Ответы к стр. 13
Придумай рассказ, который можно закончить пословицей «Где труд, там и радость».
Однажды мама пришла с работы очень уставшая. На все просьбы своих детей поиграть с ним она отвечала, что ей еще нужно помыть посуду, прибрать в квартире и приготовить ужин, и ей некогда играть. Дети очень огорчились. Тут папа позвал их всех к себе в комнату. У него возникла грандиозная идея! И закипела работа. Пока мама умывалась, младшие ребятишки намочили тряпки и протерли везде пыль, вымыли пол. Старший вымыл посуду. Дочь прибрала на кухне и помогла папе готовить ужин. Когда мама надела свой фартук, все уже было сделано. Мама улыбнулась и обрадовалась. Теперь вся семья могла вместе поиграть! Где труд, там и радость!
Стр. 37 — 38. Сказка «У страха глаза велики»
7. Подготовься к пересказу по плану:
1. Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.2. Пошли водоносы за водой.3. Вёдра бросили и побежали домой.4. Какой страшный зверь напугал водоносов?
Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка Каждый день они ходили по воду, каждый со своим ведерком. Однажды шли они к дому через огород. Там росла яблоня, под которой сидел зайчик. Вдруг яблоко упало и попало зайцу в лоб. Он отскочил прямо под ноги водоносов. Те очень сильно напугались и бросились наутек. Прибежали они домой, и каждый спрятался, думая о том, какого страшного зверя видел. Зайка тоже напугался, он убежал в лес, спрятался и радовался, что ему повезло спастись от охотников. На самом деле напугал всех обычный, безобидный зайчик.
Публикация «Урок литературного чтения в 3 классе по басне И, А, Крылова „Ворона и лисица“» размещена в разделах
- Ворона. О птице для детей
- Крылов И. А. Басни Крылова
- Крылов И. А. Конспекты уроков для 1-10 классов
- Лиса, лисичка. Литература, сказки о лисе для детей
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- «Ворона и лисица», басня
- Темочки
Средства обучения: учебник «Литературное чтение» 3 класс Л. Климановой и др.
Раздаточный материал на каждой парте.
Компьютер, мультимедийный проектор, доска.
Цели:
Обучающие:
1. продолжать знакомить учащихся с баснями И. А. Крылова;
2. учить понимать глубину содержания произведения;
3. формировать умения определять басню как жанр литературы с характерными признаками;
4. находить мораль в произведении;
5. учить читать басню по ролям;
6. различать речь автора и героев басни;
7. развивать навыки беглого чтения;
Развивающие:
1. содействовать развитию мыслительных операций :
2. сравнение, анализ, синтез, систематизация;
3. развивать творческое воображение, познавательную активность,
4. работать над развитием разговорной речи.
Воспитательные:
1. воспитывать требовательность к себе, радость сопереживания успехам товарища,
2. формировать положительные качества,
3. вызвать внутреннее неприятие пороков персонажей басни и нежелание им подражать и на них походить.
4. пробуждать добрые чувства,
5. воспитывать интерес к чтению.
Здоровье сберегающие:
1. способствовать созданию благоприятного психологического климата на уроке;
2. обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребенку;
3. способствовать созданию ситуации успеха;
4. разно уровневые задания и вопросы;
5. организовать работу в парах; работу около конторок; двигательная активность на уроке.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь отличать басню от стихотворения; знать структуру басни; понимать нравственный смысл басни, характер героев; соотносить смысл басни и пословицы.
Универсальные учебные действия (метапредметные) :
Познавательные:
1. осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям.
2. находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения;
Регулятивные:
1. принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем;
2. выполняют учебные действия в умственной и громкоречевой форме,
3. планируют свои действия для решения учебной задачи,
Коммуникативные:
1. строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи;
2. участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности;
3. ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии
Сказка ложь, да в ней намек
Какие еще выводы — кроме очевидных, что — это сытый человек, и что сообразительность поможет найти выход из любой ситуации, — позволяет сделать сказка «Каша из топора»? Ее скрытый урок, актуальный во все времена, можно выразить так: был бы топор, а каша сварится.
Положительному герою удается достичь своей цели (сварить кашу/утолить голод), не имея никаких к этому объективных средств. Солдат вполне серьезно пытается сварить топор, что с позиций здравого смысла совершенно невозможно. В этом смысле сказка «Каша из топора» сближается с итальянской поговоркой: «Ты жарь, жарь, а рыба будет!» Если цель кажется недостижимой из-за отсутствия средств, отбросьте все сомнения и работайте с тем, что есть, подгоняя свои действия под желаемый результат.
В общем, сказка, как особый в очередной раз доказала свою уникальность. Какое еще литературное произведение может заключить в столь простую форму столь глубокое содержание?
Литературоведческий анализ
русской народной сказки «Каша из топора»
Краткая характеристика времени написания.
Русская народная сказка создана народом, передавалась из уст в уста. Сказка записана в глубокой древности. Раньше сказки назывались «байками» от слова «баять», т.е. говорить. В современном значении слово «сказка» доходит до нас с 17 века. Бытовые сказки во многом отражают сущность нашей повседневной жизни. Порой сюжеты и ситуации в таких рассказах настолько реальны, что читая их, невольно возникает ощущение, будто мы сами проживаем их из дня в день. В сказках найдется место и юмору, и колоритным персонажам, а вот магии и чудес практически не бывает. Но, несмотря на отсутствие фантастических пейзажей и мифических персонажей чтение бытовых сказок приносит детям массу позитивных эмоций.
2. Жанр произведения
– это сказка фольклорная – произведение устного народного творчества, вымышленное по содержанию и прозаическое по форме. Разновидность сказки – бытовая, герой такой сказки — обычный человек, например, солдат, крестьянин или кузнец.
3. Тема произведения
– Как солдат кашу сварил, обхитрив старуху.
4. Идея произведения
– Догадка, смекалка и находчивость помогает в жизни. Пословицы, подходящие по смыслу:
Скупой плохо живет: скупой боится, что к нему гость зайдет.
Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.
5. Идея раскрывается через:
А. Сюжет.
Шел на побывку старый солдат, устал, есть хочется. Попросился в одну избу на отдых. Только хозяйка жадная попалась, не захотела накормить. Тогда находчивый солдат предложил сварить кашу из топора. Удивленная старуха и крупы дала, и соли, и масла, чтобы в воду к топору добавить. Сели есть, вкусная каша получилась. А солдат не только поел, а еще и топор с собой унес!
Б. Композиция.
Зачин. «
Старый солдат шёл на побывку.»
Основная часть,
в которой рассказывается, как солдат кашу варил.
Концовка. «
Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!»
В. Характеристика действующих лиц
Старуха олицетворяет жадного, ленивого, глупого человека (Старушка была жадная, даже не предложила солдату перекусить, сказала, что у неё ничего в доме нет из еды.).
Солдат олицетворяет умного, смекалистого человека (Солдат оказался находчивым и смекалистым и предложил сварить кашу из старухиного топора. Поставил котёл на огонь, положил в него топор и налил воды. Затем он с шуткой выпросил у старухи соль, горсточку крупы, масло. Когда каша сварилась, пригласил старушку есть. Старуха спрашивала, а когда топор будем есть? Солдат ответил, что он ещё не уварился и забрал его с собой.).
Г. Язык сказки
близок к разговорному языку народа. Он прост, но в то же время отличается образностью, красочностью языковых выражений. В основном сказка построена на диалогах. Есть просторечная лексикаотворила, варево.
Присутствуют эпитетыдобрый (человек), добрая (каша).
Часто употребляется восклицательная интонацияПустите отдохнуть дорожного человека!/Хороша! Ежели бы сюда да горсточку крупы!/Ох, и каша хороша!/Ну, старуха, теперь подавай хлеба да принимайся за ложку: станем кашу есть!/Да, вишь, он не уварился,- отвечал солдат,- где-нибудь на дороге доварю и позавтракаю!/
6. Автор
на стороне добра, смекалки. Высмеивает жадность и глупость старухи. И подчеркивает ум солдата —Вот так-то солдат и каши поел и топор унёс!
7. Познавательная, воспитательная, эстетическая ценность произведения.
Сказка знакомит с русским фольклором и бытом русского народа. Приобщение детей к устному народному творчеству. Развивает воображение. Развивает речь.
Урок литературного чтения во 2 классе «Русская народная сказка «Каша из топора»»
Цели:
1. Познакомить с одним из видов сказок – бытовой сказкой.
2. Прививать интерес к чтению.
3. Работать над выразительностью чтения.
4. Развивать речь, пополнять словарный запас.
Тип урока: урок первичного изучения и закрепления новых знаний.
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Работа над навыком чтения:
самостоятельное чтение;
чтение скороговоркой;
выразительное чтение соседу.
1. — Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)
— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки,
пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)
— Приведите примеры.
Инсценировка (участвуют 2 ученика)
— Бабушка, расскажи мне сказку.
— А какую хочешь сказку, внучок?
— Бабушка, а разве сказки бывают разные?
— А как бы вы ответили на этот вопрос? (На доске – схема-опора)
— Я уверена, что все вы любите сказки. А чем они вас привлекают?
“Сказка — ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок!” (На доске)
— Чему может научить сказка?
(Сказка учит добру и справедливости. Учит понимать чужую беду, всегда приходить на помощь)
2. Проверим, как вы знаете сказки.
Как называется аппарат, на котором Баба-Яга совершает полёты?
Кто хвостом рыбу ловил?
Кто говорил такие слова: “Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы, в дальние просторы”?
Не лежалось на окошке, покатился по дорожке.
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна, Ей на солнце тяжко, Слёзы льёт бедняжка.
(Ответы учеников учитель пишет на доске)
— Здесь спряталось ещё одно слово. Найдите его.
…
— Что обозначает слово ТОПОР? (Инструмент для рубки…)
— Сегодня мы будем читать сказку “Каша из топора”.
3. Первичное чтение.
— Назовите главных героев сказки?
4. Самостоятельное чтение.
— Отметьте при чтении непонятные слова.
ПОБЫВКА – короткий отпуск
ДОРОЖНЫЙ ЧЕЛОВЕК – человек, который находится в пути.
СЛУЖИВЫЙ – военнослужащий, солдат
ПОСКУПИЛАСЬ – пожалела
ПРИМЕТИЛ – обратил внимание
СДОБРИЛИ – добавили для улучшения вкуса
ДИВИТСЯ – удивляется
— Почему в сказке так много устаревших слов?
— Давайте подберём слова, которые характеризуют героев.
СОЛДАТ |
БАБА |
Умный |
хитрая |
Находчивый |
жадная |
Сообразительный |
скупая |
Жизнерадостный |
глупая |
Неунывающий |
— В чём проявились эти черты. Докажите (Выборочное чтение)
— Кто вам больше понравился? Почему?
— Какая это сказка? Ответ обосновать.
Учащимся предлагается сделать вывод о том, что высмеивается в бытовых сказках, а что прославляется.
(!) В бытовых сказках высмеиваются лень, жадность, прославляется ум, смекалка простых людей.
— Какой урок для себя вы извлекли, прочитав эту сказку?
— Какую пословицу можно подобрать к сказке?
1. Догадка не хуже разума.
2. Смётка дороже богатства.
3. Глупый киснет, а умный всё промыслит.
(Работа над содержанием пословицы)
Обобщение:
— Какие бывают сказки?
— Назовите особенности бытовой сказки.
Домашнее задание: (по выбору)
выразительное чтение;
пересказ;
попробовать сочинить бытовую сказку.
Стр. 53. Сказка «Гуси-лебеди»
1. Назови действующих лиц сказки. Кто из них тебе понравился? Почему?
Девочка, братец, гуси-лебеди, Яга, речка, яблоня, печка. Мне нравится девочка, она смелая и не побоялась пойти искать братца.
4. Подготовься к пересказу:
— Вспомни последовательность событий;- Раздели текст на части;- Определи главную мысль каждой части.
Часть 1. Кража братца
Родители поручили дочери присмотреть за братцем, но она не доглядела, и его унесли гуси-лебеди.
Главная мысль: Девочка ослушалась родителей и из-за этого братец попал в беду.
Часть 2. Поиски братца
В поисках братца девочка встречала печку, яблоню, речку. Они могли ей помочь, но девочка не захотела выполнять их просьбы, и не получила помощи.
Главная мысль: Нужно помогать друг другу.
Часть 3. Баба-Яга
Девочка нашла братца у Бабы-яги. Спастись от нее ребятишкам помогла мышка, которую девочка покормила.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 4. Домой
По дороге домой за детьми гнались гуси-лебеди. Но девочка выполнила просьбы речки, яблони и печки, и они помогли благополучно вернуться домой.
Главная мысль: За добро платят добром.
Часть 5. Возвращение домой
Дети успели вернуться домой, а там и отец с матерью пришли.
Главная мысль: Хороший конец.
ГДЗ к стр. 19. Баю, баю, баюшки
1. Помнишь ли ты, какие колыбельные песни пела тебе мама? Расскажи.
Спи, моя радость, усни!
Спи, моя радость, усни!В доме погасли огни;Пчелки затихли в саду,Рыбки уснули в пруду,Месяц на небе блестит,Месяц в окошко глядит…Глазки скорее сомкни,Спи, моя радость, усни!Усни, усни!
Баю — баю — баюшки
Баю — баю — баюшки,Прискакали заюшкиЛюли — люли — люлюшки,Прилетели гулюшки.Стали гули гулевать,Стал мой милый засыпать.
Ветер горы облетает
Ветер горы облетает, баю-бай,Над горами солнце тает, баю-бай,Листья шепчутся устало, баю-бай,Гулко яблоко упало, баю-бай,Подломился стебель мяты, баю-бай,Желтым яблоком примятый, баю-бай,Месяц солнце провожает, баю бай,По цветам один гуляет, баю-бай.
Ответы к стр. 22 — 23. Считалки и небылицы
Стр. 22
1. Прочитай считалки. Прислушайся к их чёткому ритму.
Читаем.
2. Какое произведение небылица, а какое — считалка? Как надо читать считалку?
«Ой ты, зоренька-заря» и «Ой, люля, та-ра-ра »- небылицы, остальные – считалки. Их следует читать чётко, обрывисто, в быстром темпе.
«Ой, люля, та-ра-ра!» стр. 23
1. Каким словом можно заменить слово небылица (фантазия, сказка, выдумка)?
Выдумка.
2. Прочитай небылицу. Что ты заметил в ней фантастического?
На горе стоит гора, ворон обут в красные сапоги, играет в трубу и рассказывает сказки.
3. Что общего между считалкой и небылицей? Что роднит небылицу со сказкой?
Считалка и небылица написаны в стихотворной форме, содержат юмористический сюжет, иронию. Небылицу со сказкой роднит то, что в них есть вымышленные герои, что сюжет фантастический, вымышленный.
4. Придумай свою небылицу. Запиши её в «Рабочую тетрадь».
На холме сидят тюлени,Съели торта полкило.Лень тюленям в тундру ехать,Им и в Африке тепло.