ГДЗ Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь 1 Зимний вечер стр 39 40 Номер 5

Климанова, горецкий - школа россии (гдз)

Конспект урока по литературному чтению в 3 классе. А.С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. Настроение стихотворения. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством А.С. Пушкина; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, исходя из анализа материала учебника, в совместной деятельности, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, ориентироваться в учебной и художественной книге, взаимодействовать в паре и группе; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни, проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портреты и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

— Расскажите, что вы узнали о жизни А.С. Пушкина.

III. Речевая разминка

— Прочитайте загадку жужжащим способом. Отгадайте ее.

Я с морозами дружу,

Землю заметаю.

Прилетаю и кружу,

Песню завываю.

Ветерок — мой младший брат —

Мне всегда бывает рад. (Метель, пурга, вьюга, буран.)

— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно).

— Прочитайте так, как считаете нужным, передав смысл загадки.

IV. Актуализация знаний

— У этой загадки может быть несколько отгадок. Что вы можете сказать об этих явлениях природы?

— Расшифруйте, что написано на доске. Читайте только буквы русской азбуки. (Зимнее утро.)

S3LИWMGHIESE  LYNTPSWOL

— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

— Откройте учебники на с. 6. Рассмотрите картину к стихотворению. Хотите что-нибудь добавить к описанию зимнего утра?

V. Физкультминутка

VI. Работа по теме урока

(Чтение стихотворения «Зимнее утро» на с. 6 учебника учителем.)

— Какие слова были непонятны в тексте?

НЕГА — блаженство.

АВРОРА — утренняя звезда.

ВЕЧОР — вчера.

НЫНЧЕ — сегодня.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и попробуйте разделить его на части.

— Прочитайте первую часть.

— О чем в ней говорится? (О чудесном дне.)

— Прочитайте вторую часть. (Во второй части описывается вечер, как злилась буря, и было очень печально.)

— Прочитайте третью часть. (В третьей части перед нами предстает картина природы. Она очень красива: Блестя на солнце, снег лежит… / И ель сквозь иней зеленеет; / И речка подо льдом блестит.)

— Почитайте четвертую часть. (Перед нами комната. Она озарена светом затопленной печи. Значит, там тепло и уютно.)

— О чем пятая часть? (В последней части говорится о том, что поэт приглашает героиню прокатиться на коне.)

— С одинаковой ли интонацией вы будете читать все стихотворение? (Нет. Сначала громко, выразительно, бодро. Потом с чувством грусти, печали. Затем спокойным, но звонким голосом. А вот последние шесть строчек снова громко, призывно.) Ребята, мы увидели резкую смену настроения в произведении. Такая резкая смена картин, замена на противоположное называется антитезой, или противопоставлением.

— Как вы думаете, почему поэт использует этот прием? (Поэт использует его для большей выразительности. Одно как бы оттеняет другое.)

— Почему Александр Сергеевич вспоминает о зимней вьюге? Как это помогает передать его настроение?

— Поработайте в паре. Прочитайте стихотворение друг другу выразительно.

— Прочитайте выразительно все стихотворение классу.

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимнее утро». (По желанию — выучить.)

ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

Что можно сказать о братьях — царевичах? Какие они? Почему ты так думаешь?

Братья царевичи злые, коварные, подлые и завистливые. Они из зависти пошли на убийство своего брата, отняли у него его добро. 

Что необычного в изображении серого волка?

Сказочному серому волку присущи человеческие умения: разговаривать, мыслить, проявлять смекалку и хитрость. Он умеет превращаться во что ни пожелает и очень быстро бегать.

Почему Иван-царевич забыл наказ серого волка? Простил ли волк героя? Почему?

Иван-царевич забыл наказ волка, потому что соблазнился богатствами и не подумал о последствиях. Но волк простил героя. Он понимал, что у людей есть слабости, но ведь в то же время Иван добрый и отзывчивый, а эти качества компенсируют его недальновидность и простоту. К тому же волк был виноват перед Иваном, что съел его лошадь, и хотел загладить свою вину. 

Сначала волк превратился в Елену Прекрасную. Таким образом был обманут Кусман. Потом он превратился в коня. Так волк обхитрил Афрона.

Иван-царевич не  смог бы добыть Жар-птицу без помощи серого волка, потому что только благодаря его скорости удалось добраться до царства Афрона, а благодаря превращениям удавалось подменить Елену и коня. Хотя, превращения могли бы и не понадобиться, если бы Иван послушался волка и не трогал бы клетку. Еще волк оживил Ивана. 

Сравни, как добывал Жар-птицу Иван-царевич и как ею завладели его братья.

Иван-царевич завладел Жар-птицей хитростью и смекалкой. Братья Ивана украли Жар-птицу подло и жестоко, убив родного брата.

Подумай и объясни, что нового ты узнавал о Иване-царевиче в каждой из частей.

В 1-й части я узнал о том, что Иван был самым честным из братьев. Он ответственно отнесся к приказу царя и выполнил его.
2-я часть раскрывает такие черты характера Ивана, как простодушие, непослушание, забывчивость.
3-я часть показывает целеустремленность Ивана.

Каким был Иван-царевич? Опиши его.

Иван был простым, добрым, но слабохарактерным. Он поддался на соблазн, но потом сожалел об этом. Ивану не свойственна подлость. Но главное, что Иван был добрым и благородным героем.

Почему именно Иван-царевич сумел обрести счастье, а не его братья? Обсудите с другом.

Иван – воплощение добра, а его братья – зла. В сказках добро обычно побеждает зло. Иван добрый душей, не склонен к подлости. Братья же даже на убийство пошли ради наживы. Такие поступки всегда наказываются и не приносят счастья. 

Расположи события по порядку:

  1. Похищение золотых яблок из сада царя Берендея.
    2. Старшие братья караулят сад.
    3. Иван-царевич стережёт сад и получает перо Жар-птицы.
    4. Жар-птица перестала похищать яблоки из сада. 

Подумай, почему важна последовательность событий в сказке.

Без последовательности читатель не смог бы определить смысл сказки, цели персонажей, причины и последствия их действий, не смог бы сделать выводы из сказки.

← Предыдущее
Следующее →

Стихотворения каких поэтов ты прочитал в этом разделе? Какие произведения тебе хочется выучить наизусть? Почему?

В пройденной теме учебника произошло знакомство со следующими авторами и их произведениями:

А. С. Пушкин: «За весной, красой природы…» «Уж небо осенью дышало…», «В тот день осенняя погода… », «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер».

М. Ю. Лермонтов: «Горные вершины», «На севере диком…», «Утёс», «Осень»

Все они по-своему интересные, красивые, необыкновенные.

В каждом произведении присутствует неповторимый авторский стиль, который завораживает.

Для изучения на память я бы выбрал стихотворение «Утёс».

Оно легко читается, хорошо запоминается.

Рассказывая это стихотворение, я бы показал смену настроения, которая присутствует между первым и вторым столбцом.

Это очень проникновенное произведение, которое имеет глубокий смысл.

Смотреть и слушать онлайн стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…» А. С. Пушкина

https://youtube.com/watch?v=aMRqh0FLL3A%3F

Сравнивая это стихотворение с произведениями Пушкина, которые размещены в учебнике 3 класса, можно заметить, что поэт по-разному описывает зимнюю пору.

Некоторые произведения пронизаны радостью, поднесённым настроением, а некоторые – грустью, тоской, унынием.

При этом каждое стихотворение жизненное, живое, в них присутствуют художественные приёмы.

Конспект урока литературного чтения «А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы» в 3 классе. УМК «Перспектива»

Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение

Цели: познакомить с произведением А.С. Пушкина «Зимний вечер»; развивать умения выразительно читать произведение, передавая интонацией настроение, находить нужный отрывок в тексте по вопросам, понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, воспринимать на слух художественное произведение; метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, находить необходимую информацию в книге, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: проявлять интерес к чтению и изучению творчества А.С. Пушкина.

Оборудование: портрет и книги А.С. Пушкина, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина. Выставка иллюстраций к ним.)

Ill. Речевая разминка

— Прочитайте самостоятельно стихотворение.

Скрип шагов вдоль улиц белых,

Огоньки вдали;

На стенах оледенелых

Блещут хрустали.

От ресниц нависнул в очи

Серебристый пух,

Тишина холодной ночи

Занимает дух.

Ветер спит, и все немеет,

Только бы уснуть;

Ясный воздух сам робеет

На мороз дохнуть.

А. Фет

— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно).

IV. Актуализация знаний

— О каком времени суток говорит нам автор?

— Докажите, что это ночь.

— Откройте учебники на с. 8—9. Прочитайте название стихотворения, рассмотрите иллюстрации к нему.

— Как вы думаете, о чем мог нам рассказать автор стихотворения с таким названием?

— Кто автор стихотворения? (А.С. Пушкин.)

V. Физкультминутка

VI. Продолжение работы по теме урока

(Чтение стихотворения «Зимний вечер» учителем или прослушивание записи.)

— Значение каких слов надо уточнить для понимания содержания стихотворения?

ВЕРЕТЕНО — ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

КРОЕТ — покрывает.

ЛАЧУЖКА — небольшая старенькая избушка.

ОБВЕТШАЛАЯ КРОВЛЯ — старая, разрушающаяся крыша.

— Прочитайте стихотворение самостоятельно и скажите, какие звуки помогают передать вой ветра и завывание бури. (Звуки , , .)

— С кем и с чем поэт сравнивает бурю? (Он сравнивает ее со зверем и с ребенком.)

— К кому обращается поэт? (Он обращается к своей няне.)

— Как он относится к своей няне: с нежностью, восхищением, любовью? (К своей няне поэт относится с нежностью и любовью.)

— Каким настроением проникнуто все стихотворение? Какие рифмы находит А.С. Пушкин, чтобы передать свое настроение в этот зимний вечер?

— Прочитайте стихотворение выразительно. (Выразительнее чтение учащимися.)

— Сравните два стихотворения Пушкина — «Зимнее утро» и «Зимний вечер». Одинаковы ли они по настроению? (Нет, по настроению они неодинаковы. В стихотворении «Зимнее утро» настроение поэта меняется, а в стихотворении «Зимний вечер» оно грустное на всем протяжении.)

VII. Рефлексия

— Выберите и продолжите любое предложение.

• На сегодняшнем уроке я узнал…

• На этом уроке я похвалил бы себя за…

• После урока мне захотелось…

• Сегодня я сумел…

VIII. Подведение итогов урока

— Чем занимались на уроке?

Домашнее задание

Подготовить выразительное чтение стихотворения «Зимний вечер» А.С. Пушкина. (По желанию — выучить наизусть.)

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Зимний вечер.

История создания – произведение написано в 1825 г., когда поэт пребывал в ссылке в имении Михайловское, впервые увидело мир в журнале «Северные цветы» за 1830 г.

Тема стихотворения – зимняя вьюга и тёплое общение с близким сердцу человеком.

Композиция – Кольцевая композиция. По смыслу стихотворение делится на две части: описание вьюги и обращение к няне. Формально стихотворение состоит из четырёх октав.

Жанр – лирическое стихотворение.

Стихотворный размер – написано четырёхстопным хореем, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей».

Эпитеты – «кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка».

История создания

История создания «Зимнего вечера» связана с ссылкой поэта в Михайловское. В 1824 г. Александр Сергеевич возвратился на Родину из южной ссылки, однако ему не позволили быстро вернуться к светской жизни, отправив в родовое имение. Надзор за поэтом лег на плечи его отца, поэтому Александр Сергеевич «убегал из дому» и подолгу гостил в имениях соседей. В родном доме он чувствовал себя неуютно, ведь Сергей Львович был его надзирателем.

Осенью 1825 г. семья поэта переехала в Москву, а Александр Сергеевич в этом году зимовал в Михайловском, практически не выезжая. Вместе с молодым человеком осталась няня Арина Родионовна. Зимой 1825 г. появилась рукопись анализируемого стихотворения, в котором отчетливо проявились автобиографические мотивы.

Средства выразительности

Стихотворение А. С. Пушкина богато на средства выразительности. Они помогают отобразить зимнюю непогоду, создать образы лирического героя и няни, передать внутреннее состояние героев.

В тексте есть метафоры: «подружка бедной юности моей», «сердцу будет веселей». Они поражают простотой и выразительной передачей настроения, царящего в «лачужке». Детали подчеркиваются при помощи эпитетов: ««кровля обветшалая», «путник запоздалый», «ветхая лачужка и печальна, и темна», «добрая подружка». Сравнения используются для того, чтобы наполнить описание бури звуками: «то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя» «как путник запоздалый к нам в окошко застучит». В произведении есть антитеза: тишина в доме противопоставляется завываниям бури.

В некоторых строфах важную роль играет интонация. В обращении к няне несколько раз используются риторические вопросы.

Тема

В произведении А. С. Пушкин развивает любимую зимнюю тему, переплетая её с темой теплого общения с родным человеком. Начинается стихотворение с описания вьюги, к которой прислушивается лирический герой. Он представляет, как за окном кружатся снежные вихри, улавливает каждый звук бури. Вьюга проявляет себя по-разному– она воет подобно зверю, плачет, как ребёнок, шуршит соломой и стучит в окно. Буря становится главным героем первой строфы, но и после этого она ещё не раз появится в рассказе лирического «Я».

Во второй строфе появляется образ няни, но сначала автор описывает ветхую избу. Она «печальна и темна», что можно сказать и о настроении лирического героя. Старушка-няня сидит молча у окна. Герой спрашивает, не уснула ли она, заслушавшись звуками своего веретена.

Чтобы развеять печаль, герой предлагает старушке выпить и спеть ему. Видимо, песни напоминают герою о беззаботном детстве, а поэтому приносят его сердцу умиротворение.

В последнем восьмистишии снова описывается снежная буря, а лирический герой повторяет предложение выпить. При помощи повтора стихов подчеркивается невесёлое настроение лирического героя.

В произведении реализуется идея о том, что никакая буря не страшна, когда рядом близкий человек. Автор утверждает, что приятный разговор с хорошим человеком способен развеселить сердце.

«Зимний вечер» – одно из самых популярных произведений в русской литературе, некоторые строки стали афоризмами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: