Краткое содержание — Золотые слова — Михаил Зощенко
Автор, жанр, год издания, главные герои
Название: “Золотые слова”
Жанр: рассказ
Тема произведения: дети
Число страниц: 5
Главные герои и их характеристика
Минька. Мальчик пяти лет. Веселый, озорной, плохо воспитанный
Лелька. Сестра Миньки. 7 лет. Высокая, хитрая, проказливая, любит быть в центре внимания.
Мама. Добрая, любящая, заступается за своих детей.
Папа. Умный и справедливый. Знает, как пристыдить детей.
Начальник папы. Любит возмущаться и хвастать.
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Дети любят находиться в компании взрослых, но не умеют себя вести. Папа объясняет им, как следовало поступить.
Краткое содержание
Дети любят обедать со взрослыми, слушать их разговоры.
Папин начальник обижается, когда дети начинают сомневаться в его словах о спасении пожарного.
Детям запрещают обедать со взрослыми на два месяца, но потом прощают.
Детям велено сидеть молча, а в гости снова приходит папин начальник.
Минька роняет начальнику в чашку масло, но дети молчат, а начальник пугается.
Папа говорит, что нужно думать своей головой, а не только слепо выполнять чужие указания.
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда Леля стала сомневаться в словах начальника. Ей показалось странным, что угоревший пожарный сумел сказать: “Мерси”. Начальник обиделся и рассердился, хотя девочка сказала правду.
План произведения для пересказа
- Дети и взрослые
- История про пожарного
- Замечание Лели
- Наказание
- Прощение и условие молчать
- Упавшее масло
- Молчание детей
- Испуг начальника
- Речь папы.
Главная мысль (вывод, мнение)
Главная мысль
Нужно всегда думать головой, прежде чем что-то делать или не делать, потому что ситуация может измениться и старые правила окажутся глупыми.
Чему учит эта книга
Рассказ учит действовать не только по правилам и указаниям, но также сообразно ситуации. Учит быть вежливым и вести себя воспитанно, особенно со взрослыми. Учит находчивости и смекалке.
Мне понравился этот забавный рассказ и особенно эти веселые и активные дети. Они действовали непосредственно и были за то наказаны. Они стали вести себя послушно и снова сделали все неправильно. Но зато они поняли, что иногда лучше думать головой, чем слушать чужие слова.
Новые слова и выражения
Прельщать — увлекать, очаровывать.
Тараторить — говорить быстро, без умолка.
Мерси – спасибо.
Деготь — древесная смола.
Пословицы к произведению
Без ума голова — лукошко.
Голова без ума, что фонарь без свечи.
Одна голова хорошо, а две лучше.
Всяк умен, кто сперва, кто опосля.
Где ума не хватит, спроси у разума.
Проверь себя. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
1. Как давно существуют истории, которые называются БАСНЯМИ?
Басни появились 4000 лет назад.
2. Первые басни — современницы каких сказок: САМЫХ ДРЕВНИХ, ПРОСТО ДРЕВНИХ или МЕНЕЕ ДРЕВНИХ?
Первые басни – современницы просто древних сказок.
3. Кто чаще всего становится героем басен? А кого обычно касается вывод из басни?
Чаще всего героями басен являются животные, а вывод из басни всегда касается человека.
4. Докажи на любом примере, что БАСНЯ имеет тесную связь со сказкой о животных. А теперь зачитай те строчки в басне, которые отличают басню от сказки о животных.
Можно привести в качестве примера любую басню, героями которой являются животные и в которой естьотдельно сформулированная мораль. Сначала зачитываем повествование: занимательную историю о животных. В этом сходство басни со сказкой о животных. Затем зачитываем мораль басни и отмечаем, что в сказке не бывает отдельно сформулированного вывода. Таким образом, сказка и басня отличаются по своему построению.
5. Как называются короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни? В каких случаях они используются?
Короткие произведения устного народного творчества, которые появились в то же время, что и самые первые басни, – это пословицы. Это остроумные народные выражения, с помощью которых даётся меткая оценка самым разным жизненным ситуациям. Авторы басен использовали пословицы в качестве морали в своих произведениях.
6. Приведи примеры басенных историй, которые можно назвать БРОДЯЧИМИ историями.
Это истории о Лисице и Вороне, о Лисице и винограде, о Волке и Журавле, о рыбаке и рыбке и др.
7. Сколько частей, как правило в басне? Как они называются? Где может находиться та часть, которая содержит вывод?
В басне, как правило, две части: повествование и мораль. Мораль, которая содержит вывод, может находиться как в конце, так и в начале басни.
8. Докажи на примере любой басни Крылова, что в баснях — особый смех: скорее горький, чем весёлый.
Чтобы доказать, что в баснях особый смех – скорее горький, чем весёлый, можно выбрать басню И. Крылова «Квартет». Смешным положение участников квартета делает и то, что они не понимают, что надо учиться, чтобы стать музыкантом; это вызывает горький, грустный смех, так как герои к серьёзному искусству музыкантов относятся поверхностно, не понимая, что это занятие требует таланта и умения.
9. Сочини басню, в которой будет такая мораль: «Любишь кататься — люби и саночки возить».
Бытовые ситуации, которые могут дать тему для басни с моралью-выводом: «Любишь кататься – люби и саночки возить», обсуждались в учебнике («Русский язык», 2 класс, часть 2, с. 54–55) и на уроке по литературному чтению в 3 классе (часть 2 учебника, с.15).
10. Возьми в библиотеке сборник басен Сергея Михалкова: убедись в том, что басни пишутся и в наше время!
Басни Сергея Михалкова: «Аисты и лягушки», «Заяц и черепаха», «Муха и пчела», «Слон-живописец», «Коты и мыши».
ЛЕНТА ВРЕМЕНИ
4000 лет назад | 2500 лет назад | 350 лет назад | 200 лет назад | Наше время |
Просто древние сказки
Первые басни Первые пословицы |
Менее древние сказки
Басни Эзопа |
Басни Лафонтена | Басни Крылова | Басни Михалкова |
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Учебник. Часть 2. Чуракова Н.А.
Проверь себя. Литературное чтение. 3 класс. ПНШ
1 часть
1 Е. КАРГАНОВА. ЛЕКАРСТВО БЕЗ РЕЦЕПТА. Стр. 3-92 К. УШИНСКИЙ. КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА. Стр. 10-113 КОМУ ГОРШОК МЫТЬ. Стр. 12-134 С. МАРШАК. СТАРУХА, ДВЕРЬ ЗАКРОЙ! Стр. 145 Е. ШВАРЦ. СКАЗКА О ПОТЕРЯННОМ ВРЕМЕНИ. Стр. 15-196 И. КРЫЛОВ. СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ. Стр. 20-237 ЛЕНТЯЙКА. Стр. 24-258 МОРСКОЙ ЦАРЬ И ВАСИЛИСА ПРЕМУДРАЯ. Стр. 28-309 ЗОЛОТОЕ ЯБЛОКО. Стр. 31-3210 К. БАЛЬМОНТ. ОСЕНЬ. Стр. 33-3411 Ф. ТЮТЧЕВ. ЛИСТЬЯ. Стр. 35-3612 М. ЛЕРМОНТОВ. ОСЕНЬ. Стр. 3813 А. К. ТОЛСТОЙ. ОСЕНЬ! ОБСЫПАЕТСЯ ВЕСЬ НАШ БЕДНЫЙ САД… Стр. 3814 Н. НЕКРАСОВ. СЛАВНАЯ ОСЕНЬ! ЗДОРОВЫЙ, ЯДРЁНЫЙ… Стр. 39-4015 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 41-4216 ЖЕНЩИНА, КОТОРАЯ ЖИЛА В БУТЫЛКЕ. Стр. 43-4717 В. ЗОТОВ. БАБУШКИН ХАЛАТ. Стр. 4818 М. РОДАРИ. СОЛНЦЕ И ТУЧА. Стр. 49-5019 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 5120 В. ДРАГУНСКИЙ. ТАЙНОЕ СТАНОВИТСЯ ЯВНЫМ. Стр. 52-5321 Н. НОСОВ. ОГУРЦЫ. Стр. 54-5522 В. ОСЕЕВА. ПОЧЕМУ Стр. 55-5723 ПРИНЦЕССА-ЛГУНЬЯ. Стр. 58-5924 Л. ПАНТЕЛЕЕВ. ЧЕСТНОЕ СЛОВО. Стр. 60-6125 В. ОСЕЕВА. ВОЛШЕБНОЕ СЛОВО. Стр. 6426 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 65-6827 А. С. ПУШКИН. ЗИМНИЙ ВЕЧЕР. Стр. 6928 И. СУРИКОВ. ДЕТСТВО. Стр. 70-7129 З. АЛЕКСАНДРОВА. СНЕЖОК. Стр. 72-7330 САША ЧЕРНЫЙ. НА КОНЬКАХ. Стр. 7331 В. ДРАГУНСКИЙ. КОТ В САПОГАХ. Стр. 7432 С. ДРОЖЖИН. СНЕГ ЛЕТАЕТ И СВЕРКАЕТ… Стр. 7533 К. БАЛЬМОНТ. СНЕЖИНКА. Стр. 75-7634 С. ЕСЕНИН. ПОРОША. Стр. 7735 С. ЕСЕНИН. ПОЁТ ЗИМА АУКАЕТ. Стр. 77-7836 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 78-8037 Ю. ЯРМЫШ. ДОБРЫЙ КЛЁН. ОЗЕРО. Стр. 8138 ЧЕРЕПАХА И СКОРПИОН. Стр. 82-8339 БАБА-ЯГА. Стр. 84-8540 ПАДЧЕРИЦА И МАЧЕХИНА ДОЧКА. Стр. 86-8741 Б. ЗАХОДЕР. СЕРАЯ ЗВЁЗДОЧКА. Стр. 88-8942 ХРОМАЯ МОЛЛИ. Стр. 90-9143 ЗЛАТОВЛАСКА. Стр. 92-9444 ДАРЫ ФЕИ КРЕНСКОГО ОЗЕРА. Стр. 94-9645 Е. ПЕРМЯК. НЕКРАСИВАЯ ЕЛКА. Стр. 100-10346 Е. КЛЮЕВ. СКАЗКИ ПРОСТОГО КАРАНДАША. Стр. 103-10647 ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК. Стр. 111-112