорным и шумным.
Определить звонкость-глухость или сонорность согласного можно по степени шума-голоса. Данные характеристики будут варьироваться в зависимости от способа образования и участия органов артикуляции.
- Сонорные (л, м, н, р, й) — самые звонкие фонемы, в них слышится максимум голоса и немного шумов: л
ев, р
ай
, н
ол
ь. - Если при произношении слова во время звуко разбора образуется и голос, и шум — значит перед вами звонкий согласный (г, б, з и тд.): з
ав
од
, б
люд
о, ж
из
нь. - При произнесении глухих согласных (п, с, т и прочих) голосовые связки не напрягаются, издаётся только шум: ст
опк
а, ф
ишк
а, к
ост
юм, ц
ирк, заш
ить.
Примечание:
В фонетике у согласных звуковых единиц также существует деление по характеру образования: смычка (б, п, д, т) — щель (ж, ш, з, с) и способу артикуляции: губно-губные (б, п, м), губно-зубные (ф, в), переднеязычные (т, д, з, с, ц, ж, ш, щ, ч, н, л, р), среднеязычный (й), заднеязычные (к, г, х). Названия даны исходя из органов артикуляции, которые участвуют в звукообразовании.
Подсказка:
Если вы только начинаете практиковаться в фонетическом разборе слов, попробуйте прижать к ушам ладони и произнести фонему. Если вам удалось услышать голос, значит исследуемый звук — звонкий согласный, если же слышится шум, — то глухой.
Подсказка:
Для ассоциативной связи запомните фразы: «Ой, мы же не забывали друга.» — в данном предложении содержится абсолютно весь комплект звонких согласных (без учета пар мягкость-твердость). «Степка, хочешь поесть щец? – Фи!» — аналогично, указанные реплики содержат набор всех глухих согласных.
Гдз по Русскому языку за 3 класс, авторы В.П. Канакина, В.Г. Горецкий от Путина клаб
Русский язык 3 класс В.П. Канакина учебник
Русский язык является важной основой грамотности любого человека. В третьем классе необходимо уже сформировать духовно-нравственную основу и привить любовь к своему языку
ГДЗ по Русскому языку за 3 класс к учебнику авторов В.П. Канакина и В.Г. Горецкий в двух частях (1 и 2) поможет учащимся сформировать правильное развитие речи, мышления, воображения, прививает тягу к совершенствованию своей речи. Пособие составлен в таком удобном ключе, что любое входящее в него задание или упражнение содержит порядковый номер, который школьник заносит в свою тетрадь.
Выполнение упражнений по русскому также подразумевает устные ответы на вопросы, по которым учитель проверяет степень понимания пройденного ими материала. Основной содержательной линией решебника являются такие направления обучения, как разбор системы языка (лексика, графика, синтаксис и многие другие базовые составляющие). Чтобы обучение по книге было простым и понятным самому учащемуся, а родителями был осуществлен контроль того как происходит выполнение уроков по русскому языку ребенком, — рекомендуется воспользоваться решебником. Данный пособие является замечательным подспорьем для любого человека.
ГДЗ к рабочей тетради по русскому языку за 3 класс Канакина В.П. можно скачать
здесь.
ГДЗ к тетради учебных достижений по русскому языку за 3 класс Канакина В.П. можно скачать
здесь.
ГДЗ к проверочным работам по русскому языку за 3 класс Канакина В.П. можно скачать
здесь.
ГДЗ к проверочным и контрольным работам по русскому языку за 3 класс Максимова Т.Н. можно скачать
здесь.
Решения
стр. 4
стр. 5
стр. 6
стр. 7
стр. 8
стр. 9
стр. 10
стр. 11
стр. 12
стр. 13
стр. 14
стр. 15
стр. 16
стр. 17
стр. 18
стр. 19
стр. 20
стр. 21
стр. 22
стр. 23
стр. 24
стр. 25
стр. 26
стр. 27
стр. 28
стр. 29
стр. 30
стр. 31
стр. 32
стр. 33
стр. 34
стр. 35
стр. 36
стр. 37
стр. 38
стр. 39
стр. 40
стр. 41
стр. 42
стр. 43
стр. 44
стр. 45
стр. 46
стр. 47
стр. 48
стр. 49
стр. 50
стр. 51
стр. 52
стр. 53
стр. 54
стр. 55
стр. 56
стр. 57
стр. 58
стр. 59
стр. 60
стр. 61
стр. 62
стр. 63
стр. 64
стр. 65
стр. 66
стр. 67
стр. 68
стр. 69
стр. 70
стр. 71
стр. 72
стр. 73
стр. 74
стр. 75
стр. 76
стр. 77
стр. 78
стр. 79
стр. 80
стр. 81
стр. 82
стр. 83
стр. 84
стр. 85
стр. 86
стр. 87
стр. 88
стр. 89
стр. 90
стр. 91
стр. 92
стр. 93
Что дети будут изучать в четвертом классе
В этому году ученикам предстоит не только расширить, но и усовершенствовать уже полученные ранее знания. И для того, чтобы своевременно проводить самопроверку и повторение тем, было разработано уникальное ГДЗ. В нем школьники найдут подробные решения к заданиям по следующим темам:
- Простые и сложные предложения.
- Слово и слог.
- Число имен существительных.
- Времена глаголов.
- Род имен прилагательных.
- Разбор слова по составу.
И пособие, полностью соответствующее учебнику по русскому языку, поможет справиться со сложнейшим номерами. Подробные ключи позволят разобраться в том, как работают разнообразные правила и исключения к ним.
Шпаргалка по уподоблению согласных звуков по месту образования
- сч →
: счастье , песчаник , разносчик , брусчатый, расчёты, исчерпать, расчистить; - зч →
: резчик , грузчик , рассказчик ; - жч →
: перебежчик , мужчина ; - шч →
: веснушчатый ; - стч →
: жёстче , хлёстче, оснастчик; - здч →
: объездчик , бороздчатый ; - сщ →
: расщепить , расщедрился ; - тщ →
: отщепить , отщёлкивать , тщетно , тщательно ; - тч →
: отчет , отчизна , реснитчатый ; - дч →
: подчёркивать , падчерица ; - сж →
: сжать ; - зж →
: изжить , розжиг , уезжать ; - сш →
: принёсший , расшитый ; - зш →
: низший - чт →
, в словоформах с «что» и его производными, делая звуко буквенный анализ, пишем
: чтобы , не за что , что-нибудь , кое-что; - чт →
в остальных случаях буквенного разбора: мечтатель , почта , предпочтение и тп; - чн →
в словах-исключениях: конечно , скучно , булочная, прачечная, яичница, пустячный, скворечник, девичник, горчичник, тряпочный, а так же в женских отчествах, оканчивающихся на «-ична»: Ильинична, Никитична, Кузьминична и т. п.; - чн →
— буквенный анализ для всех остальных вариантов: сказочный , дачный , земляничный , очнуться, облачный, солнечный и пр.; - !жд → на месте буквенного сочетания «жд»
допустимо двоякое произношение и транскрипция
либо
в слове дождь и в образованных от него словоформах: дождливый, дождевой.
Топ вопросов за вчера в категории Русский язык
Русский язык 30.12.2023 00:21 1023 Шапилова Полина
1 Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо пропущенные буквы и знаки
Ответов: 1
Русский язык 09.01.2024 13:31 356 Яковлев Ярик
Выбери предложение, в котором ВЕРНО расставлены знаки препинания. Мамы и няни выдумывали для детей
Ответов: 1
Русский язык 23.12.2023 23:33 1082 Одушкина Юлия
116. Перепишите данные предложения, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Сделайте
Ответов: 1
Русский язык 31.12.2023 23:41 448 Герасимов Дима
Задание №12 ЕГЭ-2020 Вставьте все пропущенные буквы, укажите спряжение. I. Укажите варианты
Ответов: 1
Русский язык 24.12.2023 14:34 1327 Кадочников Александр
Выбери словосочетание со связью примыкание :Красиво петь, Управлять поездом, дом из дерева, Зимний
Ответов: 1
Русский язык 03.01.2024 02:21 443 Агаркова Виктория
Вебери все слова которые при раскрытии скобок пишутся слитно (под)водный (под)резать (от)плыл
Ответов: 1
Русский язык 06.01.2024 20:53 233 Шидова Светлана
Выбери предложение, в котором НЕВЕРНо употреблен деепричастный оборот. СОВыпустившись из
Ответов: 1
Русский язык 02.01.2024 00:55 842 Черномашенцева Елизавета
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Днепр — залив Чёрного моря. Днепр
Ответов: 1
Русский язык 22.12.2023 15:41 1042 Осадчая Виолетта
Выбери вариант, в котором при раскрытии скобок не с деепричастием пишется СЛИТНО. (Не)выходя из
Ответов: 1
Русский язык 06.01.2024 16:08 237 Пересыпкин Вова
Упражнение 14. Перепишите, раскрывая скобки. Объясните правописание наречий. 1. Зной был нестерпим
Ответов: 1
Фонетика и звуки в русском языке
Какие бывают звуки?
Все звуковые единицы делятся на гласные и согласные. Гласные звуки, в свою очередь, бывают ударными и безударными. Согласный звук в русских словах бывает: твердым — мягким, звонким — глухим, шипящим, сонорным.
Сколько в русской живой речи звуков?
Правильный ответ 42.
Делая фонетический разбор онлайн, вы обнаружите, что в словообразовании участвуют 36 согласных звуков и 6 гласных. У многих возникает резонный вопрос, почему существует такая странная несогласованность? Почему разнится общее число звуков и букв как по гласным, так и по согласным?
Всё это легко объяснимо. Ряд букв при участии в словообразовании могут обозначать сразу 2 звука. Например, пары по мягкости-твердости:
- — бодрый и — белка;
- или -: домашний — делать.
А некоторые не обладают парой, к примеру всегда будет мягким. Сомневаетесь, попытайтесь сказать его твёрдо и убедитесь в невозможности этого: ручей, пачка, ложечка, чёрным, Чегевара, мальчик, крольчонок, черемуха, пчёлы. Благодаря такому практичному решению наш алфавит не достиг безразмерных масштабов, а звуко-единицы оптимально дополняются, сливаясь друг с другом.
Русский язык. 3 класс
Ответы по русскому языку. 3 класс. Часть 1. Рабочая тетрадь. Канакина В. П.
Язык и речь
упр. 4, с. 4упр. 5, с. 4упр. 6, с.4
Текст. Предложение. Словосочетание
Предложение. с. 8
упр. 13, с. 8упр. 14, с. 8упр. 15, с. 8упр. 16, с. 9упр. 17, с. 9упр. 18, с. 9
Простое и сложное предложения. с. 14
упр. 33, с. 16упр. 34, с. 16упр. 35, с. 16упр. 36, с. 17упр. 37, с. 17
упр. 38, с. 18упр. 39, с. 18упр. 40, с. 19упр. 41, с. 19
Слово в языке и речи
Синонимы и антонимы. с. 21
упр. 49, с. 23упр. 50, с. 23упр. 51, с. 24упр. 52, с. 24упр. 53, с. 24упр. 54, с. 25упр. 55, с. 25упр. 56, с. 25
упр. 57, с. 26упр. 58, с. 26упр. 59, с. 26упр. 60, с. 27упр. 61, с. 27упр. 62, с. 27
Слово и словосочетание. с. 28
Чем словосочетание отличается от слова? с. 28
упр. 63, с. 28упр. 64, с. 28
Что такое фразеологизмы? с. 29
упр. 65, с. 29упр. 66, с. 29упр. 67, с. 29упр. 68, с. 30упр. 69, с. 30упр. 70, с. 30
Части речи. с. 31
упр. 71, с. 31упр. 72, с. 31упр. 73, с. 31упр. 74, с. 32упр. 75, с. 32упр. 76, с. 33упр. 77, с. 33упр. 78, с. 34упр. 79, с. 34упр. 80, с. 34
Слово и слог. Звуки и буквы. с. 36
упр. 84, с. 36упр. 85, с. 36упр. 86, с. 36упр. 87, с. 37упр. 88, с. 37упр. 89, с. 37упр. 90, с. 38упр. 91, с. 38упр. 92, с. 39упр. 93, с. 39упр. 94, с. 39упр. 95, с. 40упр. 96, с. 40упр. 97, с. 40
Состав слова
Корень слова. с. 41
упр. 98, с. 41упр. 99, с. 41упр. 100, с. 41упр. 101, с. 42упр. 102, с. 42упр. 103, с. 42
Формы слова. Окончание. с. 43
упр. 104, с. 43упр. 105, с. 43упр. 106, с. 43упр. 107, с. 44упр. 108, с. 44
Приставка. с. 45
упр. 109, с. 45упр. 110, с. 45упр. 111, с. 46упр. 112, с. 46упр. 113, с. 46упр. 114, с. 46
Суффикс. с. 47
упр. 115, с. 47упр. 116, с. 47упр. 117, с. 47упр. 118, с. 48упр. 119, с. 48упр. 120, с. 48
Основа слова. с. 49
упр. 121, с. 49упр. 122, с. 49упр. 123, с. 49упр. 124, с. 50упр. 125, с. 50упр. 126, с. 50упр. 127, с. 51упр. 128, с. 51упр. 129, с. 51
Правописание частей слова. с. 52
В каких значимых частях слова есть орфограммы? с. 52
упр. 130, с. 52упр. 131, с. 52упр. 132, с. 52
Правописание слов с безударными гласными в корне. с. 53
упр. 133, с. 53упр. 134, с. 53упр. 135, с. 54упр. 136, с. 54упр. 137, с. 55упр. 138, с. 55упр. 139, с. 55упр. 140, с. 56упр. 141, с. 56
Правописание слов с глухими и звонкими согласными в корне. с. 57
упр. 142, с. 57упр. 143, с. 57упр. 144, с. 58упр. 145, с. 58упр. 146, с. 58упр. 147, с. 59упр. 148, с. 59упр. 149, с. 59упр. 150, с. 60упр. 151, с. 60упр. 152, с. 60
Правописание слов с удвоенными согласными. с. 65
упр. 161, с. 65упр. 162, с. 65упр. 163, с. 65упр. 164, с. 66упр. 165, с. 66
Правописание суффиксов и приставок. с. 67
упр. 166, с. 67упр. 167, с. 67упр. 168, с. 67упр. 169, с. 68упр. 170, с. 68упр. 171, с. 68упр. 172, с. 69упр. 173, с. 69упр. 174, с. 70упр. 175, с. 70упр. 176, с. 71упр. 177, с. 71упр. 178, с. 72
Правописание приставок и предлогов. с. 73
упр. 179, с. 73упр. 180, с. 73упр. 181, с. 73упр. 182, с. 74упр. 183, с. 74упр. 184, с. 74упр. 185, с. 75упр. 186, с. 75
Правописание слов с разделительным твёрдым знаком. с. 76
упр. 187, с. 76упр. 188, с. 76упр. 189, с. 77упр. 190, с. 77упр. 191, с. 77упр. 192, с. 78
упр. 193, с. 78упр. 194, с. 79упр. 195, с. 79
Фонетика: характеристика ударных гласных
Главная фонематическая особенность русской речи — четкое произнесение гласных фонем в ударных слогах. Ударные слоги в русской фонетике отличаются силой выдоха, увеличенной продолжительностью звучания и произносятся неискаженно. Поскольку они произносятся отчетливо и выразительно, звуковой анализ слогов с ударными гласными фонемами проводить значительно проще. Положение, в котором звук не подвергается изменениям и сохранят основной вид, называется сильной позицией.
Такую позицию может занимать только ударный звук и слог. Безударные же фонемы и слоги пребывают в слабой позиции.
- Гласный в ударном слоге всегда находится в сильной позиции, то есть произносится более отчётливо, с наибольшей силой и продолжительностью.
- Гласный в безударном положении находится в слабой позиции, то есть произносится с меньшей силой и не столь отчётливо.
В русском языке неизменяемые фонетические свойства сохраняет лишь одна фонема «У»: ку
ку
ру
за, дощечку
, у
чу
сь, у
лов, — во всех положениях она произносятся отчётливо как
. Это означает, что гласная «У» не подвергается качественной редукции
Внимание: на письме фонема может обозначатся и другой буквой «Ю»: мюсли , ключ и тд
Разбор по звукам ударных гласных
Гласная фонема встречается только в сильной позиции (под ударением). В таких случаях «О» не подвергается редукции: котик , колокольчик , молоко , восемь , поисковая , говор , осень .
Исключение из правила сильной позиции для «О», когда безударная произносится тоже отчётливо, представляют лишь некоторые иноязычные слова: какао , патио , радио , боа и ряд служебных единиц, к примеру, союз но.
Звук в письменности можно отразить другой буквой«ё» – :
тёрн , костёр . Выполнить разбор по звукам оставшихся четырёх гласных в позиции под ударением так же не представит сложностей.
Пример фонетического разбора слова
Вот образец фонетического разбора по составу для слова «явление» → . В данном примере 4 гласных буквы и 3 согласных. Здесь всего 4 слога: я-вле′-ни-е. Ударение падает на второй.
Звуковая характеристика букв:
я — согл., непарный мягкий, непарный звонкий, сонорный — гласн., безударныйв — согл., парный твердый, парный зв.л — согл., парный мягк., непарн. зв., сонорныйе — гласн., ударныйн — согласн., парный мягк., непарн. зв., сонорный и — гласн., безударный — согл., непарн. мягк., непарн. зв., сонорный — гласн., безударный________________________Всего в слове явление – 7 букв, 9 звуков. Первая буква «Я» и последняя «Е» обозначают по два звука.
Теперь вы знаете как сделать звуко-буквенный анализ самостоятельно. Далее даётся классификация звуковых единиц русского языка, их взаимосвязи и правила транскрипции при звукобуквенном разборе.
Мягкие согласные в русском языке
В схеме фонетического разбора для обозначения мягкости согласных используется апостроф .
- Смягчение парных твердых согласных происходит перед «Ь»;
- мягкость согласного звука в слоге на письме поможет определить последующая за ним гласная буква (е, ё, и, ю, я);
- , и
по умолчанию только мягкие; - всегда смягчается звук
перед мягкими согласными «З», «С», «Д», «Т»: претензия , рецензия , пенсия , ве
ель, лице́
ия, ка
идат, ба
ит, и
ивид, бло
ин, стипе
ия, ба
ик, ви
ик, зо
ик, ве
илъ, а
ичный, ко
екст, ремо
ировать; - буквы «Н», «К», «Р» при фонетических разборах по составу могут смягчаться перед мягкими звуками , : стаканч
ик , сменщ
ик , понч
ик , каменщ
ик , бульварщ
ина , борщ
; - часто звуки , , , перед мягким согласным претерпевают ассимиляцию по твердости-мягкости: ст
енка , жизнь
, зд
есь ; - чтобы корректно выполнить звуко буквенный разбор, учитывайте слова исключения, когда согласный перед мягкими зубными и губными, а так же перед , произносится твердо: артель, кормить, корнет, самоварчик;
Примечание:
буква «Ь» после согласного непарного по твердости/мягкости в некоторых словоформах выполняет только грамматическую функцию и не накладывает фонетическую нагрузку: учиться, ночь, мышь, рожь и тд. В таких словах при буквенном анализе в квадратных скобках напротив буквы «Ь» ставится прочерк.
Как сделать фонетический разбор слова?
Провести буквенный анализ вам поможет следующая схема:
- Выпишите необходимое слово и произнесите его несколько раз вслух.
- Посчитайте сколько в нем гласных и согласных букв.
- Обозначьте ударный слог. (Ударение при помощи интенсивности (энергии) выделяет в речи определенную фонему из ряда однородных звуковых единиц.)
- Разделите фонетическое слово по слогам и укажите их общее количество. Помните, что слогораздел в отличается от правил переноса. Общее число слогов всегда совпадает с количеством гласных букв.
- В транскрипции разберите слово по звукам.
- Напишите буквы из фразы в столбик.
- Напротив каждой буквы квадратных скобках укажите ее звуковое определение (как она слышатся). Помните, что звуки в словах не всегда тождественны буквам. Буквы «ь» и «ъ» не представляют никаких звуков. Буквы «е», «ё», «ю», «я», «и» могут обозначать сразу 2 звука.
- Проанализируйте каждую фонему по отдельности и обозначьте ее свойства через запятую:
- для гласного указываем в характеристике: звук гласный; ударный или безударный;
- в характеристиках согласных указываем: звук согласный; твёрдый или мягкий, звонкий или глухой, сонорный, парный/непарный по твердости-мягкости и звонкости-глухости.
- В конце фонетического разбора слова подведите черту и посчитайте общее количество букв и звуков.
Данная схема практикуется в школьной программе.
Гласные звуки в словах русского языка
Гласные звуки
в отличии от согласных мелодичные, они свободно как бы нараспев вытекают из гортани, без преград и напряжения связок. Чем громче вы пытаетесь произнести гласный, тем шире вам придется раскрыть рот. И наоборот, чем громче вы стремитесь выговорить согласный, тем энергичнее будете смыкать ротовую полость. Это самое яркое артикуляционное различие между этими классами фонем.
Ударение в любых словоформах может падать только на гласный звук, но также существуют и безударные гласные.
Сколько гласных звуков в русской фонетике?
В русской речи используется меньше гласных фонем, чем букв. Ударных звуков всего шесть: , , , , , . А букв, напомним, десять: а, е, ё, и, о, у, ы, э, я, ю. Гласные буквы Е, Ё, Ю, Я не являются «чистыми» звуками и в транскрипции не используются.
Нередко при буквенном разборе слов на перечисленные буквы падает ударение.
Что такое фонетический разбор?
Звучащую речь мы воспринимаем на слух. Под фонетическим разбором слова имеется ввиду характеристика звукового состава. В школьной программе такой разбор чаще называют «звуко буквенный» анализ. Итак, при фонетическом разборе вы просто описываете свойства звуков, их характеристики в зависимости от окружения и слоговую структуру фразы, объединенной общим словесным ударением.
Фонетическая транскрипция
Для звуко-буквенного разбора применяют специальную транскрипцию в квадратных скобках. К примеру, правильно пишется:
- чёрный ->
- яблоко ->
- якорь ->
- ёлка ->
- солнце ->
В схеме фонетического разбора используются особые символы. Благодаря этому можно корректно обозначить и отличить буквенную запись (орфографию) и звуковое определение букв (фонемы).
- фонетически разбираемое слово заключается квадратные скобки – ;
- мягкий согласный обозначается знаком транскрипции — апострофом;
- ударный — ударением;
- в сложных словоформах из нескольких корней применяется знак второстепенного ударения — гравис (в школьной программе не практикуется);
- буквы алфавита Ю, Я, Е, Ё, Ь и Ъ в транскрипции НИКОГДА не используются (в учебной программе);
- для удвоенных согласных применяется — знак долготы произнесения звука.
Ниже приводятся подробные правила для орфоэпического, буквенного и фонетического и разбора слов с примерами онлайн, в соответствии с общешкольными нормами современного русского языка. У профессиональных лингвистов транскрипция фонетических характеристик отличается акцентами и другими символами с дополнительными акустическими признаками гласных и согласных фонем.
Безударные гласные буквы и звуки в словах русского языка
Сделать правильный звуко разбор и точно определить характеристику гласного можно лишь после постановки ударения в слове. Не забывайте так же о существовании в нашем языке омонимии: за»мок — замо»к и об изменении фонетических качеств в зависимости от контекста (падеж, число):
- Я дома .
- Новые дома .
В безударном положении
гласный видоизменяется, то есть, произносится иначе, чем записывается:
- горы — гора = — ;
- он — онлайн = —
- свиде
те
льница = .
Подобные изменения гласных в безударных слогах называются редукцией.
Количественной, когда изменяется длительность звучания. И качественной редукцией, когда меняется характеристика изначального звука.
Одна и та же безударная гласная буква может менять фонетическую характеристику в зависимости от положения:
- в первую очередь относительно ударного слога;
- в абсолютном начале или конце слова;
- в неприкрытых слогах (состоят только из одного гласного);
- од влиянием соседних знаков (ь, ъ) и согласного.
Так, различается 1-ая степень редукции
. Ей подвергаются:
- гласные в первом предударном слоге;
- неприкрытый слог в самом начале;
- повторяющиеся гласные.
Примечание: Чтобы сделать звукобуквенный анализ первый предударный слог определяют исходя не с «головы» фонетического слова, а по отношению к ударному слогу: первый слева от него. Он в принципе может быть единственным предударным: не-зде-шний .
(неприкрытый слог)+(2-3 предударный слог)+ 1-й предударный слог ← Ударный слог → заударный слог (+2/3 заударный слог)
- впе-ре
-ди ; - е
-сте-стве-нно ;
Любые другие предударные слоги и все заударные слоги при звуко разборе относятся к редукции 2-й степени. Ее так же называют «слабая позиция второй степени».
- поцеловать ;
- моделировать ;
- ласточка ;
- керосиновый .
Редукция гласных в слабой позиции так же различается по ступеням: вторая, третья (после твердых и мягких соглас., — это за пределами учебной программы): учиться , оцепенеть , надежда . При буквенном анализе совсем незначительно проявятся редукция у гласного в слабой позиции в конечном открытом слоге (= в абсолютном конце слова):
- чашечка;
- богиня;
- с песнями;
- перемена.