Модель «Источники загрязнения воды»
На модели которую я сделал представлены источники загрязнения воды. Неочищенные промышленные стоки, помывка автомобиля ( или других грязных предметов), бытовой мусор вблизи водоёма и вода, которую мы используем в быту.
Следует запомнить, что нужно беречь воду и не наносить ей вред!
Задание 3
Как вы поступите, если обнаружите, что из неисправного крана или повреждённой трубы течёт вода? Обсудите в классе.
Ответ:
Если вдруг я обнаружу, что течёт вода из повреждённой трубы или крана, я сначала закрою кран и позову на помощь взрослых.
Обсуждая этот вопрос в классе, пришли к выводу, что необходимо в такой ситуации сначала закрыть кран и вызвать сантехника.
Задания для домашней работы (на выбор)
Задание 1
Научись чистить зубы так, чтобы не расходовать напрасно воду. Для этого не оставляй кран открытым, пока чистишь зубы и полощешь рот: сразу наливай воду в стаканчик и закрывай кран. Полоскать рот из стаканчика очень удобно. А сколько воды ты сбережёшь!
Ответ:
Я научился чистить зубы именно таким способом, очень удобно, а главное – я берегу воду!
Задание 2
Попроси взрослых научить тебя снимать показания водосчётчиков.
Ответ:
Мама научила меня снимать показания водосчётчиков. У нас счётчики с электронным таблом. В квитанцию нужно записать цифры, которые есть на табло, их лучше округлить, например если видим 23,456, то записываем 24. Далее, необходимо передать данные в организацию, которая обеспечивает дом водой.
Задание 3
Узнай, какая работа по охране воды от загрязнения проводится в вашем городе (селе).
Ответ:
В г. Москва проводится следующая работа по охране воды от загрязнения:
- Применение экологически чистых технологий в производстве.
- Применение современного оборудования для недопущения загрязнения воды.
- Осуществляется контроль за количеством промышленных стоков в воду.
Стр 63
Стр 68
Вернуться к содержанию: Окружающий мир 3 класс учебник Плешаков 1 часть
Роль воды в клетке
Это вещество имеет маленький размер молекул, полярность и способность молекул соединяться друг с другом при помощи водородных связей, что обуславливает ее биологическую роль.
Можно выделить две функции воды с точки зрения биологических процессов:
- Метаболическую. Все биохимические реакции осуществляются в водной среде. При фотосинтезе она служит донором для электронов. Вода необходима для гидролиза макромолекул.
- Транспортную. Передвижение веществ в организме осуществляется посредством жидкости. Также осуществляется и вывод продуктов метаболизма. В природных условиях вода служит для транспортировки к почве и водоемам продуктов жизнедеятельности.
Как образуются органические и неорганические вещества
В природе большое разнообразие клеток. Они могут отличаться размерами, функциям, формой. Могут быть свободноживущими или входить в состав многоклеточного организма. При всем многообразии они состоят из одних и тех же типов химических веществ.
Живую клетку отличают 2 особенности:
- высокое содержание воды;
- большое количество сложных органических веществ.
По подсчетам ученых в ней можно встретить около 70 химических элементов, правда, только 24 встречаются постоянно. Рассмотрим рисунок № 3.
По количеству элементы, содержащиеся в клетках, делят на 3 группы.
- Макроэлементы. Встречаются в большом количестве. К ним относят: Кислород, Углерод, Водород, Азот, Серу, Железо, Фосфор, Кальций и т.д.
- Микроэлементы. Встречаются в небольшом количестве такие элементы, как: Марганец, Медь, Кобальт, Цинк и т.д. Несмотря на малое содержание, они выполняют большую роль в обмене веществ.
- Ультрамикроэлементы. Составляют менее 0, 000001 % в организме живых существ. К ним относятся: Золото, Серебро, Платина, Цезий, Селен и т. д.
Эти 70 элементов могут входить в состав клетки. Они образуют 1000 химических веществ, которые можно разделить на неорганические и органические вещества.
5) Построй модель цепи питания, характерной для лугового сообщества вашего края.
Лес — это природное сообщество, образованное деревьями. Луг — природное сообщество, образованное травами.
2) Приведите примеры правильного и неправильного поведения людей на лугу. Как по вине человека могут нарушиться экологические связи в луговом сообществе?
Неправильное поведение человека на лугу: срывать цветы, топтать и жечь траву, ловить бабочек, разорять гнёзда шмелей.
Правильное поведение человека на лугу: любоваться красотой цветов, насекомыми, слушать звуки луга, фотографировать, дышать луговым воздухом.
Многие животные и растения луга внесены в Красную книгу. По вине человека они могут погибнуть, что нарушит экологические связи.
Использование лугов под пастбища также нарушает экологическое равновесие, ведь скот выедает травы, и лишает корма других обитателей.
3) Сравните схемы. Как должна двигаться косилка при скашивании трав
Косилка должна двигаться от центра к краям, чтобы мелкие животные, обитатели луга могли убежать. Ведь если косилка станет двигаться к центру, то и животные будут бежать к центру, а оттуда им уже некуда деваться, и многие погибнут.
Сходства: Производителями в них являются растения, к их особенностям приспосабливаются другие живые организмы. Это природные сообщества, сложное единство живой и неживой природы.
Различия: растениями леса являются преимущественно деревья, а луга — травы.
Какие организмы составляют луговое сообщество?
Насекомые, птицы, грызуны, земноводные, черви.
Как нужно вести себя на лугу?
Нельзя топтать и жечь травы, рвать цветы, бегать и пугать обитателей, ловить бабочек, других насекомых, разорять гнёзда шмелей.
Задания для домашней работы по теме «Жизнь луга»
Я наблюдала за тем, как опыляют луговые цветы два вида бабочек — Голубянка-Икар и Зорька.
Голубянка-Икар более мелкая бабочка, и она успевала за минуту побывать на пяти цветках.
Зорька — более крупная бабочка и она предпочитала медленно ползать по цветку. За минуту Зорька побывала на двух цветках.
А также я смотрела, как шмель опыляет клевер. Шмель довольно быстро покидает выбранный цветок и перелетает на соседний. За минуту шмель побывал на шести — семи цветках.
Условные знаки «Как вести себя на лугу» для 4 класса
У воды я часто встречала камыш, тростник, ряску, осоку, кувшинку. Эти растения живут либо в сильно увлажнённой почве, либо прямо на воде.
Из животных в воде встречаются лягушки, комары, личинки стрекоз, пиявки, улитки, слизни, различные птицы, ондатры, бобры.
Интересно наблюдать за жизнью бобров. Они строят плотины, чтобы поднять уровень водоёма, и хатки, в которых живут целыми семьями.
По приведённому на с. плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
План изучения природного сообщества
. Название сообщества.
. Какие организмы составляют общество.
. Экологические связи в сообществе.
. Значение сообщества для человека.
. Влияние человека на сообщество.
. Охрана сообщества.
Об учебнике за 3 класс, 1 часть, Плешаков (Школа России)
Визуально учебник выглядит как пара треугольников находящих друг на друга, зеленый и розовый. На переднем плане сидит птичка- снегирь. В правом верхнем углу есть надпись программы «Школа России». Внизу надпись 1 часть, вверху надпись Плешаков А.А. Что на счет содержимого учебника, то начинается все с повторения. Затронуты темы живой и неживой природы, общая информация. В целом учебник более посвящен таким темам как биология и взаимодействие человека с природой. По крайней мере первые 2/3 учебника. В конце учебника затронуты особенности строения человека, особенности его жизни. Особенности функционирования организма. Можно сказать это явная передача полномочий для нового школьного предмета биологии, но о нем школьники узнают чуть позже. Сейчас же немного расскажем о наших ответах, подготовленной для вашей самопроверки.
Общие сведения
Вода — бесцветное вещество, которое не имеет запаха и вкуса. Как и любая другая жидкость, она обладает текучестью и не имеет определенной формы, поэтому заполняет объем сосуда, в который налита.
Текучесть характеризуется возможностью менять форму под воздействием внешних сил без разделения на отдельные элементы.
Трудно переоценить значение воды в природе. Эта жидкость является основой всех живых организмов. Ее применение не ограничивается питьем и приготовлением пищи.
Человечество использует ее в земледелии для выращивания сельскохозяйственных культур, в качестве растворителя на отдельных производствах, в виде инструмента в некоторых областях промышленности, как смазочный материал, для пожаротушения.
Ученые пока не могут дать точный ответ на вопрос, откуда появилась вода на Земле. Некоторые из них считают, что ее могли занести астероиды или кометы на этапе образования планеты.
Существует эта жидкость не только на Земле, но и за её пределами. Она чрезвычайно распространена в космосе. Возможность возникновения жизни на других планетах тесно связана с наличием на них водных запасов.
ГДЗ для учебника за 3 класс, 1 часть, Плешаков (Школа России)
Мы не зря закончили предыдущий абзац словом «самопроверки», ведь как нам кажется выполнять домашнее задание стоит по следующему алгоритму. Во-первых, изучаем все то, что проходили в классе или просто вспоминаем, затем смотрим, что задали на дом.
После этого самостоятельно выполняем домашние задания, будь они письменные или устные. Само собой письменные задания необходимо будет записать в ваши тетради. И теперь, когда номинально у вас все готово, пришло время для наших ГДЗ, ведь по ним можно будет свериться, так ли все у вас хорошо, как кажется на самом деле. То есть берем и сверяем ваши ответы, с нашими. Здесь все предельно ясно и понятно.
В итоге, если все примерно так, как у нас, то это и есть ответ претендующий на высокую оценку. А кроме того, он является подтверждением ваших высоких знаний по этому предмету. Собственно знаний и высоких оценок мы вам и желаем, ведь в чем еще смысл учебы как не в этом!?
Окружающий мир как основной предмет для многих наук
Снова обращаясь к теме значимости предмета Окружающий мир, можно немного поразмышлять о том, насколько он нужен и какие области изучения материала он затрагивает в учебе. Сразу же можно утверждать, что Окружайка — предмет универсальный, ведь оно обо всем сразу. Здесь можно найти информацию и об обществе и о географии, о физике и о химии, биологии… Предмет этот разноплановый, в чем его «фишка». Ведь ввести такое количество предметов в начальных классах невозможно. Не хватит времени для преподавания такого объема предметов, да и у школьников не усвоится такой большой объем информации, если начать сразу им преподавать полноценный дисциплины. Поэтому этот предмет является своеобразными «костылями» к тому, чтобы школьникам в последующем встать на ноги по всем другим направлениям
И слово «костыли» тут совсем не ругательное, оно даже наоборот как важное и нужное, ведь та работа, которая ведется по этому предмету в начальном классе как раз и является незаменимой и существенной
В целом предмет интересный, так как он обо всем, каждый сможет найти в нем что-то свое, выделить для себя важное и особенно нужное, что станет приоритетным при выборе профессии, но пока об этом еще рано… Что же, с Окружайкой все ясно, ее функции очевидны и важны, мы же хотели бы теперь поговорить не о само предмете, а об учебнике. Том самом учебнике, который рассмотрен в нашей статье и к которому приведены ответы
Давайте изучим его.
Зависимость животных от воды
Насколько же важна вода в мире животных? Все очень просто. Вода – главная составляющая в теле животного. Как и везде, вода выполняет функцию транспортировки. Благодаря ей передаются питательные вещества, ферменты, гормоны. С помощью воды выводятся ненужные вещества с организма животного
Не мало важно, что вода имеет отличную теплоотдачу. Из-за этой жизненно важной функции воды организм животного имеет постоянную температуру
- Вода, состоящая в организме животного, имеет 2 фракции: внутриклеточную и внеклеточную. В процентном соотношении внутриклеточной воды имеется 70%, а внеклеточной 30.
- Животные состоят из воды на 50-80 %. Процент содержания жидкости разный, причиной этому есть возрастные категории и склонность к отложению жиров.
Для животных вода необходима
Уровень воды в тканях и органах животных тоже можно распределить на такие категории:
- С низким уровнем воды (жиры и кости).
- Со средним уровнем (кровь и мышцы).
- С высоким уровнем (мозг и лимфа).
Чтобы все органы животного правильно функционировали, уровень воды в организме должен быть умеренным. Молодые животные намного хуже переносят дефицит водного баланса. Это обусловлено тем, что почки молодняка еще не полностью развиты.
Для работы им нужно намного больше воды, чем взрослой особи. При нехватке воды уменьшается активность и кровообращение, хуже выводятся химические вещества. Если животное не получает нужное количество воды, то и пищи оно употребляет меньше. А у молодняка так вообще нарушается процесс роста.
У каждого животного есть свой период, который он может прожить без воды. Курица от 7-8 дней и до 24-25 (в зависимости от того несушка она или не несущаяся), жвачные животные до 1 месяца. Но нужно не забывать, что и в весе животные тоже не мало теряют, потеря веса составляет до 50%.
Животные состоят из воды больше, чем на половину
Для каждого животного есть свой уровень потребности воды и зависит это от таких критериев:
- Вид
- Рост
- Лактация
- Возраст
- Рацион
- Порода
- Уровень продуктивности
- Температура
- Уровень влажности в окружающей среде
Множество видов живых существ даже и не приспособлены жить на суши, без воды. Здесь уже вопрос не о том на сколько важна вода для их развития, а вообще об их существовании на нашей планете. Например, рыбы не приспособлены жить на суши. Без воды они просто на просто умрут.
Водомерка
Водомерки живут только на воде, т.е. на верхней ее пленке. Строение их тела построено таким образом, что они не могут не погружаться в воду, не жить на суши. Но не только водомерка так зависима от водной среды. Множество насекомых тесно связаны с водой, а вернее с верхней ее пленкой. Личинки комаров, улитки разных видов, водные жуки тоже связаны с водяной пленкой, вот только подвешиваются они снизу пленки, а не на поверхности как водомерки.
Физические свойства
Вода – уникальное вещество на планете, способное быть в трех физических состояниях:
Если спросить человека, что такое вода, то самый популярный ответ будет: “Это жидкость” . Жидкое самое распространённое в природе состояние воды.
Изменение состояния воды возможно благодаря тому, что под действием температур меняется расстояние между молекулами. В твердой форме – молекулы наиболее близко расположены друг к другу. В жидкой – подальше. В газообразной – совсем далеко, что позволяет им отрываться. При температуре от 100°С и выше это пар. От 0°С до 100°С – это вода. А ниже 0°С – это лед.
В атмосфере всегда есть мельчайшие капельки воды. Но присутствие влаги мы замечаем только тогда, когда её количество увеличивается, формируя облака и туман.
Интересные факты
Многие столетия вода считалась простым веществом. В 1783 году химик Лавуазье смог разложить воду на два вещества и предположить количественное их соотношение в молекуле.
Вода – сильный поглотитель солнечной энергии. У воды есть замечательное свойство – медленно нагреваясь, она и медленно остывает. Мировой океан планет накапливает тепло летом и отдаёт его зимой. Так сглаживаются скачки температуры на планете. Суточные и сезонные колебания температуры уменьшаются вблизи водных объектов. Чем меньше в той или иной местности крупных водоемов, тем более резкоконтинентальный там климат.
Человек и вода
И, конечно, вода нужна людям. Каждый день человеку необходимо восполнять водный баланс в организме. Каждому человеческому органу нужна вода. В тканях легких содержится до 90 % воды, в крови – до 80%. Головной мозг содержит до 75%, а суставы — до 24% воды. Даже в зубах человека содержится 0,2% воды
Поэтому так важно ежедневно выпивать значительное количество чистой питьевой воды. Некоторая вода целебна для организма и может лечить болезни. Вряд ли найдется человек, который бы никогда не говорил или не слышал слов: «Какая вкусная вода!» или, наоборот, «Не вкусная вода»
Но ведь вода не имеет вкуса! Тем не менее вода, которую мы берем из водопроводного крана или колодца, имеет вкус и запах. Объясняется это совсем просто. Есть у воды такое свойство – быть растворителем. В разных местах в земле есть разные вещества, и растворяются они в воде в разных количествах. Эти растворившиеся вещества и придают вкус воде. Так в некоторых местах образуются лечебные минеральные воды. В зависимости от того, какие вещества растворены, эти воды могут лечить разные болезни. В местах, где в земле обнаружены минеральные воды, строят санатории
Вряд ли найдется человек, который бы никогда не говорил или не слышал слов: «Какая вкусная вода!» или, наоборот, «Не вкусная вода». Но ведь вода не имеет вкуса! Тем не менее вода, которую мы берем из водопроводного крана или колодца, имеет вкус и запах. Объясняется это совсем просто. Есть у воды такое свойство – быть растворителем. В разных местах в земле есть разные вещества, и растворяются они в воде в разных количествах. Эти растворившиеся вещества и придают вкус воде. Так в некоторых местах образуются лечебные минеральные воды. В зависимости от того, какие вещества растворены, эти воды могут лечить разные болезни. В местах, где в земле обнаружены минеральные воды, строят санатории.
Однако важную роль вода играет в быту, при хозяйственных нуждах человека. Чтобы не болеть человеку нужно поддерживать в чистоте свое тело, т.е. с помощью воды он очищает тело. Практически ни одно блюдо нельзя приготовить без использования воды.
Водоемы играют важное значение в жизни человека. Первые города возникали именно на берегах рек и озер. Из рек человек брал воду для питья и полива растений
Также реки кормили человека рыбой. Некоторые реки судоходны и по ним перевозят грузы, да и сами люди часто путешествуют с помощью водного транспорта
Из рек человек брал воду для питья и полива растений. Также реки кормили человека рыбой. Некоторые реки судоходны и по ним перевозят грузы, да и сами люди часто путешествуют с помощью водного транспорта.
На реках часто строят гидроэлектростанции, где для получения электроэнергии не сжигают природные ископаемые, а используют природную силу воды в качестве источника энергии.
5) Построй модель цепи питания, характерной для пресноводного сообщества вашего края.
Типичные модели питания пресного водоёма:
6) По приведённому на с. 165 плану дай характеристику пресноводного сообщества вашего края.
2) Как приспособлены к жизни в воде и у воды различные растения и животные?
У рыб есть плавники, хвост, чешуя, которые позволяют им плавать. Они могут дышать кислородом, растворенным в воде.
У уток перепонки на лапах, что позволяет им плавать.
3) Если исчезнут лягушки, как повлияет это на комаров, на цапель? Из-за чего могут исчезнуть лягушки?
Лягушки питаются комарами. Если лягушки исчезнут, то комаров разведётся очень много.
Цапли питаются лягушками. Если исчезнут лягушки, цаплям придётся покинуть водоём в поисках пропитания.
Лягушки могут исчезнуть, если водоём высохнет. Если икру лягушек будут поедать другие животные, уничтожать человек. Если человек будет уничтожать лягушек, например, как источник пищи.
Проверь себя
Такое сообщество составляют: водные растения, водоросли, млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, моллюски, ракообразные.
2) Какие растения и животные пресных вод нуждаются в особой охране?
3) В какой работе по охране водных обитателей могут участвовать школьники?
Школьники могут помогать спасать молодь рыб после весеннего половодья. Молодь остаётся в лужах после спада воды и гибнет, если её не перенести в водоём.
Можно вместе со взрослыми делать лунки во льду, чтобы зимой подводные обитатели не задохнулись от недостатка кислорода.
Задания для домашней работы по теме «Жизнь в пресных водах»
Наверное, каждый видел, как по поверхности водоёма бегают клопы — водомерки. Они скользят по воде на широко расставленных лапках, перемещаются рывками, очень быстры.
Я видела, как мальчишки кидали в клопов камни, чтобы убить их. Но так делать нельзя, ведь клопы — водомерки очень полезные животные для водоёма. Они поедают личинок комаров, но и сами служат пищей для рыб.
2) В книге «Зелёные страницы» прочитай главу о бобрах. Какие экологические связи раскрыты в этой главе? Приведи примеры. Что из этой главы показалось тебе самым интересным? Подготовь сообщение.
Бобры — удивительные и очень милые трудолюбивые животные. Они относятся к грызунам и считаются лучшими строителями среди животных.
Живут бобры в хатках или норах, вход в которые обязательно должен быть расположен под водой. Поэтому, чтобы поднять уровень водоёма, бобры строят плотины, запружая стволами деревьев русла лесных ручьёв.
Вода в ручье поднимается, и от этого выигрывают и бобры, и лес. В таких бобровых водохранилищах поселяется рыба, поднимается уровень почвенных вод, а значит лучше расти деревьям.
А бобры даже зимой легко находят себе пищу под слоем льда, ведь вода перед плотиной не замерзает.
Ещё бобры строят каналы, то есть проводят орошение леса, доставляя воду к корням деревьев, удалённых от водоёма.
В этой главе мне показалось очень интересным то, что оказывается бобры, добывая себе пищу и строя дома, приносят пользу окружающей природе, своему сообществу. Это пример экологических связей в пресноводном сообществе.