Урок 8 Как устроен наш язык Повторяем состав слова
Устно закончи предложения.
Часть слова, которая изменяется, называется окончание. Окончание, не выраженное звуками, называется нулевым. Часть слова без окончания называется основа слова. Общая часть родственных слов называется корень. Часть слова, которая стоит за корнем и служит для образования новых слов, называется суффикс. Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов, называется приставка.Какие части слова так обозначаются?
Какие ещё части слова ты знаешь? Как они обозначаются?
Упражнение 1. Прочитай стихотворение. Любили тебя без особых причин: За то, что ты внук, За то, что ты сын,За то, что малыш, За то, что растёшь, За то, что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов) Выпиши выделенные слова в столбик, выполни первый пункт плана разбора слов по составу.Образец устного рассуждения. Чтобы найти в слове особых окончание и основу, надо изменить форму слова (особый, особого, особому, особым, (об) особом). Изменяемая часть слова -ых, следовательно, это окончание. Часть слова без окончания — особ-. Это основа.Образец записи в тетради. Особ (особ, особ).
Есть ли среди выделенных слов слова с нулевым окончанием? Как это можно определить?
Есть ли в русском языке слова, которые не имеют окончания?Сравни: кино — дом; пальто — плащ; шоссе — путь.
Упражнение 2. Запиши слова в три столбика: 1) слова с окончанием, выраженным звуками; 2) слова с нулевым окончанием; 3) слова, не имеющие окончания.Обозначь окончание и основу в словах. Образец рассуждения смотри в упражнении 1.погода, туман, звёзды, вечер, луг, пальто, листва, медведь, кенгуру, мёд, кофе, звери
Найди правильный ответ. Чтобы найти корень, надо:1) изменить форму слова и найти окончание. Часть слова без окончания и будет корнем;2) подобрать однокоренные (родственные) слова. Корнем является общая часть, в которой содержится общее значение однокоренных слов.
Упражнение 3. Устно назови группы однокоренных (родственных) слов
При подборе однокоренных слов обращай внимание на значение слова.жалоба, нос, жалкий, носик, носатый, жалость, носить, жалить, переносица, жалеть
Какие слова не вошли ни в одну из групп? Почему?
Проверь себя: два слова не вошли ни в одну из групп.Выпиши выделенное слово, выполни второй пункт плана разбора слова по составу.Образец устного рассуждения. Чтобы в слове травинка найти корень, надо подобрать к слову однокоренные слова (травинка — трава, травка, травушка, травяной). Общая часть однокоренных слов — -трав-. Это корень слова.Образец записи в тетради. Травинка (трава, травка, травушка, травяной).
Упражнение 4. Рассмотри схему из тетради ученика. Какое задание он выполнял? Выполни то же задание со словами соль, лёд. гостиница (предмет)Гость гостевой (признак предмета) гостить (действие предмета)
Витя сказал: «Слова снег и снежок не являются однокоренными, так как корни в этих словах разные: -снег- и -с неж-». Прав ли Витя? Объясни, приведи свои примеры.
Упражнение 5. Запиши слова с данными корнями. Подчеркни чередования согласных в корне слов. Обозначь корень в словах. Образец: Cнег — снежинка (г//ж). -пух-//-пуш- -молок-//-молоч- -книг-//-книж- -тих-// -тиш-Выпиши отдельно любое записанное тобой слово и выполни первые два пункта плана разбора слов по составу (с. 20). Образец смотри в упражнениях 1 и 3.
Кафе — слово пришло к нам в 19 веке из французского языка и в переводе означало «место, где пьют кофе». А ка-кое значение имеет это слово в современном русском языке?
-
Назад
-
Вперед