Анализ басни
В этой басне Крылов показывает непринужденную беседу двух животных. Мартышка в первый раз увидела своё отражение в зеркале и критикует его, а ее приятель медведь указывает на то, что у каждого есть недостатки. Это аллегоричное произведение, в котором под главными героями понимают не животных, а людей, не замечающих за собой ничего плохого.
Крайне интересны герои, описанные Крыловым. Характеристика медведя из басни «Зеркало и обезьяна» показывает этого персонажа как мудрого и тактичного зверя, который старается всегда говорить правду. Мартышка же представляет собой нелепый комичный образ, глухой к советам и рекомендациям умных людей. Мораль басни «Зеркало и обезьяна» своими словами говорит нам о том, что нужно всегда реалистично смотреть на вещи, в том числе на отрицательные стороны и недостатки.
Мораль «Зеркала и обезьяны» чрезвычайно проста. Мартышка не смогла признать, что увиденная в зеркале кривляка на самом деле она и есть
Тем самым баснописец Крылов как бы показывает, что многие люди пропускают замечания, не желая обращать внимание на имеющиеся у них недостатки. Мишка же, напротив, воспитан, в его речи чувствуется такт и самокритика
Он пытается наставить на путь истинный обезьяну, но та в силу ограниченности своего мышления не понимает сказанного и не думает, каковы её недостатки.
Автор текста аллегории призывает взглянуть на себя со стороны, оценивая свои поступки, мысли и слова. Не стоит пытаться судить других, так как слова могут ранить близких.
Басня Крылова «Зеркало и обезьяна» была переведена на многие языки. Произведение пользуется популярностью в Германии, Франции, Испании и других странах. Существуют многочисленные версии такой повести, которые неизменно учат людей критически относиться к себе, уважать других и прислушиваться к советам близких. Это отличный вариант совместного чтения с детьми, которые на таких ярких образах и понятных им героях смогут научиться правильно относиться к жизни, вынеся что-то хорошее из этой басни.
https://youtube.com/watch?v=DJDJhOaI4pE
Проверим себя
Задание 10
Вспомни героев басен И. А. Крылова. Что необычного в их изображении? Подумай, почему баснописец наделяет своих героев качествами людей.
Ответ:
Герои басен И. А. Крылова — животные, наделенные качествами людей. Баснописец наделяет своих героев человеческими чертами потому, что высмеивает отрицательные черты и пороки людей в иносказательной форме.
Задание 11
Крылов рассказывает о недостатках людей не прямо, а иносказательно: в баснях вместо людей изображаются животные и птицы, наделённые человеческими чертами характера. Читателю предстоит самому догадаться, что речь в басне идёт о человеческих недостатках. Понял ли ты, в чём заключается иносказательность басен? Приведи примеры.
Ответ:
В басне «Зеркало и Обезьяна» обезьяна высмеивает и осуждает глупые рожи в зеркале. Она не понимает, что смотрит на собственное отражение. Здесь речь идет о людях, которые осуждают и критикуют чужие недостатки, не замечая своих собственных.
В басне «Стрекоза и Муравей» стрекоза все лето развлекалась и веселилась, а муравей усердно работал, готовясь к зиме. Когда стало холодно, стрекоза пришла к муравью и стала просить, чтобы он взял ее к себе жить до весны. Муравей отвечает ей: «Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
В этой басне И. А. Крылов высмеивает лень, легкомыслие и праздность, то есть безделье и желание жить за счет других людей.
Задание 12
Какое произведение Л. Н. Толстого тебе особенно запомнилось? Почему? Составь на него отзыв.
Ответ:
Больше всего мне запомнился рассказ Л. Н. Толстого «Прыжок». Это произведение помогло понять две важные мысли:
- Прежде чем решиться на опасный поступок, нужно подумать о последствиях.
- Нельзя придавать значение чужим насмешкам и поддаваться им.
Это понимание очень поможет мне в жизни. Теперь я знаю, что глупо рисковать только ради того, чтобы не выглядеть смешным в глазах окружающих.
Задание 13
Что нового ты узнал из рассказов Л. Н. Толстого? Чем автор хочет поделиться с читателем?
Ответ:
Из рассказов Л. Н. Толстого мы узнали о жизни детей более ста лет назад. Автор написал много коротких историй о крестьянских детях, животных, познавательные рассказы о разных явлениях природы. Также писатель делится с нами воспоминаниями о собственном детстве.
В рассказах Л. Н. Толстого говорится о разных человеческих качествах: смелости, любви, мужестве, преданности, стремлении к знаниям. Автор хотел, чтобы дети учились самостоятельно думать, делать выводы и искать истину.
Задание 14
Находишь ли ты что-то общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Л. Н. Толстого «Aкула» и «Прыжок»? Как они вели себя в самый ответственный момент? О каких качествах характера говорят их поступки?
Ответ:
Между артиллеристом и капитаном много общего. Они любят своих сыновей и проявляют мужество и решительность для их спасения. Оба в ответственный момент сумели взять себя в руки и принять единственное верное решение несмотря на то, что сильно переживали за мальчиков.
Задание 15
Как ты считаешь, похожи ли мальчики, герои двух рассказов Л. Н. Толстого? Чем? Как их поступки описывают характеры мальчиков?
Ответ:
Да, мальчики из этих рассказов похожи. Они ведут себя легкомысленно и не думают о последствиях. Мальчики из рассказа «Акула» уплыли купаться в открытое море только для того, чтобы поплавать наперегонки. Мальчик из рассказа «Прыжок» полез на верхнюю мачту корабля за шляпой потому, что смех окружающих задел его самолюбие.
Задание 16
Сравни рассказы Л. Н. Толстого «Акула» и «Прыжок». Что в них общего? Чем они различаются? Заполни таблицу в «Рабочей тетради».
Задание 17
Знаешь ли ты другие произведения Л. Н. Толстого? Запиши их названия в «Рабочую тетрадь».
Задание 18
Какой из прочитанных в учебнике рассказов произвёл на тебя самое сильное впечатление?
Ответ:
Самое сильное впечатление произвел рассказ «Прыжок». Он помог понять, что нельзя рисковать своей жизнью из-за обиды или чужих насмешек.