ГДЗ Литературное чтение 3 класс рабочая тетрадь 1 Ефросинина А А Фет Мама Глянь ка из окошка Номер 1

Презентация на тему: » Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий.» — Транскрипт:

8

Мама! глянь-ка из окошка — Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело — Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешан иней — Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты.

9

Первый снег, как сахар – сладкий. Словно белый лист тетрадки. Он кружит несмело, тихо, Словно бабочка-трусиха. Серебрит дома и лужи… Снег – на завтрак, снег – на ужин, Эскимо без шоколада. Вот десерт, какой нам надо! Пышный, словно сливки к кофе, Снег хорош в анфас и в профиль. Вата сладкая в ладонях…

10

«Осень постепенно отдала свои права зиме. Утром холодно, появился первый иней. Солнцу не хватает сил прогреть воздух. Во всём ощущается морозное дыхание зимы. За ночь на небе собрались тучи, а утром, словно пух, из них посыпались первые лёгкие снежинки. Они кружились в танце и застилали землю белоснежным ковром. От этого волшебного снегопада на душе было и радостно, и грустно. Так бывает всегда, ведь это только первый снег!»

11

Первый снег Голая земля промерзла, а зима все еще не наступала. Но вот потеплело, и к вечеру пошел снег. Крупные мохнатые снежинки закружились в воздухе, с каждой минутой их становилось все больше. И, наконец-то, снег повалил хлопьями. Я накинул на плечи полушубок и вышел на крыльцо… Воздух был чистый и свежий. В нем как-то особенно хорошо пахло молодым, только что выпавшим снегом… Кругом было тихо. Я стоял и следил за тем, как из вечернего неба сыпал и сыпал на землю белый пух зимы…

14

снег как лебяжий пух порхал укрыл землю очень к лицу земле щекотал лицо белая скатерть кружился робкий и тихий танцевал пушистый и мохнатый летел большими хлопьями

15

Радость Восторг Волнение Удивление Восхищение Беспокойство Испуг Грусть Интерес Словарь чувств

16

Предметы, изображённые на картине. Признаки. Действия. Снег: мягкий, пушистый, белый, робкий, тихий, чистый, словно белое покрывало, укрыл землю, падал, щекотал лицо, порхал в воздухе Снежинки: красивые, легкие как пух, похожие на звездочки, летят, медленно кружатся в воздухе, падают хлопьями Дети: Радостные, довольные, веселые, счастливые, выбежали, смотрят, нравится, любуются падающим снегом. Береза: с раскидистыми ветвями, обрадовалась снегу, ждала его Ворона: Словно темное пятнышко, будто темная «клякса», хочет попробовать снег

17

1. Первый день зимы. 2. Радость детей. 3. Цвет и настроение картины. 4. Моё отношение к картине.

18

«Раннее утро. В комнате необыкновенно светло. Дети проснулись и увидели, что за окном все белым-бело. Оказывается, ночью выпал первый снег. Он покрыл тонким слоем и дома, и заборы, и землю. Радостные и счастливые брат и сестра выбежали на крыльцо. Мальчик надел валенки, шапку-ушанку, шубу и собрался погулять. Он давно с нетерпением ожидал прихода зимы. Сестра же выбежала в платье, успела накинуть на голову только платок. На ее лице радостная улыбка. Она подняла голову и долго любовалась пушистым и мохнатым снегом, устилающим землю. Береза, вчера еще голая и прозрачная, сейчас стояла пушистая и красивая

Ворона спокойно и важно шагает по снегу. Она ищет себе корм

Как волшебно изменилась природа от первого снега! Главный цвет картины розовый. Этот цвет помогает нам ощутить красоту природы, праздник первого снега. Мне картина понравилась. Художник сумел передать радость детей, их настроение и впечатления. У меня возникает ощущение радости, счастья, праздника, когда я смотрю на картину. Я благодарен художнику, что еще раз могу пережить чувства радости при виде первого снега».

Ответы к Страница (ы) 67 — 71. Иван Саввич Никитин

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Поэт обращается к степи. Да, поэт изображает степь как живую. Он просит ее пробудиться, нарядиться, полюбоваться весною, как человека.

3. Обсудите с другом, как озаглавить стихотворение.

«Разговор со степью», «Степь», «Просьбы», «Проснись!», «Обращение к степи». Выберите наиболее понравившийся вариант заголовка.

3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?

Поэт обращается в зиме, как к человеку, приглашает ее зайти. Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо. Поэт использует глаголы, которые указывают на действия, которые обычно присущи людям, а не неодушевленным предметам.

«Здравствуй, гостья — зима!Просим милости к намПесни севера петьПо лесам и степям.»

В словах поэта прослеживается благодарность зиме за то, что она укрепляет дух русского народа, воспитывает в нем силу богатырскую и бесстрашие.

Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью. Автор говорит о русском народе, как о невероятно закаленном, стойком и целеустремленном. Он искренне влюблен в русскую душу, мощь которой наблюдал с детства.

В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идет».

В стихотворении Никитина помимо описания прихода зимы ощущается восхищение русским народом. Поэт показывает отношение людей к лютым морозам, которые  не страшат, а  укрепляют здоровье и дух.

6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Начать чтение можно с повествовательной интонацией, плавно. В этих строках автор рассказывает об изменениях в природе. С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение с радостной интонацией, с восхищением и гордостью за русский народ.

7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».

1. Учитель объявляет начало праздника.2. Ученики читают стихи о первом снеге.3. Музыкальный фрагмент П.И. Чайковского “Времена года” (Декабрь).4. Игра “Не дай упасть снежинке”.5. Загадки о снеге.6. “Танец снежинок”.7. Песня “Здравствуй, гостья-зима!”.8. Заключительное слово.9. Песня “Кабы не было зимы”.

Страница (ы) 62 — 63 Федор Иванович Тютчев

1. Как поэт помогает нам «услышать» грозу?

Федор Иванович использует словосочетания и отдельные слова, которые передают звуки грозы: грохочет, гремят, гам, шум. Он описывает явления, которые сопровождают грозу, что помогает представить  картину происходящего.

2. Замени слово «брызнул» на «хлынул», «пошёл». Что изменится?

«Брызнул» показывает, что дождь был небольшим, но его капли появились внезапно. Если бы дождь «хлынул» это значило бы сильный ливень. Если дождь «пошёл»,  значит он появился постепенно..

3. Представь себе картины, изображённые Тютчевым. Какие чувства они вызывают?

Картины Тютчева вызывают восхищение природой, волнение от происходящего, желание наблюдать за грозой, восхищаться ею.

Конспект урока по чтению по теме «А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка. » (3 класс)

Учитель: Гейдебрехт Е.А.

Урок 2 4. А. Фет«Мама! Глянь-ка из окошка. »

Тип урока: Урок актуализации новых знаний

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка. », обучать правильному чтению стихов, видеть и понимать настроение героя; развивать память, речь, мышление.

Обучающие: организовать деятельность обучающихся по работе над содержанием произведения А.А.Фета, анализировать произведение, выражать своё мнение о прочитанном, правильно называть жанр и тему произведения; упражнять в поисковом чтении, учить читать «вслух» и «про себя»; познакомить с особенностями чтения стихотворения – просьбы; создать условия для развития навыка выразительного чтения стихотворения; учить анализировать;

Развивающие обогащать словарный запас детей; развивать воображение; памяти, логического мышления, развивать навыки парной и самостоятельной работы;

Воспитывающие: воспитывать любовь к природе, любознательность, наблюдательность, интерес к результатам своего труда, добиваться искреннего, заинтересованного отношения к изучаемому тексту;

способствовать развитию эмоций и чувства детей.

Регулятивные: у мение выявлять проблему; определять и формулировать цель урока; высказывать своё предположение на основе работы с материалом; работать по составленному плану; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные: умение воспринимать различные точки зрения; воспринимать мнение других людей, использовать простые речевые средства для передачи своего мнения, выражать свою точку зрения, работать в парах;

Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт;

Личностные: осознание практической важности изучаемого материала, ценностное отношение к умению выявлять проблему; контролировать и оценивать свою работу и полученный результат на основе критерия успешности учебной деятельности; работать самостоятельно, в парах;

Формы работы: работа в парах, беседа, самостоятельная работа с книгой.

Используемые методы и приёмы : словесные, наглядно-иллюстративные, частично-поисковый,

Планируемые результаты: учащиеся должны научиться выразительно читать стихотворения, передавая с помощью интонации настроение поэта; различать стихотворный и прозаический тексты; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте, объяснять интересные выражения в тексте; наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове (ритмом), находить рифмующиеся слова.

на личностно значимом уровне

Все готовы, всё в порядке . Начинается урок!

Очень хорошо. Сегодня я предлагаю вам путешествие в мир литературного чтения, и помогут нам 3 ступеньки

— Это стихотворение написал замечательный русский поэт, которому были открыты все тайны природы, о котором другой замечательный поэт А.К. Толстой сказал, что он не имеет равного себе ни в одной литературе. Его поистине волшебные стихи проникнуты любовью к Родине, к ее народу, к русской природе.

— Портрет на слайде.

— Кто узнал поэта?

— Определите тему нашего урока.

— Откройте учебник стр…

— Вот мы переходим на вторую ступеньку.

— Какова наша цель на данном этапе?

2 Мы узнаём и учимся?…

— Правильно. Имя этого поэта Афанасий Афанасьевич Фет, которому 5 декабря исполнится 196 лет со дня рождения.

Афанасий Афанасьевич Фет – известный русский поэт-лирик. Родился в 1820 году в Орловской губернии, в деревне Новоселки, был сыном богатого помещика. Рассказывая о своем детстве, Фет вспоминал, как летом с деревенскими ребятами ходил в лес, ловил чижей, лазил по деревьям, ездил верхом. С детства будущий поэт полюбил стихи, переписывал их в тетрадь, особенно его привлекали стихи Пушкина. Фет пристально вглядывался в жизнь природы. Сколько голосов на лугу, в саду, поле! Пение птиц, звон ручья всё это сливается в радостную песню. Даже у ночной тишины есть своя музыка.

На произведения Фета многие композиторы писали музыку.

Первый сборник своих стихотворений выпустил, когда ещё был студентом. Именно в это время из-за ошибки наборщика фамилия Фёт заменена на Фет.

Фет писал о самом простом: о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о лесе, о звёздах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях.

Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. До конца жизни Фету не изменила радость, которой проникнуты почти все его стихи.

Специально для детей Фет не писал, но создаваемые картины и образы природы понятны юным читателям.

Стихотворение «Ласточки пропали. » (наизусть начинает рассказывать учитель, дети продолжают по памяти)

1 часть

Стр. 4-6. УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО. ЗАГАДКИСтр. 6-7. В.И. ДАЛЬ. СТАРИК-ГОДОВИКСтр. 7-9. ПОСЛОВИЦЫСтр. 10-11. ДОРОГАМИ СКАЗОК. САМОЕ ДОРОГОЕСтр. 12-13. ПРО ЛЕНИВУЮ И РАДИВУЮСтр. 14-16. ЛИСА И КОТОФЕЙ ИВАНЫЧ. ДРОЗД ЕРЕМЕЕВИЧСтр. 16-17. ДОЧЬ-СЕМИЛЕТКАСтр. 18. УМНАЯ ВНУЧКАСтр. 19-20. ЦАРЕВИЧ НЕХИТЁР-НЕМУДЁРСтр. 21-22. ЕЛЕНА ПРЕМУДРАЯСтр. 22-23. ДЕВУШКА И МЕСЯЦСтр. 23-25. СКОРОГОВОРКИ. ПОТЕШКИСтр. 25-27. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 28-29. БЫЛИНЫ. ДОБРЫНЯ И ЗМЕЯСтр. 29-31. ИЛЬЯ-МУРОМЕЦ И СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИКСтр. 31-32. АЛЁША ПОПОВИЧИ ТУГАРИН ЗМЕЁВИЧСтр. 32-33. ВОЛЬГА И МИКУЛАСтр. 33-36. ПЕРВЫЙ БОЙ ИЛЬИ МУРОМЦА. ПРО ДОБРЫНЮ НИКИТИЧА И ЗМЕЯ ГОРЫНЫЧА. АЛЁША ПОПОВИЧСтр. 36-38. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 38-39. БАСНЯ. ЭЗОП. ЛИСИЦА И ВИНОГРАД. И.А. КРЫЛОВ. ЛИСИЦА И ВИНОГРАДСтр. 39-41. И.А. КРЫЛОВ. ВОРОНА И ЛИСИЦАСтр. 41-42. ЭЗОП. ВОРОН И ЛИСИЦАСтр. 42-44. И.А. КРЫЛОВ. КРЕСТЬЯНИН И РАБОТНИК. ВОЛК И ЯГНЁНОКСтр. 44-45. ЭЗОП. ГОЛУБЬ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПИТЬ. БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА. Д.Е. ИЗМАЙЛОВ. ФИЛИН И ЧИЖ-2Стр. 44-45. ЭЗОП. ГОЛУБЬ, КОТОРЫЙ ХОТЕЛ ПИТЬ. БЕСХВОСТАЯ ЛИСИЦА. Д.Е. ИЗМАЙЛОВ. ФИЛИН И ЧИЖСтр. 45-47. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. БАСНИСтр. 48-49. А.С. ПУШКИН. У ЛУКОМОРЬЯ ДУБ ЗЕЛЁНЫЙСтр. 49-50. А.С. ПУШКИН. БОЙ РУСЛАНА С ГОЛОВОЙСтр. 51-55. Д.С. ПУШКИН. СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ…Стр. 56-57. А.С. ПУШКИН. СКАЗКА О МЁРТВОЙ ЦАРЕВНЕ И О СЕМИ БОГАТЫРЯХ. Э.Г. БАБАЕВ. ТАМ ЛЕС И ДОЛ ВИДЕНИЙ ПОЛНЫСтр. 57-59. К.Г. ПАУСТОВСКИЙ. СКАЗКИ ПУШКИНАСтр. 60. А.С. ПУШКИН. ВОТ СЕВЕР, ТУЧИ НАГОНЯЯ…Стр. 61. А.С. ПУШКИН. ЗИМНИЙ ВЕЧЕРСтр. 62-64. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.С. ПУШКИНАСтр. 62. А.С. ПУШКИН. НЯНЕСтр. 65-66. СТИХИ РУССКИХ ПОЭТОВ. Ф.И. ТЮТЧЕВ. ЕСТЬ В ОСЕНИ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ…Стр. 66-67. Ф.И. ТЮТЧЕВ. ЧАРОДЕЙКОЮ ЗИМОЮ…Стр. 67-69. А.Н. МАЙКОВ. ОСЕНЬСтр. 69-70. А.А. ФЕТ. МАМА! ГЛЯНЬ-КА ИЗ ОКОШКА…Стр. 70. А.А. ФЕТ. КОТ ПОЁТ, ГЛАЗА ПРИЩУРЯ…Стр. 71-72. И.А. БУНИН. ЛИСТОПАДСтр. 72-74. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯСтр. 74-75. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ДВА БРАТАСтр. 76-77. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ОРЕХОВАЯ ВЕТКАСтр. 77-78. Л.Н. ТОЛСТОЙ. БЕЛКА И ВОЛКСтр. 78-79. Л.Н. ТОЛСТОЙ. РАБОТНИК ЕМЕЛЬЯН И ПУСТОЙ БАРАБАНСтр. 79-80. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЛЕБЕДИСтр. 81. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЗАЙЦЫСтр. 82-83. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ЛЕВ И СОБАЧКАСтр. 84-85. Л.Н. ТОЛСТОЙ. ПРЫЖОКСтр. 85-86. Л.Н. ТОЛСТОЙ. КАК БОРОЛСЯ РУССКИЙ БОГАТЫРЬСтр. 87-89. А.П. СЕРГЕЕНКО. КАК Л.Н. ТОЛСТОЙ РАССКАЗЫВАЛ СКАЗКУ ОБ ОГУРЦАХСтр. 89-91. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Л.Н. ТОЛСТОГОСтр. 91-92. Н.А. НЕКРАСОВ. КРЕСТЬЯНСКИЕ ДЕТИСтр. 93-94. Н.А. НЕКРАСОВ. МУЖИЧОК С НОГОТОКСтр. 94. Н.А. НЕКРАСОВ. СЛАВНАЯ ОСЕНЬСтр. 95-96. Н.А. HEКPACOВ. К.И. ЧУКОВСКИЙ. ЗЕЛЁНЫЙ ШУМСтр. 96-97. Н.А. НЕКРАСОВ. МОРОЗ-ВОЕВОДАСтр. 97-98. Н.А. НЕКРАСОВ. САШАСтр. 98-100. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ Н.A. НЕКРАСОВАСтр. 100-101. А.П. ЧЕХОВ. СТЕПЬСтр. 101-102. И.С. TУРГEHEB. ЛЕС И СТЕПЬСтр. 103-104. А.П. ЧЕХОВ. БЕЛОЛОБЫЙСтр. 104-105. А.П. ЧЕХОВ. ВАНЬКАСтр. 105-106. Л. АНДРЕЕВ. КУСАКАСтр. 106-107. ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ. ПРОИЗВЕДЕНИЯ А.П. ЧЕХОВАСтр. 107-108. СКАЗКИ ЗАРУБЕЖНЫХ ПИСАТЕЛЕЙ. ШАРЛЬ ПЕРРО. ПОДАРКИ ФЕИ.Стр. 108-109. Ц. ТОПЕЛИУС. СОЛНЕЧНЫЙ ЛУЧ В НОЯБРЕСтр. 109-110. Ц. ТОПЕЛИУС. ЗИМНЯЯ СКАЗКАСтр. 111-112. БРАТЬЯ ГРИММ. УМНАЯ ДОЧЬ КРЕСТЬЯНСКАЯСтр. 111. Х.- К. АНДЕРСЕН. СНЕГОВИК

Ответы к Страница (ы) 64 — 65 Афанасий Афанасьевич Фет

2

Найди созвучие в словах (рифму), обрати внимание на расположение этих слов

Рифмуется 1-я строчка со 2-й, 4-я с 5-й, 3-я с 6-й, 7-я с 8-й, 10-я с 11-й, 9-я с 12-й, 13-я с 14-й, 16-я с 17-й, 15-я с 18-й. Благодаря такой рифме, стихотворение читается в необычном темпе.

3. Обсудите с другом, как лучше озаглавить это стихотворение.

«Наступила зима», «Зимняя радость», «За окошком», «Первый снег». Выбирайте вариант, который вам больше понравился.

1. Что изобразил Фет в своём стихотворении?

Фет изобразил начало осени. В этот период можно наблюдать дозревание ржи и прекрасные золотые переливы полей. Поэт выразительно рассказал об изумлении месяца и поведении осеннего дня, из-за этого возникает ощущение, что они живые.

Презентация на тему: » Литературное чтение 3 класс Литературная тетрадь 1 Афанасий Афанасьевич Фет «Мама! Глянь – ка из окошка!»» — Транскрипт:

1

Литературное чтение 3 класс Литературная тетрадь 1 Афанасий Афанасьевич Фет «Мама! Глянь – ка из окошка!»

2

Он кружится, Он кружится, Лёгкий, новый, Лёгкий, новый, У ребят над головой. У ребят над головой. Он успел платок пуховый Он успел платок пуховый Расстелить над мостовой. Расстелить над мостовой. (Яков Аким) (Яков Аким) Прочтите стихотворение

3

О чем это стихотворение? О чем это стихотворение? Как бы вы его назвали? Как бы вы его назвали? С чем сравнивает поэт снежное покрывало? С чем сравнивает поэт снежное покрывало? Каким представляет автор первый снег? Каким представляет автор первый снег?

4

Фет Афанасий Афанасьевич Фет Афанасий Афанасьевич ( ) ( ) Русский поэт (настоящая фамилия Шеншин), член-корреспондент Петербургской Академии Наук (1886).

5

Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Родился в октябре или ноябре в селе Новоселки Орловской губернии. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин. Его отцом был богатый помещик А. Шеншин. Мать Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Мать Каролина Шарлотта Фёт, приехавшая из Германии. Фет с детства был «жаден до стихов». Писал на своей аспидной доске какие – то стихи, стирал их и снова писал. Фет с детства был «жаден до стихов». Писал на своей аспидной доске какие – то стихи, стирал их и снова писал. Первое «благословление» на серьезную литературную работу Фет получил от самого Н.В.Гоголя, которому его стихи показал Погодин. Первое «благословление» на серьезную литературную работу Фет получил от самого Н.В.Гоголя, которому его стихи показал Погодин. Прочитав их, гоголь сказал: «Это несомненное дарование». Прочитав их, гоголь сказал: «Это несомненное дарование».

6

Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. Поэзия Фета – одна из вершин русской лирики. «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский «Это не просто поэт, а скорее поэт – музыкант», — писал о нем П.И. Чайковский Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов. Стихи Фета обладают удивительной музыкальностью. Недаром на его стихи написано множество чудесных романсов. А.А.Фет бесспорно один из масых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно. А.А.Фет бесспорно один из масых замечательных русских поэтов – пейзажистов. Поэт рисует картины природы немногословно, короткими строками, но очень глубоко и точно.

7

Прочитайте стихотворение «Мама! Глянь – ка из окошка!» и ответьте на вопросы: От чьего имени написано стихотворение? От чьего имени написано стихотворение? Что он увидел из окошка? Что его удивило? Что он увидел из окошка? Что его удивило? Чему рад ребенок? Чему рад ребенок? Все ли слова понятны? Все ли слова понятны? Какие предложения помогают передать чувства ребенка? Какие предложения помогают передать чувства ребенка? С какой интонацией говорит ребенок с мамой? С какой интонацией говорит ребенок с мамой?

Страница (ы) 63 Стихотворение «Листья» Ф. Тютчев

Листья называли себя «лёгкое племя». Они рассказали, что они были в красе, играли с лучами, купались в росе. Всё лето они были красивыми, играли с солнышком, наслаждались росой. Их мечта – улететь вместе с птицами. Для этого они обратились за помощью к ветру.

Читаем выразительно.

2. Поэт рассказывает о листьях как о живых существах. Докажи.

Листья выполняют действия, которые присущи человеку. Они размышляют, наблюдают за происходящим вокруг, мечтают, и ощущают счастье.

3. Обсудите с другом, только ли о листьях говорится в стихотворении. Кого они напоминают тебе?

В стихотворении говорится еще и о птицах. Они очень схожи с осенней листвой — судьбы листьев и птиц похожи, все они покидают край, в который пришла осень.

4. Придумай свой маленький рассказ об осенних листьях. Запиши его в «Рабочую тетрадь».

   Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает.   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе. Осенью живой и зелёный лес превращается в жёлто-красное зарево. И каждый порыв ветра раздувает его, взметая вверх языки золотого пламени. Но это пламя не обжигает.   Жёлтые и красные осенние листья уносят с собой лёгкие воздушные потоки, послушные ветру. Эти путешественники летают и кружатся, как птицы, совершающие сказочный полёт. А как только ветер стихает, они медленно и плавно опускаются на землю и тихо перешёптываются под ногами, вспоминая, как свободно летали в небе..

Ответы к Страница (ы) 75 — 77. Иван Захарович Суриков

1. Обсудите с другом. Похожи ли забавы крестьянских детей на ваши игры?

Похожи. Крестьянские дети тоже ходят на горку, лепят снежки, любят слушать интересные истории, которые рассказывают бабушка или мама на ночь. Они так же фантазируют и им снятся сказочные сны. Только у крестьянских детей не было планшетов и компьютеров, этим они отличаются от современных детей.

2. От чьего имени ведётся повествование?

Повествование ведется от лица мальчика. Вероятно, автор стихотворения вспоминает в нем свое детство, на это указывает последнее четверостишие.

3. В каких строках выражена главная мысль? Почему по ходу повествования меняется настроение?

«Весело текли вы,Детские года!Вас не омрачалиГоре и беда».

Сначала рассказывается о детских развлечениях, настроение беззаботное, веселое. Но к последнему четверостишию настроение меняется на грусть по ушедшему детству.

Страница (ы) 78 — 80. Проверим себя и оценим свои достижения

2. Если бы тебя попросили объяснить, что такое стихотворение, что бы ты ответил?

Это литературное произведение, строчки которого рифмуются, то есть созвучны друг с другом. Чтоб стихотворение звучало красивее, авторы часто используют художественные приемы.

4. Найди созвучные слова:

раскаты молодые — перлы золотые (ледяные, полевые, снеговые);пыль летит — нити серебрит (оживит, шевелит, теребит).

Попробуй сказать иначе: созвучные слова — это рифмованные слова.

Попробуй объяснить, что такое рифма и ритм, своими словами.

Рифма – это, когда звуки в конце строк созвучны между собой.Ритм – это определенное чередование звуков, от которого зависит интонация, музыкальность, настроение.

6. Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к следующим строкам:

На дворах и домахСнег лежит полотномИ от солнца блеститРазноцветным огнём.На безлюдный просторПобелевших полейСмотрит весело лесИз-под чёрных кудрей…

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»

Важные мысли выражены в строках

Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

И. Никитин «Полно, степь моя…»

Важные мысли выражены в строках:

Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения. 

10. Попробуй сначала при чтении выделить голосом последнее слово в каждой строчке.

Белый снег, пушистыйВ воздухе кружитсяИ на землю тихоПадает, ложится.

Потом прочитай стихи, особо выделяя голосом подчёркнутые слова.

Читаем. Выделяем голосом подчеркнутые слова.

Второе, так как в нем внимание обращено к  словам наиболее важным по смыслу, а не просто на рифме

  • Назад

  • Вперёд

Стр. 54 — 55. Проверим себя

1. Назови поэтов, со стихами которых ты познакомился

Чьи произведения особенно запомнились, привлекли твоё внимание? Почему?

Ответ:

2.  Обычно в конце стихотворных строк находятся слова, которые созвучны друг с другом. Например, в первых четырёх строках стихотворения Ф. И. Тютчева «Листья» это слова ели — метели,  торчат — спят. О какой особенности поэтических произведений идёт речь?

Ответ:

3.  Найди созвучные слова: лёгкое племя — краткое …, цветём и блестим — на сучьях … . Попробуй сказать иначе: созвучные  слова — это  … слова.

Ответ:

4.  Не кажется ли тебе, что ритм придаёт стихам особую музыкальность? Сравни, как звучат стихи Ф. И. Тютчева «Листья» и И. Н. Никитина «Встреча зимы». Какая музыка может сопровождать эти строки: быстрая,  медленная,  спокойная,  торжественная?

Ответ:

5.  Попробуй объяснить, что такое рифма  и  ритм.

Ответ:

6.  Какие особенности стихотворного текста ты ещё можешь назвать?

Ответ:

7.  Представь, что тебя попросили сделать иллюстрацию к стихотворению И. Никитина «Встреча зимы». Как бы тебе помогли при иллюстрировании слова и выражения: «снег лежит полотном», «снег … блестит разноцветным огнём», «на безлюдный простор», «смотрит … лес из-под чёрных кудрей»? Обсуди с другом.

Ответ:

Ответ:

8.  Подумай, в чём «секрет» сравнения «снег лежит полотном». Что с чем сравнивается? Почему поэт выбирает именно такое сравнение? Какую картину оно помогает представить?

Ответ:

10.  Подготовься к выразительному чтению наиболее понравившегося тебе стихотворения. • Определи в нём важные мысли. • Реши, какие слова нужно выделить голосом, где сделать паузы

• Обрати внимание на знаки препинания. • Выбери интонацию для чтения

• Помни, что одно и то же предложение может быть прочитано по-разному, в зависимости от смысла высказывания. • Воспользуйся советами Я. Смоленского.

Ответ:

А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка»

Важные мысли выражены в строках

Ответ:

Нужно выделить голосом слова: мама, глянь-ка, недаром, весь двор, посветлело, побелело, не колючий, погляди, не будет, в гору, правда, не откажешь, скорей гулять.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в быстром темпе, веселым тоном. Все слова нужно произносить четко, выразительно, не кричать и не говорить слишком тихо.

И. Никитин «Полно, степь моя…»

Важные мысли выражены в строках:

Ответ:

Нужно выделить голосом слова: степь моя, прошло, и тепло, и светло, пробудись, в цветы нарядись, полюбуйся, журавли, тучки, тени бегут, гости, посмотри, от зари до зари, лето, подымайся, распевайте, отдохни, беззаботно, крепко.

Паузы следует делать в конце каждой строчки. Но там, где знака препинания нет, пауза должна быть короткой, а там, где он есть – пауза длиннее. Запятая означает более короткую паузу, нежели точка и тире.

Читать стихотворение нужно в нормальном либо медленном темпе, тон – сообщающий, с присутствием нежности и любви в голосе, ведь автор любуется природой, восторгается ее изменениями. Это прослеживается в каждой строчке стихотворения. 

  • Назад

  • Вперед

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: