Русский язык — основа общения.
Все школьные предметы, за исключением иностранных языков, преподаются на русском языке. Мы слышим этот язык с рождения и казалось бы знаем его от А до Я. Однако русский язык могуч и многогранен. То что мы привыкли слышать в беседах на улице или магазине — это разговорная форма языка. Изучение русского языка в школе посвящено освоению литературной формы языка. Оно направлено на то, чтобы научить ребенка:
- Грамотно излагать свои мысли.
- Употреблять слова в правильной форме.
- Грамотно писать.
Зачастую обучение русскому языку осложняется борьбой с разговорной формой, к которой привыкли дети. Неправильное произношение приводит к неграмотности при написании текстов, а незнание значения слов мешает правильно и красиво выражать свои мысли. Русский язык — это фундамент обучения современного школьника. Знание и умение грамотно выражать свои мысли это залог успешного будущего.
Контрольный диктант за 4 четверть (2 полугодие)
Весеннее утроЭто случилось в апреле. Рано утром проснулось солнце и взглянуло на землю. А там за ночь зима да мороз свои порядки навели. Снегом покрыли поля и холмы. На деревьях сосульки развесили. Засветило солнце и съело утренний лёд. По долине побежал говорливый ручеёк. Вдруг под корнями берёзки он заметил глубокую норку. В норке сладко спал ежик.
(57 слов)
Грамматическое задание:
- Разобрать по членам 7-е и 9-е предложения.
- Разобрать по составу слова: 1 вариант: засветило, утренний, берёзки; 2 вариант: развесили, весёлый, местечко).
- Определить время, число и род глаголов: побежал, взглянуло, покрыли
Контрольный диктант за 3 четверть
Весеннее утроКак хорошо весенним утром в лесу! Вот из-за горизонта выкатилось огромное красное солнце. Вот солнечные лучи попали в густой туман. Он заклубился розовым паром. Открылась водная гладь. На сосенке проснулась крошечная шишечка. Малютка смотрит на широкое поле за рекой. Видит стройные ели с пушистыми ветвями. Слушает радостное пение птиц. Вдыхает аромат лёгкого весеннего воздуха. Вся природа вместе с ней радуется весне.
(63 слова)
Грамматическое задание:
- Выпиши из текста три словосочетания: прилагательное +существительное.
- Выполни синтаксический разбор шестого предложения.
- Выполни морфологический разбор прилагательного – крошечная3.
Административные контрольные диктанты
Идёт зимаЧудесная звёздная ночь украсила землю. Ударил сильный мороз. Он сковал ледком лужи на лесных дорожках. Лес молчалив, но загадочно красив.Утром выглянуло яркое солнце, и пошёл мягкий пушистый снег. Он укутал землю белоснежным ковром.Мороз не испугал ребят. Они надели тёплые шапки и шубки. Дети взяли санки, лыжи и побежали в лес. Они стали кататься с гор, лепили снеговика и играли в снежки. Рядом бегала собака Чапа и радостно лаяла.
(72 слова)
Грамматическое задание
- Выполнить звуко-буквенный разбор слова снег.
- Разделить по составу слова: прогулка, ветерок, мороз, перелётные, зимние, снежинки.
- Выполнить разбор предложения по членам: Сильная метель намела во дворе огромные сугробы.
_________
МайСтоит чудесный майский день. Как хорошо в эту весеннюю пору! Горячее солнце осветило всю окрестность. После тёплого дождя появилась зелёная травка4. Синие, жёлтые, красные цветы подняли головки. С каждым днём земля надевает новый пёстрый наряд. Вот уже появились душистые кисти на черёмухе и на сирени.Лёгкий ветерок играет в зелени деревьев. С раннего утра до позднего вечера на разные голоса поют свои песни птицы. Среди них ты легко узнаешь голос1 соловья. Как красиво он поёт! Пришла3настоящая весна3.
(79 слов)
Грамматическое задание:
- Выполнить синтаксический разбор предложения: После тёплого дождя появилась зелёная травка4.
- Выполнить фонетический разбор слова- голос
- Выполнить морфологический разбор ( как часть речи) слова: пришлаили весна
- Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.
_________
ИюньНаступила чудная летняя пора. Горячее солнце заливает землю яркими лучами. Зацветает иван-чай. Лесная опушка утопает в розовой пене. Жужжит в цветах пчелиный рой. Гудят мохнатые шмели. Воздух наполняет сладкий запах варенья.В полдень1 оживает лесная3 полянка4. Прибегают на опушку разные зверьки. Прилетают шумные стайки птиц. Звенят над поляной их радостные голоса. Хорошо в жаркий денёк посидеть на пенёчке. Птичье пение ласкает слух.
(63 слова)
Грамматическое задание
- Выполнить синтаксический разбор предложения: В полдень оживает лесная полянка4
- Выполнить фонетический разбор слова – полдень1
- Выполнить морфологический разбор (как часть речи) слова: оживает3или лесная3
- Разобрать по составу слова: летняя, зацветает, лесная, розовый, прибегают, шмели.
Словарные диктанты
Праздник, орех, чёрный, вторник, трактор, картофель, огород, альбом, погода, заря, восток, понедельник.
(12 слов)
_________
Обед, пирог, ужин, берег, север, пороша, четверг, шоссе, компьютер, чувство, грамм, лестница
(12 слов)
_________
Самолёт, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, вокруг, около, солома, потом, килограмм.
(12 слов)
_________
Приветливо, ромашка, растение, сирень поэт. гвоздика, животное, одуванчик, воскресенье, завтрак, герой, квартира.
(12 слов)
_________
Праздник, вместе, орех, овёс, восток, заря, пшеница, альбом, погода, понедельник, ракета.
(11 слов)
_________
Трактор, чёрный, четыре, восемь, вторник, среда, картофель, петрушка, овощи, горох, огурец, помидор, огород.
(13 слов)
_________
Компьютер, столица, обед, ужин, пирог, шоссе, четверг, север, берег, пороша, чувство, лестница, интересный, интересно.
(14 слов)
_________
Коллектив, коллекция, аккуратный, аккуратно, грамм, килограмм, желать, вместе, погода, праздник, понедельник, четыре.
(12 слов)
_________
Самолет, комната, однажды, кровать, рябина, трамвай, пятница, около, солома, озеро, заяц, вокруг, потом.
(13 слов)
_________
Приветливо, Красная площадь, Московский Кремль, растение, ромашка, сирень, поэт, гвоздика, животное.
(11 слов)
Контрольный диктант за 2 четверть (1 полугодие)
На улицах городаЗимой убирают снег с улиц. Вот машина с железным скребком и круглой щёткой. Она очищает скребком снег с дороги, а щётка всё подметает. Теперь снег надо убирать. Подходит другая машина. Она остановилась около снежной кучи. Заработала машина железными лопатами – снег пополз в грузовик. Скоро снега не осталось, будто в городе и зимы не было.
(По Н. Калинину)
(57 слов)
Грамматические задания:
- Разобрать слова по составу.Вариант 1: подметает, с железным.Вариант 2: подходит, около снежной.
- Предложение разобрать по членам предложения: Она остановилась около снежной кучи.
Контрольный диктант за 1 четверть
Приход зимыВ лесу было светло и тихо. Деревья давно сбросили жёлтые листья. Ночью был первый мороз. Листва на дорожках не шуршала под ногами.День словно дремал. С неба падали лёгкие снежинки. Мы бродили по лесу до вечера. На рябине сидели красногрудые снегири. Мы сорвали схваченные морозцем кисти рябины. Это была последняя память об осени. У берегов озера была узкая полоска льда. Я увидел в воде стайку рыб. Повалил густой снег. Зима входила в свои права.
(76 слов)
Грамматическое задание
- Выполнить полный разбор предложения по членам: Мы дышали в лесу свежим воздухом.
- Выполнить звуко-буквенный разбор слова ночью.
- Выделить корень в словах: снежинки, красногрудые, входила.
- Подобрать однокоренные слова к слову мороз.
ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ
1. Прочитай. Вставь в пословицы пропущенные слова, выбрав из слов для справок. Подчеркни орфограммы на правило обозначения буквами непроизносимых согласных звуков.
1) Сердце матери лучше солнца греет.
2) Неизвестный друг нехорош для услуг.
3) Рукам работа — душе праздник.
4) Поздно встанешь — мало сделаешь.
5) Завистливый по чужому счастью сохнет.
2∗. Прочитай. Выпиши слова в две группы: в первую — слова с непроизносимым согласным звуком, во вторую — слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Подбери к каждому из слов проверочное.
Искусный мастер, горные пастбища, взять под уздцы, счастливые дети, чудесный вечер, лепестки розы, прекрасный день, лучи солнца, известный поэт, опасный путь.
1) Пастбище (пасти), уздцы (узда), счастливые (счастье), лепестки (лепесток), солнце (солнышко), известный (известие).
2) Искусный (искусен), чудесный (чудеса), прекрасный (прекрасен), опасный (опасен).
3∗. Прочитай. Найди ошибку. Запиши предложение правильно.
Прелестные розы украсили наш прекрасный (прекрасный) сад.
4∗. Прочитай. Отметь √ слова, в которых нет непроизносимого согласного звука. Запиши слова, заменяя звукосочетания буквами.
чувство √ небесный здравствуй
сердце звёздный √ интересный
√ вкусный лестница праздник
5. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Соедини линиями имена прилагательные-синонимы.
печальный → грустный (взгляд)
отличный → прекрасный (подарок)
здешний → местный (житель)
огромный → гигантский (завод)
6. Прочитай. Отметь √ ряд, где во всех словах пропущена одна и та же буква. Вставь пропущенные буквы.
тростник, окрестность, солнце, честность
здравствуй, чувство, чувствовать, участвовать
√ звёздный, сердце, поздний, праздник
7∗. Прочитай. Вставь, где нужно, пропущенные буквы. Подчеркни в каждом ряду лишнее слово.
Шёрстка, лошадка, лестница, праздник.
Помидор, тростник, картофель, горох.
Опасный, интересный, доблестный, чудесный.
Коллекция, коллектив, поездка, аккуратный.
8∗. Прочитай. Вставь пропущенные буквы. Составь из слов каждой строчки предложения. Запиши. Подбери заглавие к составленному тексту.
1) Стоят, ненастные, деньки, осенние.
2) Тучи, солнце, закрывают, тяжёлые.
3) С, моросит, дождь, утра, позднего, до вечера, мелкий.
4) Деревьев, с, ветер, срывает, листья, яростно.
5) Стало, в, грустно, лесу.
Осень
Стоят осенние ненастные деньки. Тяжёлые тучи закрывают солнце. С утра до позднего вечера моросит мелкий дождь. Ветер яростно срывает листья с деревьев.
9∗. Прочитай. Подбери к данным именам существительным однокоренные имена прилагательные, отвечающие на вопрос какой? Запиши имена прилагательные.
место — местный грусть — грустныйсердце — сердечный интерес — интересныйсчастье — счастливый известие — известныйвкус — вкусный область — областной
• Обозначь в словах корень. Подчеркни в словах буквы, обозначающие непроизносимый согласный звук.
10∗. Прочитай. Подбери и запиши заглавие к тексту. Подчеркни в словах орфограммы в корне на изученные правила письма.
Утреннее солнце
Выглянуло утреннее солнце. Оно осветило лесную окрестность. Кругом мягкая зелёная травка. В блёстках утренней росы сверкали огоньки. Радостно звучали птичьи голоса. В тростнике урчали лягушки. Вылез уж погреться на солнышке.
• Подчеркни в любом предложении грамматическую основу.• Выпиши из текста по 4 слова с орфограммами в корне: на первой строке — слова с безударным гласным в корне, на второй — слова с парным согласным в корне, на третьей — слова с непроизносимым согласным в корне.
1) Выглянуло, осветило, зелёная, сверкали.
2) Мягкая, травка, вылез, уж.
3) Солнце, окрестность, радостно, тростнике.
• Подчеркни в записанных словах орфограммы.
11∗. Прочитай. Составь и запиши небольшой текст на тему, заключённую в данных строках.
На землю тихие снежинки
Ложатся блёстками слюды.
(Г. Граубин)
Осторожные лучи зимнего солнца робко коснулись земли. Лёгкое дуновение ветерка закружило в вальсе тихие снежинки. Словно сверкающие звёздочки, они падали с неба. Приземляясь на нетронутую белизну пушистого снега, хрустальные снежинки ложились блёстками слюды.
← Предыдущее
Следующее →
Контрольное списывание
С далёкой прогулкиЯ плетусь домой с далёкой прогулки. Колени словно чужие. Спину ломит, а голову нажгло солнцем. Я едва вижу узкую тропинку. Широко открывать глаза не могу.И всё же я счастлив!Я увидел, как маленькая гусеница устроила себе дом, стянув края листа. Я следил в зарослях травы за жуками. Завтра опять будут гореть усталые глаза. Опять длинной покажется дорога домой. Но снова я что-то увижу, узнаю.
(68 слов)
________
Осенняя пора – замечательная пора! Начинается она с праздника красок. Жёлтый лист лежит всюду. Разноцветье трав увяло. Кругом увяданье и цветенье. Тёплое солнце чередуется с холодным ветром. Чудеса! Деревья постепенно стали голыми, одинокими, грустными. Грязь, дождь, сырость. Заканчивается осень ненастными днями. Каждый человек замечает и чувствует в осени что-то своё. А что чувствуешь ты? Какой ты её видишь?
(57 слов)
Грамматическое задание:
Выполнить разбор предложения по членам: «Заканчивается осень ненастными днями.»
________
Вселенная… Какое красивое и величественное слово! Так называют весь необъятный мир, частичкой которого является наша Земля. Во Вселенной множество звёзд. Самая близкая – Солнце. Самая яркая на зимнем небе – Сириус. Её название обозначает «блестящий», «сверкающий». Украшает небо зимой созвездие Орион. Его название – это имя охотника из древнегреческих мифов.
(47 слов)
________
ЛасточкиРадостно светит весеннее солнышко. В такую чудесную погоду прилетели ласточки. Далеко разносятся их весёлые песни.Летали ласточки к старому домику. Он осыпался и развалился. Каждый день носили ласточки в клювах солому, глину, прутики. Долго работали певуньи. Хорошее получилось гнёздышко.Скоро в гнезде появились птенчики. Узнал об этом чёрный кот. Решил он полакомиться и стал следить за птенцами.Увидели ласточки кота и стали отвлекать его от гнезда. Оберегают они своих маленьких детёнышей от опасности.
(74 слова)
________
Упрямые козыЖили в разных селах две козы раз отправились онищипать траву на пастбище вечером они возвращались домой шли они, шли и сошлись на узкой доске доска была перекинута через глубокий арык не разойтись козам на доске кто уступит дорогу заупрямились козы стукнулись они лбами, сцепились рогами обе упрямицы свалились в воду выбрались козы из арыка мокрые и грязные.
(59 слов)
Грамматическое задание:
Поставьте знаки препинания в конце каждого предложения.
________
Про медведейМаленькие медв…жата очень забавны и игривы. Жаль только, что ре…ко удаётся видеть их. Медведица бывает в это время сердита и на д…лёкое расстояние не (под)пускает никого к своей с…мье.Медвежата шаловливы: лазают (по)дерев…ям, борются, как реб…тишки, бегают взад и вперёд, проказнич…ют.Вот (из)ближних кустов появилась толстая зв…риная голова. В лохматой шерсти бл…снули з…лёные гла…ки. Это был медве…ь. Что делать() Медведица (по)дала голо…, и сем…я быстро уд…лилась в чащу.
(70 слов)
Грамматическое задание:
- Спиши текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
- В 5-м предложении подчеркни главные члены предложения.
- Из этого же предложения выпиши словосочетания.
- Разбери по составу слова: глазки,, медведица
________
Счастливо, Ивушкин!Первого сентября будильник с батарейкой внутри показывал восемь часов. Папа, мама и мальчик с букетом вышли из дверей своей квартиры. Замок захлопнулся с весёлым звоном. Они быстро сбежали по лесенкам с третьего этажа.Много ребят с букетами и без букетов шли и бежали по широкому проспекту прямо к школе. Но папа, мама и мальчик свернули в переулок. Оттуда к ним направлялась серая со светлыми пятнышками лошадь. Ивушкин попрощался со своим другом. Лошадь кивала ему. Счастливо, Ивушкин!
(78 слов)
Грамматическое задание:
- Спиши текст.
- Подчеркни гласные буквы в первом предложении.
- Во втором предложении подчеркни звонкие согласные.
- Расставь ударения в словах третьего предложения.
- В четвёртом предложении подчеркни согласные буквы, обозначающие мягкие звуки.
Проверь себя
Номер 1.
Прочитайте. Объясните, как найти в данных словах указанные в скобках части слова.
Позвонит (приставка). Снежок (корень). Медвежонок (суффикс). Гроза (окончание).
Ответ:
Чтобы найти в слове ПОЗВОНИТ приставку, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: позвоню, позвонил, значит, окончание –ит-.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: звоню, звонишь: корень –ЗВОН-.3. Оставшаяся часть слова, стоящая перед корнем – приставка.
Чтобы найти в слове СНЕЖОК корень, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: снежка, снежку, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: снег, снежный: корень –СНЕГ-.
Чтобы найти в слове МЕДВЕЖОНОК суффикс, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: медвежонку, медвежонка, окончание нулевое.2. Подобрать однокоренные слова, чтобы выделить корень слова: медведь, медвежий, медведица: корень –МЕДВЕЖ-.3. Оставшаяся часть слова, следующая за корнем — суффикс.
Чтобы найти в слове ГРОЗА окончание, нужно:1. Изменить слово, чтобы выделить окончание: грозы, гроз, грозе, окончание –а-.
Номер 2.
Докажите, что слова вязать и вязкий не являются однокоренными.
Ответ:
Родственные слова — слова, которые имеют одинаковый корень и общее значение. Данные слова имеют только одинаковые корни, но значение у них различное.Вязать — соединять вместе, связывать.Вязкий — липкий, склизкий, клейкий.
Значит, у этих слов только один признак родственных слов. Поэтому они не являются однокоренными.
Номер 3.
Прочитайте. Найдите лишнее слово в каждой группе слов. Объясните свой ответ.
1. Берег, берега, береговой, побережье.
2. Дальний, синий, зимний, соседний.
3. Солнце, пальто, облако, весна.
Ответ:
1. Лишнее слово — береговой, потому что это имя прилагательное, а остальные слова — имена существительные.
2. Лишнее слово — синий, потому что не имеет суффикса, как другие слова: дальний, синий, зимний, соседний.
3. Лишнее слово — пальто, потому что оно не изменяемое.
Номер 4.
Прочитайте. В какие группы по составу можно объединить данные слова? Объясните выбор каждой группы слов.
Белый, побелеть, белизна, голубенький, покраснеть, желтизна, беленький, жёлтый.
Ответ:
Нарисуйте схему состава выделенного слова и подберите другое слово с таким же составом.
Ответ:
: синенький.
Номер 5.
Объясните, в каком порядке вы будете разбирать по составу слова подоконник, снежинки, пришкольный.
Ответ:
1.Определить часть речи, чтобы понять – изменяемое слово или нет.
2.Найти окончание через подбор форм слова.
3.Выделить основу – это часть слова без окончания.
4.Подобрать однокоренные слова, чтобы найти корень.
5.Часть слова перед корнем будет приставкой.
6.Часть слова после корня будет суффиксом.Подоконник, снежинки, пришкольный.
Номер 6.
Прочитайте. Образуйте от слова дорога слова со следующими значениями.
а) «маленькая узкая дорога»;
б) «тот, кто строит дороги»;
в) прилагательное к слову дорога;
г) «трава, растущая вдоль дороги».
Ответ:
а) дорожка;
б) дорожник;
в) дорожный;
г) подорожник.
Номер 7.
Прочитайте. Назовите слово.
Приставка, суффикс и окончание те же, что и в слове подберёзовик, корень — как в слове осинник.
Ответ:
Под + осин + ов + ик + = подосиновик.
Конец страницы
Переход на другие страницы
Информация на этой странице была полезной?
3.9
5
(
31
голос
)
Нашли ошибку на сайте? Помогите нам ее исправить!