Анализ стихотворения «листья» тютчева

«листья» анализ стихотворения тютчева по плану кратко для 6 класса – средства выразительности, метафоры, главная мысль, лирический герой

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Листья.История создания – произведение было написано в 1830 г., когда поэт пребывал на службе в Германии. Впервые «Листья» опубликовали в 1879 г. в журнале «Русский архив».

Тема стихотворения – размышления листьев о своей «жизни»; противопоставление холодного спокойствия мятежной натуре.

Композиция – Стихотворение написано в форме монолога листьев. В нем по смыслу можно выделить несколько частей: размышления листьев о хвое, сравнение «тощей зелени» со своей красотой и решение улететь за ветром. Произведение состоит из четырех октав.

Жанр – элегия.

  “Соловьиный сад” Блока в кратком содержании

Стихотворный размер – двустопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «сосны и ели… в снега и метели закутавшись, спят», «мы ж, легкое племя», «краткое время на сучьях гостим», «зефиры ушли».

Эпитеты – «тощая зелень», «красное лето», «докучные ветви», «буйные ветры».

Сравнения – «зелень, как иглы ежа».

Жанр, направление, размер

Жанр разбираемого стихотворения «Листья», безусловно, философская лирика. Часто стихотворения данной жанровой направленности строятся на аллегории, то есть объяснение одних предметов или явлений с помощью других.

Тютчеву характерен пантеизм, то есть одухотворение природы. Частым явлением бывает принятие тютчевских произведений за природную лирику, ведь Федор Иванович «объясняется» именно через природу, поэтому справедливо будет считать данное произведение «природно-философским».

Направление произведения «Листья» – романтизм. Одной из основных черт данного направления считается следование природе, а лирический герой таких произведений отличается особой индивидуальностью и таинственностью, а также «внутренней открытостью» и даже беззащитностью. Все эти черты присущи тютчевскому стихотворению «Листья», что позволяет уверенно отнести его к такому направлению как романтизм.

Традиционно лирику Тютчева относят к «чистому искусству» — направлению в поэзии, которое характеризует повышенный интерес автора к красоте, любви и природе. Представители этого течения считали, что назначение поэзии — воспевать прекрасное. Они обходили остросоциальные темы и писали лишь об изящных материях.

Размер стихотворения «Листья» – двустопный амфибрахий. Рифмовка перекрестная с чередованием женской и мужской рифм.

ГДЗ по литературному чтению. 3 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

Ответы к заданиям. Бойкина М.В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс. 

Ответы к стр. 4 — 8. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 9 — 11. Самое великое чудо на светеОтветы к стр. 11 — 13. Как написать отзывОтветы к стр. 14. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы стр. 15 — 16 Устное народное творчествоОтветы к стр. 17 — 19. Как сочинить закличкуОтветы к стр. 20. Как сочинить докучную сказкуОтветы к стр. 20. Сестрица Алёнушка и братец ИванушкаОтветы к стр. 21 — 22. Иван-царевич и Серый ВолкОтветы к стр. 22 — 23. Как описать герояОтветы к стр. 23 — 24. Учимся рассказывать по картинеОтветы к стр. 25 — 29. Сивка-БуркаОтветы к стр. 30. Как сочинить волшебную сказкуОтветы к стр. 31. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 32 — 33. Поэтическая тетрадьОтветы к стр. 33. И. Никитин. Полно, степь мояОтветы к стр. 34 — 35. Творческая работа. Пишем сценарий праздника «Первый снег»Ответы к стр. 36. Проверим себя и оценим свои достижения

Ответы к стр. 37 — 38. Великие русские писателиОтветы к стр. 38. А.С. Пушкин. Сказка о царе СалтанеОтветы к стр. 39. А.С. Пушкин. Уж небо осенью дышалоОтветы к стр. 39. И.А. Крылов. Зеркало и обезьянаОтветы к стр. 40. Л.Н. Толстой. АкулаОтветы к стр. 40. Л.Н. Толстой. Лев и собачкаОтветы к стр. 41 — 42. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 43 — 44. Поэтическая тетрадь. Н.А. НекрасовОтветы к стр. 44. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 45 — 46. Литературные сказкиОтветы к стр. 47. В.М. Гаршин. Лягушка-путешественницаОтветы к стр. 47 — 49. В.Ф. Одоевский. Мороз ИвановичОтветы к стр. 50. Проверим себя и оценим свои достижения

Ответы к стр. 51. Были НебылицыОтветы к стр. 52 — 54. М. Горький. Случай с ЕвсейкойОтветы к стр. 55 — 56. К. Паустовский. Растрёпанный воробейОтветы к стр. 57 — 59. А. Куприн. СлонОтветы к стр. 60. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 61. Поэтическая тетрадь. Саша Чёрный. ВоробейОтветы к стр. 61 — 62. Саша Чёрный. СлонОтветы к стр. 62. А. Блок. Ветхая избушкаОтветы к стр. 63. А. Блок. СныОтветы к стр. 63. А. Блок. ВоронаОтветы к стр. 63. С. Есенин. ЧерёмухаОтветы к стр. 64. Проверим себя и оценим свои достижения

Ответы к стр. 65. Люби живоеОтветы к стр. 65. М. Пришвин. Моя РодинаОтветы к стр. 66 — 67. И. Соколов-Микитов. ЛистопадничекОтветы к стр. 68. В. Белов. Малька провиниласьОтветы к стр. 69. В. Бианки. Мышонок ПикОтветы к стр. 69. Б. Житков. Про обезьянкуОтветы к стр. 70 — 72. В. Астафьев. КапалухаОтветы к стр. 73. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 74. А. Барто. В театреОтветы к стр. 75. Е. Благинина. КотёнокОтветы к стр. 76 — 77. Литературная играОтветы к стр. 78. Проверим себя и оценим свои достижения

Ответы к стр. 79. Б. Шергин. Собирай по ягодке — наберёшь кузовокОтветы к стр. 80. А. Платонов. Цветок на землеОтветы к стр. 81. А. Платонов. Ещё мамаОтветы к стр. 81. Н. НосовОтветы к стр. 82. Н. Носов. ТелефонОтветы к стр. 82 — 83. В. Драгунский. Друг детстваОтветы к стр. 84. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 85. Ю. Ермолаев. ВоспитателиОтветы к стр. 85. Г. Остер. Вредные советыОтветы к стр. 86 — 87. Г. Остер. Как получаются легендыОтветы к стр. 88. Проверим себя и оценим свои достижения

Ответы к стр. 89. Зарубежная литератураОтветы к стр. 89. Мифы Древней ГрецииОтветы к стр. 90 — 92. Проверим себя и оценим свои достиженияОтветы к стр. 93 — 94. Итоговая проверочная работа

Чем будет полезна практика с онлайн-решебником

Учителя и родители отмечают ряд ключевых преимуществ пособия:

  1. Простая и доступная форма изложения.
  2. Разделение заданий по уровню сложности.
  3. Возможность самостоятельной работы без помощи взрослых.

Четкая структура представленных в ГДЗ заданий поможет учащимся выработать необходимые навыки вдумчивого чтения и анализа. Благодаря использованию онлайн-решебника дома, ученики получают возможность успешно выполнять домашние задания по литературе и даже готовиться к олимпиадам и всероссийским проверочным работам.

Страницы рабочей тетради

стр.4 стр.5 стр.6 стр.7 стр.8 стр.9 стр.10 стр.11 стр.12 стр.13 стр.14 стр.15 стр.16 стр.17 стр.18 стр.19 стр.20 стр.21 стр.22 стр.23 стр.24 стр.25 стр.26 стр.27 стр.28 стр.29 стр.30 стр.31 стр.32 стр.33 стр.34 стр.35 стр.36 стр.37 стр.38 стр.39 стр.40 стр.41 стр.42 стр.43 стр.44 стр.45 стр.46 стр.47 стр.48 стр.49 стр.50 стр.51 стр.52 стр.53 стр.54 стр.55 стр.56 стр.57 стр.58 стр.59 стр.60 стр.61 стр.62 стр.63 стр.64 стр.65 стр.66 стр.67 стр.68 стр.69 стр.70 стр.71 стр.72 стр.73 стр.74 стр.75 стр.76 стр.77 стр.78 стр.79 стр.80 стр.81 стр.82 стр.83 стр.84 стр.85 стр.86 стр.87 стр.88 стр.89 стр.90 стр.91 стр.92 стр.93 стр.94 стр.95 стр.96 стр.97 стр.98 стр.99 стр.100 стр.101 стр.102 стр.103 стр.104 стр.105 стр.106 стр.107 стр.108 стр.109 стр.110 стр.111 стр.112

Страницы рабочей тетради: стр.4

История создания

Стихотворение «Листья» было написано в 1830 году, а опубликовано лишь в 1879.

В 1821 году Федора Ивановича приглашают за границу в роли сверхштатного чиновника. Поэт соглашается и уже в 1822 году уезжает в Мюнхен. В Россию он вернётся лишь в 1844 году, но его стихи будут публиковаться на родной земле всё это время, так как Александр Сергеевич Пушкин заверил его в этом.

Творчество Федора Ивановича можно разделит на три условных периода.

  1. Первый период – начальный период, «молодой» период, который длился до начала 20-х годов, когда поэт уехал по службе за границу.
  2. Второй период – начало 20-х – начало 40-х годов, то есть «заграничный» период, период «вдали от Родины», который был весьма плодотворным. В это время поэт увлекается философией. Фридрих Шеллинг и Генрих Гейне становятся его друзьями.
  3. Третий период – конец 40-х – 60-е годы. В это время поэт создаёт известный «Денисьевский цикл», выпускает несколько сборников.

Стихотворение «Листья» было опубликовано спустя 6 лет после смерти поэта.

Композиция

Стихотворение «Листья» содержит 4 строфы по 8 строк, то есть 4 октавы. Произведение построено в виде монолога лирического героя. Композиция последовательная. Стихотворение можно разделить на 4 сюжетные части, соответствующие строфам.

  • 1 часть – 1-е восьмистишье. Поэт пишет о хвойных деревьях, о соснах и елях, которые стоят всегда «одетые», зеленые. Автор признает их уникальность, но в их описании использует «простую» лексику, то есть не подбирает «красивых» слов, а пишет немного заурядно, используя такие слова как «торчат», «спят», «тощая зелень», «иглы ежа», «не свежа». Это говорит, с одной стороны, о признательности автором особенности таких деревьев, а с другой стороны об обыденности этого.
  • 2 часть – 2-е восьмистишье. Здесь поэт пишет о «легком племени», то есть об обычных листьях, жизнь которых ограничена, но в то же время «разнообразна». В данной строфе просматривается чуть больше авторской симпатии. «Легкое племя», «цветем и блестим», «краткое время», «гостим», «красе», «купались в росе» — данные слова и словосочетания приятны слуху, они более «аккуратны» и «чутки».
  • 3 часть – 3-я строфа. В данной части рассказывается о неизбежном опадании листвы. Возможно, кто-то воспримет это с грустью, но поэт описывает это радостно и с долей надежды.

То есть улететь – это наилучший, «наикрасивейший» вариант, который могут выбрать лишь «легкое племя», листья.

4 часть – последняя строфа, которая наполнена решительностью, смелостью, надеждой, даже самопожертвованием.

Начинается данная часть с междометия «о», что придает ещё большей эмоциональности и порывистости последнему восьмистишью.

Образы и символы

Стихотворение «Листья» интересно тем, что лирический герой представлен в образе одного из множества листьев. То есть он один из многих, из многих «простых», один из «легкого племени». Охарактеризовать его можно как жизнерадостного и авантюрного.

Всё произведение построено на простых образах. Можно предположить, что хвойные иголки – это люди «консерваторы», живущие «по накатанной», без возможности, или даже желания, что-либо изменить, рискнуть, без желания как-то «украсить» свою жизнь, жизнь окружающих. Поэт пишет, что «их тощая зелень…ввек не желтеет, но ввек не свежа», то есть они выглядят так же, как и все, но жизненного огонька в них нет, он утерян.

Листья же – это другая категория людей, которые не бояться перемен, людей рискованных, стремящихся к лучшему, ищущих приключения. Автор называет таких людей «племенем», то есть объединением, не связанным территориально, но связанных родовыми отношениями, в данном случае идейным началом.

Также интересно то, что автор признает «быструю» жизнь таких персонажей, но также он пишет о том, что они «краткое время на сучьях гостят», то есть уйдут одни «листья», но на их месте обязательно появятся другие, такие же яркие, «живые», стремящиеся улететь.

«Красный» и «красе» — слова, с общим смыслом. Символика данного цвета многообразна, но положительна со всех сторон. Красный – символ власти и мудрости, символ влюбленности, символ красоты, символ огня, символ радости и полноты жизни. Выбранные метафоры не случайны, можно предположить, что данные строки обозначают нахождение «лиственничных» людей на «передовой» жизни, такие люди в курсе всех происходящих событий, они полны жизни.

Эти строки можно перевести как смена подходящей, «воинствующей» обстановки, или же смена собственной точки зрения. После таких перемен в голову «авантюрным» листьям приходит мысль:

То есть смена окружающей обстановки, смена устоя требует смены «листьев», требует новых взглядов, новых смельчаков, которые обязательно появятся на освободившихся местах.

Ветер – это символ времени, скорости и пространства, а также возрождения. Неспроста лирический герой в произведении Тютчева просит ветра «сорвать» его с надоевших «ветвей». Данная строфа, данные строки передают готовность к самопожертвованию лирического героя ради лучших перемен, ради скорейших перемен, ради светлого будущего.

Тема

В первых двух строфах стихотворения листья признаются, что считают себя красивее хвои. «Тощая зелень» елей, по их мнению, никогда не выглядит живой. Листья не могут понять, как можно проспать всю зиму, закутавшись в метели. «Легкое племя» открыто восхищается собой: «мы… цветем и блестим». Листья вспоминают, как летом игрались с солнцем и купались в росе.

Веселое настроение зеленой компании гаснет, когда она осознает, что на пороге осень. Листья рассматриваются вокруг и видят, что все вокруг отцвело, побледнело, а птицы смолкли. «Легкое племя» не хочет желтеть, поэтому решает улететь с ветром. Теперь ветви кажутся листьям «докучными», поэтому они пытаются улететь как можно скорее.

В образе листьев можно разглядеть человеческую натуру. Они символизируют людей, которые не могут сидеть на одном месте в ожидании старости. Такие люди стремятся к новым свершениям и свободе. Иглы елей символизируют противоположный человеческий характер.

Главная мысль образно выражается в строках: «так что же нам даром висеть и желтеть?».

«Проверим себя»

Задание 1

Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился

Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?. Ответ:

Ответ:

  • Федор Иванович Тютчев
  • Афанасий Афанасьевич Фет
  • Иван Саввич Никитин
  • Иван Захарович Суриков
  • Николай Алексеевич Некрасов

«Больше всего мне запомнились стихи И. З. Сурикова. Особенно стихотворение «Детство». Мне было интересно узнать о жизни сельских детей в старину».

Задание 2

Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» это слова ели — метели, торчат — спят.

О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

Ответ:

Речь идет о РИФМЕ.

Задание 3

Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это … слова.

Ответ:

Лёгкое племя — краткое время, цветём и блестим — на сучьях гостим.

Созвучные слова — это рифмующиеся слова.

Задание 4

Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность?Сравни, как звучат стихи Ф. И. Тютчева «Листья» и И. Н. Никитина «Встреча зимы».Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая, медленная, спокойная, торжественная?

Ответ:

Стихотворение Ф. И. Тютчева «Листья» звучит с движением, стремительно. Его может сопровождать быстрая взволнованная музыка.

Стихотворение И. Н. Никитина «Встреча зимы» звучит ровно и плавно. Для него подойдет медленная и спокойная музыка.

Задание 5

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм.

Ответ:

РИФМА — это созвучие окончаний в словах.

РИТМ — это чередование ударных и безударных слогов в определенном порядке.

Задание 6

Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?

Ответ:

В стихотворениях используются средства художественной выразительности: эпитеты, сравнения, олицетворения.

Настроение и душевные переживания автора можно передать с помощью интонаций голоса при чтении стихотворения вслух. Ритм придает стихам музыкальность.

Стихотворный текст записывается в столбик. В конце строчек находятся слова с созвучными, то есть рифмующимися, окончаниями.

Задание 7

Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы».Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова и выражения: «снег лежит полотном», «снег … блестит разноцветным огнём», «на безлюдный простор», «смотрит … лес из-под чёрных кудрей»? Обсуди с другом.

Ответ:

Можно было бы изобразить заснеженное белое поле, а вдали, на заднем плане — лес. Обычно «снег блестит разноцветным огнём» на солнце. Поэтому следует нарисовать морозный и солнечный дневной зимний пейзаж. Позади широких белоснежных просторов (сплошного «полотна» нетронутого снега) темнеет лес с голыми ветками деревьев и пушистыми елками. На их верхушках тоже лежит снег, напоминая теплые пушистые шапки.

Задание 8

Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

Ответ:

Снег сравнивается с плотной белой тканью. Если что-то покрыть полотном, то поверхности не будет видно. Также и снег — он ровным и плотным слоем покрыл всю землю. Это сравнение помогает представить равнину, сплошь покрытую чистым нетронутым первым снегом.

Средства выразительности

Работ стихотворения «Листья» включает в себя и перечень тропов, которые раскрывают художественное своеобразие лирики Тютчева.

  1. Эпитеты: «краткое время», «буйные ветры», «докучные ветви».
  2. Сравнения: «тощая зелень, как иглы ежа».
  3. Метафора: «в снега и метели закутавшись», «тощая зелень», «ввек не свежа», «легкое племя», «на сучьях гостим», «красное лето», «были в красе», «играли с лучами», «купались в росе».
  4. Аллегория: «зефиры» (ветра).
  5. Олицетворение: «лучи побледнели», «зефиры ушли».
  6. В произведении использована инверсия.
  7. Риторическое восклицание: «Не лучше ль за ними и нам улететь!»
  8. Лексический повтор: «скорее, скорей», «летите, летите».

Давайте найдем эпитеты в стихотворении Федора Тютчева «Листья». Однако вначале вспомним, что такое эпитет.

Эпитеты в стихотворении «Листья» Ф. Тютчева выделены жирным курсивом.

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели

Всю зиму торчат,

В снега и метели

Закутавшись, спят, –

Их тощая зелень,

Как иглы ежа,

Хоть ввек не желтеет,

Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,

Цветем и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе –

Играли с лучами,

Купались в росе!..

Но птички отпели,

Цветы отцвели,

Лучи побледнели,

Зефиры ушли.

Так что же нам даром

Висеть и желтеть?

Не лучше ль за ними

И нам улететь!

О буйные ветры,

Скорее, скорей!

Скорей нас сорвите

С докучных ветвей!

Сорвите, умчите,

Мы ждать не хотим,

Летите, летите!

Мы с вами летим!..

Таким образом, в стихотворении Тютчева «Листья» можно выделить следующие эпитеты:

  • http://coolchtivo.blogspot.com/2020/05/blog-post19.html
  • https://vshkole30.ru/analiz-proizvedenij/razbor-stihotvoreniya-tyutcheva-listya.html
  • https://urokam.net/literatura/3638203.html
  • https://litrekon.ru/analiz-proizvedenij/listya-tyutchev/
  • https://sochinenie-rus.ru/epitetyi-v-stihotvorenii-fedora-tyutcheva-listya/

Темы, проблема, настроение

Основная тема стихотворения «Листья» — быстротечность человеческой жизни. Многие поэты касались этой философской темы. Рассуждать по поводу человеческого бытия можно бесконечно, и мысли не будут схожими ни у одного из рассуждающих. Эта тема очень глубока, даже можно сказать — безгранична. Произведения данной тематики интересны ещё тем, что, изучая мысли авторов, мы узнаем их с новой стороны, с той, которую показывают только очень близким людям, со стороны незнающего, но надеющегося, предполагающего ребенка.

Как мы проведем этот коротенький отрезок времени? Насколько значащим станет он для окружающих? Насколько полезна будет конкретная жизнь всему обществу? Данные вопросы подняты в произведении, они – проблематика стихотворения.

Хоть и затронута извечная тема, заставляющая задуматься, но всё же произведение очень светлое и позитивное, легкое. Эта удивительная особенность присуща пейзажной лирике Федора Ивановича. На легких природных образах он объясняет серьезные, глубокие вещи, что помогает по-другому взглянуть на них.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: