Назовите группы экологических связей, которые представлены этими схемами. Обратите внимание, что стрелки направлены в разные стороны. Как вы думаете, что это означает? Приведите примеры связей каждой группы.
На этих схемах показаны три группы связей. Стрелки показывают, что связь всегда взаимная.
- Первая группа — это связь между живой природой и неживой. Солнце дарит тепло и свет растениям, это прямая связь «Неживое — живое». Растения отмирают и удобряют почву. Это обратная связь «Живое — неживое».
- Вторая группа — это связь между растениями и животными. Растения дают животным пищу. Животные поедают листья, плоды, семена. Это прямая связь «Растения — животные». Но животные переносят семена и помогают расселяться растениям на новых территориях. Это обратная связь «Животное — растение».
- Третья группа — это связи между человеком и природой. Человек получает от природы еду, питьё, воздух, и поэтому живёт. Это прямая связь «Природа — человек». Но человек своей деятельностью может отравлять воду и землю. Это обратная связь «Человек — природа».
Выберите группу животных и проследите по рисункам учебника, как они размножаются и развиваются.
Насекомые размножаются, откладывая яички, из которых появляются личинки. Личинки могут походить на взрослых насекомых, а могут отличаться, как, например, гусеницы и бабочки. Из личинок вырастают взрослые насекомые.
Рыбы и земноводные откладывают икру, пресмыкающиеся и птицы несут яйца. Звери же рожают детёнышей.
2. Информацию, полученную с помощью иллюстраций, дополните сведениями из текста учебника.
Насекомые в своём развитии проходят несколько стадий. Из личинок бабочек — гусениц, образуются куколки. Из куколок появляются взрослые бабочки. А вот личинки кузнечика растут и сбрасывают внешние покровы. Только после этого они превращаются во взрослого кузнечика.
Из икры рыб появляются мальки, которые растут и становятся взрослыми животными. А из икры земноводных появляются головастики, живущие только в воде. Когда они вырастают, то сбрасывают хвост и выходят на сушу.
Птицы высиживают яйца и потом заботятся о птенцах. А пресмыкающиеся закапывают яйца в песок и забывают о потомстве.
Звери выкармливают детёнышей материнским молоком.
Проследи по схеме основные события этой истории. Опираясь на схему, расскажи о них.
Рассказ «Основные события о комарах и мошках по схеме» для 3 класса
Когда-то неразумные люди на одном острове решили избавиться от комаров. Они привезли ядохимикаты и стали травить комаров. И комары погибли. Но ядохимикаты попадали не только в комаров, но и в тараканов, которые не умирали. Однако яд накапливался в телах тараканов.
Тараканами питались мелкие ящерицы, а тех поедали кошки. И вот для кошек этот яд тоже оказался смертельным. И скоро на острове совсем не осталось кошек. Стало некому ловить крыс и грызуны расплодились в огромном количестве.
Крысы стали поедать зерно на полях и начался голод.
Кто как развивается? Ответь устно, какие слова пропущены.
Яйцо — … — взрослая птица. Пропущено слово Птенец.
Икринка — … — взрослая лягушка. Пропущено слово Головастик.
… — малёк — взрослая рыба. Пропущено слово Икринка
Яйцо — личинка — … — бабочка. Пропущено слово Куколка
По этим словесным схемам построй модели развития животных.
Поместим на пустые места пропущенные слова и получим модель развития различных групп. Пример:
Яйцо – Птенец – Взрослая птица
1. Как размножаются и развиваются насекомые?
Насекомые размножаются с помощью яичек. Из яичек появляются на свет личинки насекомых, которые проходят несколько стадий развития и превращаются во взрослое насекомое.
2. Сравни развитие рыб и земноводных, земноводных и пресмыкающихся.
Рыбы и земноводные откладывают икру в воде. Их мальки и головастики также развиваются в воде. Но мальки рыб похожи на взрослых рыб, а головастики мало похожи на взрослых земноводных.
Земноводные несут икру в воде, а пресмыкающиеся откладывают яйца на берегу. Головастики земноводных непохожи на взрослых особей. Маленькие пресмыкающиеся точно такие же, как взрослые, только меньше размером.
3. Что нового мы узнали о размножении и развитии птиц?
Птицы образуют семьи и строят гнёзда, для того чтобы отложить яйца. Яйца птицы высиживают, а потом долго кормят новорождённых птенцов, совсем беспомощных и не умеющих летать.
5. Как заботятся о своём потомстве птицы и звери?
Птицы защищают своих птенцов, кормят и поят их, греют, пока у них не отрастёт пух и перья. Потом учат летать.
Звери кормят детёнышей молоком, охраняют их от опасностей, учат выживать в природе.
С помощью рисунка расскажите, что составляет окружающую среду для растения, животного, человека. Предложите модель, показывающую связь организмов и окружающей их среды.
- Для растения — солнце, воздух, земля, вода, животные, человек
- Для животного — солнце, воздух, земля, вода, растения, человек.
- Для человека — солнце, воздух, земля, вода, город, растения, животные.
Пример модели, показывающей связи организмов и окружающей их среды:
- Трава прорастает из земли, пьёт воду, использует солнечный свет для роста и питания. («Неживое — живое»).
- Отмирая, трава удобряет землю. («Живое — неживое»).
- Корова поедает траву и даёт молоко. («Растение — животное»).
- Поедая траву, корова ускоряет её рост. («Животное — растение»).
- Человек пьёт молоко. («Природа — человек»).
- Человек сеет траву, чтобы корове было чем питаться. («Человек — природа»).
Задания для домашней работы
Покажем модель развития бабочек:
Яички — личинка/гусеница — куколка — взрослая бабочка.
Рассказ «Как заботится о своём потомстве кошка» для 3 класса
Кошка рожает несколько котят, от четырёх до восьми. Котята рождаются совсем крошечными, слепыми, они сразу начинают пищать и просить есть. Кошка вылизывает котят и кормит их своим молоком.
Сытые котята быстро засыпают, прячась под животом кошки — мамы.
Кошка растит котят несколько недель, пока те не становятся самостоятельными. После этого котята часто остаются жить вместе с мамой, но могут уйти и создать свою семью.
Рассказ «Как заботится о своём потомстве собака» для 3 класса
Собака рожает несколько щенков. Новорождённые щенки очень маленькие, слепые, они сразу хотят есть, и собака-мама начинает их кормить молоком.
Щенки довольно быстро открывают глазки, начинают ползать и играть. А их мать следит, чтобы никто не обидел щенков и кормит их. В этот момент сама собака-мама нуждается в усиленном питании, ведь она тратит много сил и энергии, чтобы прокормить своё потомство.
Вскоре щенки начинают есть самостоятельно, но остаются с матерью. В дикой природе собаки живут стаями.
4. С помощью книги «Зелёные страницы» подготовь сообщение на одну из тем:
А) как развивается божья коровка;
Сообщение «Как развивается божья коровка» для 3 класса
Божья коровка, точно так же, как и другие насекомые, откладывает яйца. Делает она это весной. Яйца жёлтые или оранжевые, и их часто можно заметить на внутренней стороне листьев. Одна божья коровка может отложить до сотни яичек.
Примерно через неделю из яичек появляется личинка, которая совершенно непохожа на взрослого жука. У неё нет крыльев, зато имеется отличный аппетит. И личинка начинает поедать тлю, опасного вредителя садовых растений. За это божьих коровок любят и ценят садоводы.
Через пару недель личинка превращается в куколку, неподвижный кокон. В таком состоянии она проводит ещё неделю.
А потом кокон разрывается и из него выбирается божья коровка, уже полностью сформировавшееся взрослое насекомое. С хитиновыми надкрыльями яркого цвета, украшенными точками. Взрослая особь насекомого называется имаго, она может прожить несколько лет.
Б) Как выводят потомство зяблики;
Сообщение «Как выводят своё потомство зяблики» для 3 класса
Зяблик — небольшая певчая птица с ярким оперением. Это перелётная птица, которая осенью отправляется в тёплые края, а весной возвращается на родину, чтобы обзавестись парой и вывести птенцов.
Первыми с юга прилетают самцы зябликов, наполняя лес своими прекрасными трелями. Они ждут самочек, с которыми начинают строить гнёзда.
Когда гнездо построено, самочка приступает к откладыванию яиц. Обычно зяблики откладывают несколько яичек голубоватого цвета. Самка высиживает яйца, а самец в это время носит ей пищу.
Через пару недель скорлупа на яйцах трескается и оттуда выбираются новорождённые птенцы. Они совсем слабые и беспомощные, и поэтому первое время взрослые зяблики усиленно кормят птенцов.
Но уже через неделю-другую птенцы начинают петь, учится летать, и скоро становятся самостоятельными, но уступающими в размерах взрослым, птицами. К осени молодые зяблики вырастают окончательно и становятся способными на длительный перелёт к югу.
В) Как бобры заботятся о своих детёнышах.
Сообщение «Как бобры заботятся о своих детёнышах» для 3 класса
Бобры добры к своим детёнышам. В мире животных бобры считаются образцовыми родителями.
Живут бобры в специальных хатках, на прудах. Вход в хатку находится ниже уровня водоёма, а потому в ней безопасно.
Бобры живут целыми семьями, но главной является бобриха-мать. Каждую весну бобры рожают по несколько бобрят, которые требуют внимания и заботы. Мать выкармливает бобрят молоком первую неделю, постепенно добавляя в их рацион растительную пищу.
Бобрята быстро становятся самостоятельными, но при этом не спешат покидать родительский дом. Часто в одной хатке живёт два — три поколения бобрят. Все они очень дружные и работящие.
А значит человек должен вести себя по-человечески, не вытаскивать на берег икринки, не пытаться поймать или убить головастиков. Не надо уничтожать природу, её нужно беречь во всех её проявлениях.