Анализ стихотворения не ветер бушует над бором

Ответы по литературному чтению 3 класс учебник климанова (школа россии) 1 часть - стр 178

26.11.2019

Некрасов Н. «Не ветер бушует над бором»

Жанр: стихотворение (отрывок из поэмы «Мороз, Красный нос»)

Главные герои стихотворения «Не ветер бушует над бором» и их характеристика

  1. Мороз-воевода. Сильный, суровый, хвастливый.

План пересказа стихотворения «Не ветер бушует над бором»

  1. Не ветер бушует
  2. Дозор Мороза
  3. Тропинки и земля
  4. Узоры и воды
  5. По деревьям
  6. Палица
  7. Песня
  8. Дворцы изо льда
  9. Мосты
  10. Богатство Мороза

Главная мысль стихотворения «Не ветер бушует над бором»Велик и могуч Мороз, неисчислимы его богатства.

Чему учит стихотворение «Не ветер бушует над бором» Стихотворение учит уважать и опасаться мороза. Учит любить зимнюю природу, ее суровую, но столь прекрасную красоту. Учит не хвастать.

Отзыв на стихотворение «Не ветер бушует над бором» Мне нравится это красивое стихотворение и нравится залихватское хвастовство Мороза. Он уверен в своем всемогуществе, в своих силах, и не терпит противоречий. Он строит свое царство по своим законам.

Анализ стихотворения «Не ветер бушует над бором» Стихотворение является отрывком из поэмы «Мороз Красный нос», и было написано Николаем Некрасовым в 1863 году. По жанру это пейзажная лирика, полная красивых образов, олицетворений и эпитетов. Поэт одушевляет мороз, делает его могучим повелителем холода, сказочным богатырем. Но при этом слегка посмеивается над хвастовством мороза, хотя и отдает дань его силе. Очень удачно поэт использует сравнение мороза с воеводой, подчеркивая его силу и власть над землей. Стихотворный размер — амфибрахий, рифмовка перекрестная.

Средства художественной выразительности в стихотворении «Не ветер бушует над бором» Эпитеты: мороз-воевода, лесные тропы, голой земли, пушисты вершины, красив узор, яркое солнце, косматой бороде, удалую, хвастливую песню Метафоры: по деревьям шагает, играет в бороде, дворцы изо льда, под гнет, мосты ледяные, царство мое Олицетворения: ветер бушует, дозором обходит, глядит, солнце играет, построю, задумаю, упрячу, не считаю, убираю.

Пословицы к стихотворению «Не ветер бушует над бором» Заковал мороз реки, да не навеки. К удалому и счастье бежит. Зима пришла и мороз принесла. Зима стелет холсты, а мороз наводит мосты. В большой мороз и звезды пляшут.

Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Не ветер бушует над бором» То не ветер бушует над бором, и не с гор бегут ручьи. То Мороз-воевода обходит свои владения. Он проверяет хорошо ли заметены лесные тропы, и не видно ли где голой земли. Пушисты ли узоры на соснах, и крепко ли скованы льдом воды. Он шагает по деревьям и трещит по замерзшей воде, а в его бороде играет солнце. Забравшись на сосны, он бьет палицей по веткам, и поет хвастливую песню. Обещает пойти на моря-океаны, и построить дворцы изо льда. Упрятать под лед реки, и построить небывалых мостов. И там, где текли свободные воды, будут ходить пешеходы и ехать обозы. Мороз богат и не считает своего богатства. Он убирает свое царство алмазами, жемчугом и серебром.

Попробуем помочь Ване сочинить сказку. Выбираем, какой будет наша сказка:

  • волшебной;
  • бытовой;
  • о животных

Чтобы помочь Ване выполнить домашнее задание, выбираем сказку о животных.
Придумываем главных героев, например мышку и кошку, сюжет. Вспоминаем, с какой фразы обычно начинаются сказки.
Записываем нашу сказку.

Кошка и мышка

Это было очень-очень давно. Жили-были кошка и мышка. Они были лучшими друзьями в округе и никогда не ссорились. Кошка пила хозяйское молоко, а мышка грызла сырные корочки. Все были довольны, кроме хозяйки, которая не любила мышей, потому что они скреблись по ночам и не давали ей спать. А свою ласковую кошку она просто обожала.
Кошка и мышка с утра до вечера бегали по дому и играли в прятки друг с другом. Однажды они так заигрались, что уронили со стола горшок с молоком. Хозяйка рассердилась и решила  проучить мышку. Она перестала кормить кошку молоком. Голодная кошка стала злой и больше не хотела играть с мышкой, как раньше.
— Мяу! Как ты мне надоела! — злилась кошка. — Иди в свою норку, а то поймаю тебя и съем!

Придумай конец сказки.
Запиши его. Озаглавь получившийся текст. Не забудь использовать слова и выражения, которыми обычно сказки заканчиваются.

Почему коты с мышами не дружат

Но мышка по-прежнему считала кошку другом и не боялась её. Пришли к мышке её подружки, вышли они из норки за сырными корочками. А голодная кошка бросилась на них и проглотила одну. С тех пор у мышки с кошкой дружба врозь. Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!

Обсуди с другом, возможна ли дружба между мышкой и кошкой.Это реальная или сказочная ситуация?
Почему мышка стала убегать от кошки?
Выбери ответ:

  • мышка с кошкой играют в прятки;
  • мышка боится кошки;
  • мышка боится хозяйки;
  • мышка не боится кошки, она её дразнит.

Темы, проблемы, настроение

На основную проблему Иван Алексеевич обращает внимание еще в первой части произведения. И это — дилемма призрачности счастья. Люди не обращают на него внимания и не стараются поймать очарование краткосрочных моментов

Настрой стихотворения — лучезарная и безмятежная радость от понимания того, что в поисках счастья человек обращается к глубинам своей души, где обязательно отыщутся силы для нового дня

Люди не обращают на него внимания и не стараются поймать очарование краткосрочных моментов. Настрой стихотворения — лучезарная и безмятежная радость от понимания того, что в поисках счастья человек обращается к глубинам своей души, где обязательно отыщутся силы для нового дня.

  1. Счастье. Бунин описывает погожий осенний день, отображает великолепие природы, которую герой созерцает через открытое окно. Представленная картина порождает в его душе состояние истинного блаженства. К герою приходит осознание, что большинство людей не замечают счастья, хоть оно и находится в мыслях о бренности бытия, уединении с книгой, в красоте окружающего мира.
  2. Природа. Автор в произведении передает великолепие сияющих тучек, осеннего сада, ласкового света. Во всем этом он видит еще один повод возрадоваться жизни, так как герой знает и умеет чувствовать, а также находится в очаровательном окружении, несущем блаженство.
  3. Внутренний мир. Обычно люди в поисках счастья смотрят по сторонам, не понимая, что настоящая радость жизни пребывает у них внутри.

Невзирая на то, что повествование ведется простыми словами, произведение пронизано массой средств выразительности. Это метафоры, сравнения и эпитеты.

«Учись у них — у дуба, у берёзы…». Фет А.А.

Размышляем о прочитанном

В стихотворении «Учись у них» Афанасий Фет призывает читателя брать пример с природы, с того, что является ее олицетворением. Скажем с деревьев, дуба и березы, которые зимой молча переносят жестокие морозы и непогоду.

Пусть у них бегут слезы и трескается от мороза кора, они стоят все также молча.

В этих строках поэт словно напоминает о том, что иногда следует просто сжав волю и зубы перетерпеть неприятность, переждать. И тогда обязательно придет весна, которой призывает верить Фет. Весна все изменит, природа вновь расцветет, оттают дубы и березы, а человеческое сердце залечит свои раны. В этом стихотворении Фет сравнивает мороз и человеческую грусть и невзгоды, а весну с олицетворяет с пробуждением чувств и с удачными мементами в ней.

Ответы к Страница (ы) 64 — 65 Афанасий Афанасьевич Фет

2

Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов

Рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й. Благодаря такой рифме, стихотворение читается в необычном темпе.

3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег». Выбирайте вариант, который вам больше понравился.

1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?

Фет изобразил начало осени. В этот период можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей. Поэт выразительно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня, из-за этого возникает ощущение, что они живые.

Анализ стихотворения «У Лукоморья дуб зеленый…»

Хрестоматийное произведение А.С. Пушкина — стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый». Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» дети узнают задолго до школы, потому что простой слог и обилие сказочных образов делают его легко запоминающимся. Произведение можно найти в любом списке литературы, рекомендованной к прочтению еще для малышей.

Композиция и жанр

Композиция отрывка напоминает структурой народную сказку. Четко выделяются основные части: присказка с описанием лукоморья и ученого кота, основная часть с перечислением сказочных героев и классическая сказочная концовка «..и там я был, и мед пил..».

Форма сказки обусловлена тем, что «У Лукоморья дуб зеленый…» является прологом к сказочной поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Поэма наполнена волшебными событиями. Поэтому и начинается с введения читателя в мир сказки, с создания таинственной атмосферы, ожидания чуда. У А.С. Пушкина был огромный запас фольклорного материала, потому что он был воспитан на русских народных сказках.

Его няня Арина Родионовна знала несметное количество сказов, легенд, поверий, былин, в которых была собрана настоящая сокровищница русского фольклора. Впоследствии Александр Сергеевич попытался наиболее точно воплотить все услышанное в сказках.

«У Лукоморья дуб зеленый» начинается описанием волшебного пейзажа сказочной страны, где будут происходить события поэмы. Становится понятно, что волшебная страна находится у моря. Воображение читателя представляет нависающий над стихией многолетний дуб с золотой цепью. И центральной фигурой предстает ученый кот, который рассказывает сказки. Это обобщенный образ рассказчика во всех русских народных сказках, среди которых Боян, Садко и другие.

После введения в место событий автор рисует чудеса, которые постоянно происходят в волшебной стране. Леший, русалка, невиданные звери, избушка на курьих ножках. Все персонажи изображены на фоне российских пейзажей, которые четко видны в описанной поэтом природе.

Среди перечисленных сказочных событий — указание на одну из самых запоминающихся картин поэмы: «..колдун несет богатыря..». Данный факт говорит о фольклорном происхождении сюжета поэмы. Все указывает на древнерусское происхождение Лукоморья. Сам автор утверждает: «Там русский дух…» Чтобы убедить читателя в реальности картины, поэт употребляет традиционную сказочную концовку «..и я там был..»

Размер

Написано произведение четырехстопным ямбом — одним из самых популярных размеров для лирики 19 века, который придает стиху размеренность и подчеркивает повествовательный характер поэмы.

Образы русской мифологии

Стихотворение насыщено изображением сказочных героев. Чтобы показать читателю волшебный мир Лукоморья, поэт использует олицетворения: кот «песнь заводит», ступа с Бабою Ягой «идет, бредет сама собой», бурый волк «служит».

Самая запоминающая метафора стиха говорит о том, что у Лукоморья «Русью пахнет». Это главный акцент пролога. Также у Лукоморья лес и дол «видений полны». Эта строка несет метафорический смысл и одновременно является частью стилистического художественного приема — анафоры.

Автором использованы многочисленные эпитеты. Вот некоторые примеры: «на неведомых дорожках», «невиданных зверей», «витязей прекрасных».

Особого колорита придает использование дрвнерусских слов: брег, злато, чахнет, чреда.

В сроках использованы образы русской мифологии: Баба яга, Кащей, витязи, колдун. Но эти персонажи передают общую картину Руси. Богатыри олицетворяют мощь русской земли, дуб — ее мудрость, царевна — красоту и верность

С их помощью поэт концентрирует внимание читателя на изображении Родины, ее природных и фольклорных богатств, которые всегда его вдохновляли

А.С Пушкин. «У лукоморья дуб зеленый». Видео. Мультфильм. Слушать стихотворение.

 
  Метки: Александр Пушкин, Стихи для детей

Анализ стихотворения «Моя Вообразилия» Заходера

Стихи «Моя Вообразилия» Бориса Владимировича Заходера – своеобразное кредо, программное произведение поэта о главных принципах его творчества для детей.

Стихотворение написано не позднее 1978 года. В эту пору поэту исполнилось 60 лет, он лауреат премии имени Х.К. Андерсена, пользуется заслуженной любовью читателей нескольких поколений, сумел создать и населить собственную волшебную страну – Вообразилию. В жанровом отношении – гимн творчеству, мечте, воображению. Рифмовка смешанная, авторская, 4 строфы. Интонация песенная, лексика нейтральная и местами даже возвышенная. Открывает стихотворение болтовня цветов. Читатель не должен удивляться разговорчивости Настурций и Лилий (именно так, с прописной буквы, как имена, пишет поэт их названия), ведь родом они из чудесной страны, где действует совсем другие законы – или не действуют вообще. Череда инверсий подчеркивает ритм, экспрессию стиха: умеют Львы, вырастают крылья, царствует фантазия. Прилагательных, как и положено в стихотворении для детей, мало, они просты: косматые, смешные. Зато большое количество глаголов, придающих произведению полет, движение. Восклицания дополняют атмосферу стиха, его настроение. Во второй строфе поэт не может удержаться от бравурного междометия «ура!» Как настоящий кудесник, он перечисляет все превращения, которые случаются в его стране. Оказывается, там каждый может стать волшебником. И возраст этому не помеха. Ведь и сам Б. Заходер сочинил эти стихи в возрасте 60 лет, а доступ в Вообразилию ему по-прежнему открыт. Наверно, из-за нестареющего сердца. Местоимение «моя» подчеркивает сродственность поэта с миром сказки, приключения. Лексические повторы уносят читателя на просторы удивительной страны. Там нет боли и разочарований, а все мечты в обязательном порядке сбываются. В заключительной строфе поэт даже берется рассказать дорогу туда. Впрочем, он вовремя останавливается, ведь попадают в эту страну не с картой в руках, а с мечтою в сердце. Оттого почти прозаизмом «удобно расположена» поэт прекращает всякие попытки объяснить местоположение Вообразилии. В финале – сожаление

Действительно, лишенный воображения человек – неважно, сколько ему лет — ни за какие коврижки туда не войдет. Междометие «увы» усиливает финал. Царство фантазии Б

Заходера вот уже много лет принимает гостей-читателей. Пропуском в него служит способность удивляться и мечтать

Царство фантазии Б. Заходера вот уже много лет принимает гостей-читателей. Пропуском в него служит способность удивляться и мечтать.

Ответы к Страница (ы) 67 — 71. Иван Саввич Никитин

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Поэт обращается к степи. Да, поэт изображает степь как живую. Он просит ее пробудиться, нарядиться, полюбоваться весною, как человека.

3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение к степи». Выберите наиболее понравившийся вариант заголовка.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

Поэт обращается в зиме, как к человеку, приглашает ее зайти. Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо. Поэт использует глаголы, которые указывают на действия, которые обычно присущи людям, а не неодушевленным предметам.

«Здравствуй, гостья — зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.»

В словах поэта прослеживается благодарность зиме за то, что она укрепляет дух русского народа, воспитывает в нем силу богатырскую и бесстрашие.

Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью. Автор говорит о русском народе, как о невероятно закаленном, стойком и целеустремленном. Он искренне влюблен в русскую душу, мощь которой наблюдал с детства.

В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идет».

В стихотворении Никитина помимо описания прихода зимы ощущается восхищение русским народом. Поэт показывает отношение людей к лютым морозам, которые  не страшат, а  укрепляют здоровье и дух.

6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начать чтение можно с повествовательной интонацией, плавно. В этих строках автор рассказывает об изменениях в природе. С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение с радостной интонацией, с восхищением и гордостью за русский народ.

7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».

1. Учитель объявляет начало праздника.2. Ученики читают стихи о первом снеге.3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).4. Игра “Не дай упасть снежинке”.5. Загадки о снеге.6. “Танец снежинок”.7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!”.8. Заключительное слово.9. Песня “Кабы не было зимы”.

Идея

Изучая то или иное произведение, школьники обязательно должны определить его смысл. Как правило, данный пункт вызывает у них серьезные затруднения в связи с тем, что ученики путают тему и идею. Последняя часто скрыта в самом тексте и ее нужно, выражаясь фигурально, читать между строчками. Основная мысль стихотворения заключается в том, что автор считал свой роман с Денисьевой роковым, несмотря на то, что он принес им кратковременное счастье. Показателен тот факт, что автор винит не столько представителей высшего света, которые устроили вокруг ее имени скандал, сколько исключительно себя за все случившееся. Это говорит о благородстве чувств поэта, его ответственности перед любимой женщиной. Пожалуй, бурные признания собственной вины за все случившееся можно назвать главной идеей данного произведения.

Проверим себя и оценим свои достижения

Номер 1.

Произведения каких поэтов ты прочитал? Какое стихотворение произвело на тебя особое впечатление? Почему?

Я прочитал стихотворения Н.А. Некрасова, К.Д. Бальмонта, И.А. Бунина.
На меня произвело особое впечатление стихотворение Некрасова «Дед Мазай и зайцы», потому что в нём рассказывается о спасении зайцев дедом Мазаем. Это произведение учит нас быть добрыми, отзывчивыми, помогать не только людям, но и животным.

Номер 2.

Ты прочитал три стихотворения Некрасова. Как ты считаешь, одинаковые они по настроению или разные? Почему? Какие картины рисует поэт в каждом из произведений?

Все стихотворения Некрасова разные по настроению, потому что он описывает разные истории, разные пейзажи, к каждому из которых у него разное отношение. Поэт рисует осень и зиму, весеннее половодье, историю спасения Мазаем зайцев.
В стихотворении «Славная осень!» писатель описывает приход осени, он восхищается ею.
В стихотворении «Не ветер бушует над бором…» автор изображает прекрасные зимние картины.
В стихотворении «Дедушка Мазай и зайцы» рассказывается история спасения зайцев дедушкой Мазаем. Это история могла произойти на самом деле.

Номер 3.

Какое из стихотворений Некрасова похоже на сказку? Обоснуй своё мнение.

На сказку похоже стихотворение «Не ветер бушует над бором…». Некрасов наделяет явление природы – мороз – человеческими качествами. Старик Мороз умеет разговаривать и петь, он ходит по лесу и украшает свои владения. Такого в реальной жизни произойти не может.

Номер 4.

Перечитай стихотворение Бальмонта. Что необычного в изображении времён года? Объясни.

В стихотворении Бальмонта необычное то, что он описывает осень, зиму и весну, как людей. Они разговаривают, выполняют действия, присущие живым существам, исполняют обещания.

Номер 5.

Вспомни и быстро ответь, кому из поэтов принадлежат эти строки:
    «…Есть на полях моей родины скромные
    Сёстры и братья заморских цветов…»
    «…В них шёл олень, могучий, тонконогий,
    К спине откинув тяжкие рога…»

Это строки из стихотворения Бунина «Полевые цветы»:
    «…Есть на полях моей родины скромные
    Сёстры и братья заморских цветов…»
Это строки из стихотворения Бунина «Густой зелёный ельник у дороги»:
    «…В них шёл олень, могучий, тонконогий,
    К спине откинув тяжкие рога…»

Номер 6.

Какое из стихотворений Бунина тебе больше всего запомнилось? Объясни почему.

Мне больше всего запомнилось стихотворение «Густой зелёный ельник у дороги…», потому что в нём описывается спасение оленя. Произведение заставляет задуматься о ценности жизни животных.

Номер 7.

Ты уже знаешь, что строчки в стихотворениях записываются особым образом – в столбик. Является ли это произведение стихотворением?
Забравшись на сосну большую, по веточкам палицей бьёт и сам про себя удалую, хвастливую песню поёт.

Это произведение является стихотворением, потому что оно имеет рифму и ритм.

Номер 8.

Приготовься к выразительному чтению одного из стихотворений данного раздела. Обоснуй свой выбор.

Для выразительного чтения я выберу стихотворение Бунина «Полевые цветы», потому что его смысл будет понятен каждому. Нужно читать это произведение задумчиво, размеренно.

Рейтинг

Вступайте в нашу группу вконтакте

Анализ стихотворения Ель рукавом мне тропинку Фета

Афанасий Афанасьевич Фет – один из самых великих поэтов девятнадцатого века и за всю историю в целом. Работал Фет в основном над лирической поэзией, всегда показывая в своих стихах любовь с природой, всё это он передавал своим читателям. Именно к такому жанру поэзий и относится это стихотворение.

Данное стихотворение Афанасий Афанасьевич написал в 1891 году и как считают критики, оно посвящено любимой женщине Фета – Марии Лазич. Хоть Фет и был инициатором разрыва отношения с девушкой, он не мог простить себя за потерянную любовь и показывал всю свою печаль в стихах. И это подтверждается в последней строфе стихотворения: « Нежно приветствуешь ты».

Фет использовал довольно сложный вид рифмовки – перекрестную рифмовку, что придавало стиху особое звучание, свою собственную атмосферу. В этом стихе он повествует об осени, о всех её чудесах, о всех её красках, об эмоциях, которые появляются при виде осени.

Как и в большинстве других стихотворениях, Фет использует четырёхстопный хорей, полные и неполные предложения чередуются, используются междометия, а восклицание в конце передаёт полное настроение поэта. Именно его он пытается передать читателям в своих строках, желая, чтобы они вместе с ним окунулись в эту атмосферу и увидели всю красоту, которая происходит вокруг них.

В первой строфе Фет раскрыл свое сердце, а именно показал все одиночество, что царило в нем. Во второй строфе поэт далёкими звуками выражает обеспокоенность. Ну а в последней строфе он показывает желание воссоединиться со своей любимой, которая уже покинула этот мир.

Если внимательно посмотреть на строение первой части, то можно заметить, что автор использует только олицетворение, не используя метафоры с эпитетами. Чего не скажешь о второй части, которая богата и на метафоры, и на эпитеты. Хоть автор и ярко описывает, придавая очень много красок стихотворению, оно является грустным, ведь четко отслеживается желание героя убежать от одиночества и холода.

Последние строки говорят нам о том, что поэт уже и сам предчувствовал свою смерть. И вот, в 1892 году, через год после написания этого стиха, Афанасий Афанасьевич Фет сконча.

О книге

Подвергая себя ежедневным эмоциональным нагрузкам, современный человек время от времени должен отвлекаться от реального мира, чтобы восстановить свой душевный баланс. Одним из наиболее эффективных способов, без сомнения, является чтение книг. Книги обладают магической силой погружать читателя в иные миры, время и даже пространства, отвлекая от многих повседневных проблем.

Книга Заходера Бориса Владимировича «Моя Вообразилия», написанная в жанре детские стихи поможет детям интересно и с пользой провести время за чтением

Обращая внимание на многие глубокие вопросы современности, автор делится с нами своими ощущениями и переживаниями. Детально проработанные персонажи, удивительный сюжет и тонкое описание чувств и эмоций — всё это непременно отвлечет Вас и завладеет Вашим вниманием

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: