«Проверим себя»
Задание 1
Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился
Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?. Ответ:
Ответ:
- Федор Иванович Тютчев
- Афанасий Афанасьевич Фет
- Иван Саввич Никитин
- Иван Захарович Суриков
- Николай Алексеевич Некрасов
«Больше всего мне запомнились стихи И. З. Сурикова. Особенно стихотворение «Детство». Мне было интересно узнать о жизни сельских детей в старину».
Задание 2
Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» это слова ели — метели, торчат — спят.
О какой особенности поэтических произведений идёт речь?
Ответ:
Речь идет о РИФМЕ.
Задание 3
Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это … слова.
Ответ:
Лёгкое племя — краткое время, цветём и блестим — на сучьях гостим.
Созвучные слова — это рифмующиеся слова.
Задание 4
Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность?Сравни, как звучат стихи Ф. И. Тютчева «Листья» и И. Н. Никитина «Встреча зимы».Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?
Ответ:
Стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» звучит с движением, стремительно. Его может сопровождать быстрая взволнованная музыка.
Стихотворение И. Н. Никитина «Встреча зимы» звучит ровно и плавно. Для него подойдет медленная и спокойная музыка.
Задание 5
Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм.
Ответ:
РИФМА — это созвучие окончаний в словах.
РИТМ — это чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке.
Задание 6
Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?
Ответ:
В стихотворениях используются средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.
Настроение и душевные переживания автора можно передать с помощью интонаций голоса при чтении стихотворения вслух. Ритм придает стихам музыкальность.
Стихотворный текст записывается в столбик. В конце строчек находятся слова с созвучными, то есть рифмующимися, окончаниями.
Задание 7
Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы».Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова и выражения: «снег лежит полотном», «снег … блестит разноцветным огнём», «на безлюдный простор», «смотрит … лес из-под чёрных кудрей»? Обсуди с другом.
Ответ:
Можно было бы изобразить заснеженное белое поле, а вдали, на заднем плане — лес. Обычно «снег блестит разноцветным огнём» на солнце. Поэтому следует нарисовать морозный и солнечный дневной зимний пейзаж. Позади широких белоснежных просторов (сплошного «полотна» нетронутого снега) темнеет лес с голыми ветками деревьев и пушистыми елками. На их верхушках тоже лежит снег, напоминая теплые пушистые шапки.
Задание 8
Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?
Ответ:
Снег сравнивается с плотной белой тканью. Если что-то покрыть полотном, то поверхности не будет видно. Также и снег — он ровным и плотным слоем покрыл всю землю. Это сравнение помогает представить равнину, сплошь покрытую чистым нетронутым первым снегом.