3) Вспомни, каких морских жителей встретил Евсейка.
С кем из них он беседовал? Интересно ему было или боязно? А как бы ты повёл разговор, если бы оказался вместе с Евсейкой?
Евсейка повстречал самых разных морских обитателей.
Там была и морская звезда, и лангусты, крабы и креветки, большая морская черепаха и много всякой рыбы, за которой Евсейка восторженно наблюдал.
С пучеглазой рыбой, голотурией, морским пузырём и лангустом мальчик даже разговаривал.
Поначалу Евсейке было очень интересно наблюдать за обитателями моря.
Но потом мальчик испугался, так как боялся, что его съедят.
На месте Евсейки, я бы расспросил у жителей морского дна об особенностях их существования.
Возможно, в их «царстве» есть какие-то правила, что неведомы для людей.
Я бы спросил об их часовом поясе, о том, как они живут в разные поры года.
Задал бы вопросы о любимой погоде, еде, занятиях.
О том, как они строят семьи и обучают своих детей науке;
сколько лет живут и в каком возрасте становятся взрослыми.
1 Часть
ВОПРОСЫ. Стр. 5
123
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 8
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 13-14
124
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 19
1234567911
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 25
123456
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 28-29
1234567
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 33
123
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 38
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 59-61
134567891011
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 72-73
12345689101112
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 79-80
234567810
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 85
123456
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 93
13
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 101-102
1234568911121314
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 104
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 106
123
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 114
1236
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 116
13
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 117
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 127
234568
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 134
1
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 138
1245
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 144
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 146
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 147
123
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 148
123
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 149
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 151
12
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Стр. 152
12
5) Представь, что историю про хрустальный букетик рассказала Маша. Обсудите с друзьями, какой рассказ у неё бы получился.
История хрустального букетика со слов Маши:
Я живу с родителями и няней.
Моя мама балерина, а папа служит.
У нас часто открыта форточка, в которую залетает чёрная ворона.
Она вечно ворует еду и разные мелкие предметы.
Однажды я гуляла с няней, и к нам подошёл милиционер.
Он протянул мне воробья, которого избила та самая ворона.
Я взяла его домой, накормила и выходила.
Затем отпустила на волю.
Назвала я его Пашкой и стал он мне настоящим другом.
Он часто прилетал ко мне и даже приносил вещи, что отбирал у вороны.
Хотя не всегда они были наши, ведь ворона воровала и у соседей.
Как-то моя мама должна была играть в театре Золушку.
В этот ответственный день она хотела надеть папин подарок – стеклянную брошь в виде букетика.
Она положила её на столик и попросила не трогать.
Я послушалась, а ворона – нет.
Она унесла папин подарок.
Мы все очень расстроились, но понимали, что не можем ничего сделать.
С испорченным настроением поехали на генеральную репетицию.
Затем начался спектакль.
Мама играла хорошо, но в её глазах была грусть из-за потерянной броши.
Уже звучали последние аккорды, когда в зал залетел мой любимый Пашка.
Он был весь растрёпанный, а во рту у него – тот самый стеклянный букетик.
Он подлетел к сцене и бросил его прямо маме в руки.
Счастливая Золушка прицепила брошь и прекрасно закончила спектакль.
А Пашка тем временем сидел на люстре и поправлял пёрышки.
Мы все благодарны любимому воробью за столь неожиданный и приятный сюрприз.
Зачем нам изучать литературу?
Начнем с весьма странной темы, с того, зачем собственно читать литературные произведения. Здесь представляется весьма предсказуемый ответ, что это сгусток информационно-моральных составляющих с которым предлагается поработать читателю. Здесь может быть и исторический сюжет и переплетение жизненных ситуаций и мнение автора, все то, что станет пищей для ума, неким материалом, которому еще предстоит пройти синтез в вашем сознании, быть разложенным на элементарные ячейки хорошо и плохо, могло быть по-другому или это рок. Это то, что порой осмысливается годами, с чем человек живет всю жизнь, когда у него есть так называемая настольная книга… В любом случае никто не будет спорить, что литературные произведения порой цепляют так, что меняют даже восприятие к жизни, отношение. Иногда до некоторых произведений надо дорасти, прочитать их в нужный момент нашей жизни, в нужном месте, в нужной жизненной ситуации. Именно тогда вы поймете что же задумывал автор, как это уместно выглядит именно сейчас, когда ранее, быть может, читая эту книгу вы ничего не понимали или видели это все иначе.
Из всего этого можно сделать вывод, что литература в первую очередь является своеобразной отдушиной для нашего сознания, для нашего внутреннего мира. С книгой интересно, познавательно, не скучно. И уже даже эти факты способны подтолкнуть нас к тому, что изучать литературу необходимо. Мы даже согласны с тем, что не все, но кое-что пойдет вам на пользу.
Наступило такое время, что не только дети считают чтение художественных произведений пережитком прошлого, но и их родители. Скоро, наверное, книги останутся только в библиотеках… Зачем читать, когда можно посмотреть фильм, мультик или сыграть в яркую красочную игру. И с фантазией у детей из-за это становится все хуже и хуже. Ведь, читая книгу, ты представляешь себе ее героев по описанию, представляешь окружающую обстановку со слов автора, додумываешь. С фильмами ничего такого в голове не происходит, образное мышление так же ухудшается. Но таков современный путь эволюции, ничего не поделаешь.
_______
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Это первая девушка, с которой знакомится читатель.
Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.
К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.
Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.
Она являлась сестрой Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Повариха – также является негативным персонажем произведения.
Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.
Это ещё одна сестра Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.
Она способна на жестокость и месть.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Рассмотри иллюстрации И. Билибина. Опиши своими словами те рисунки, которые тебе понравились.
Билибин сделал очень красивые, динамичные, красочные рисунки. Каждый из них по-своему интересен, неповторим.
Особенно мне запомнилось изображение Гвидона, который стоит у моря и разговаривает с лебёдушкой.
Художник изобразил часть моря, что ближе к берегу, в зеленоватых оттенках, а даль моря – в тёмно-синем цвете, ближе к чёрному.
Небо же изображено в голубых, синих и серых цветах.
При этом на нём присутствуют огромные белые облака, которые очень выделяются на фоне тёмных цветов.
Каждая деталь на иллюстрации изображена отдельно – ничего между собой не сливается.
А также запомнился рисунок с изображением царя, ткачихи, поварихи и Бабарихи, которые встречают гостей.
Художник хорошо передаёт настрой персонажей в этот момент.
На иллюстрации выделяется величественный трон царя и красивые одеяния гостей.
Художник показывает, какие разнообразные узоры были популярны в те времена.
Ещё хочу отметить иллюстрацию, на которой изображены богатыри, выходящие из волн.
Художник выбирает для картины чёрные, зеленоватые и серые оттенки цветов.
И лишь красно-оранжевая одежда богатырей выделяется на этом фоне.
Море Билибин рисует неспокойным, видно, как за спинами персонажей подымаются волны и сильно бьются о камни.
На чёрном небе изображены чёткие, крупные, белые звёзды.
У Билибина ещё много запоминающихся иллюстраций.
В его стиле выделяется такая особенность, как разделять все детали между собой.
Это выглядит красиво, но не совсем реалистично.
_______
Царица – добродушная, терпеливая, честная, умеет прощать и любит своих близких.
Это первая девушка, с которой знакомится читатель.
Попав в, казалось бы, непреодолимую беду, она помогла себе и сыну молитвами.
К счастью, в конце произведения она ещё и вернулась к мужу.
Ткачиха – негативный герой, которому присуща зависть, злоба, жестокость.
Она являлась сестрой Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Повариха – также является негативным персонажем произведения.
Она и злая, и злопамятная, жестокая и коварная.
Это ещё одна сестра Царицы.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Бабариха – коварная, злая и эгоистичная героиня.
Она способна на жестокость и месть.
Одна из виновниц трудной судьбы главных, позитивных героев.
Конспект урока литературного чтения в 3 классе. УМК «Перспектива»
Учебник Л.Ф. Климановой, Л.А. Виноградской, В.Г. Горецкого «Литературное чтение. 3 класс». М.: Просвещение
Цели: продолжить знакомство с жизнью и творчеством художников (П. Брейгель), поэта А.С. Пушкина; развивать умение понимать смысл лирического и художественного произведения, настроение авторов.
Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, сравнивать произведения искусства; мета- предметные: формулировать учебные задачи урока, планировать вместе с учителем деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст, отвечать на вопросы на основе художественного текста учебника, взаимодействовать в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях); личностные: проявлять интерес к произведениям искусства.
Оборудование: портрет П. Брейгеля, репродукции картин художника, карточки с текстом речевой разминки и заданиями.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Выразительное чтение стихотворений А.С. Пушкина.)
III. Речевая разминка
— Прочитайте стихотворение жужжащим способом.
Зимняя радость
Белый снег-снежок
Жжется, колется,
Выходи, дружок,
За околицу.
Там снежком гора
Припорошена,
Там лыжня вчера
Мной проложена.
Побежим с тобой
К лесу синему,
Принесем домой
Радость зимнюю.
Г. Ладонщиков
— Прочитайте вопросительно, затем сразу утвердительно (весело; грустно; выразительно, передав смысл стихотворения).
IV. Сообщение темы и постановка целей урока
— Откройте учебники нас. 10—11. Прочитайте, какое произведение мы будем изучать. Кто его автор?
— Определите тему и задачи урока.
V. Работа по теме урока
— Прочитайте стихотворение «Опрятней модного паркета…» самостоятельно.
— С чем сравнивается речка, покрытая льдом? (С паркетом.)
— С каким настроением мальчики скользят по льду? (Мальчишки изображены очень радостными.)
— Какое слово помогает передать звук скользящих коньков? (Звучно.)
— Поэту удается несколькими словами описать картину первого снега. Каким изображен первый снег? Как он назван? (Мелькает, вьется первый снег, /Звездами падая на брег.)
VI. Физкультминутка
VII. Продолжение работы по теме урока
— Перечитайте первые четыре строки. В чем их необычность? Найдите рифмы в стихотворении.
— Сейчас вы будете готовиться читать стихотворение выразительно. Будет ли отличаться тон чтения первых двух строк от тона чтения следующих? Почему?
— Когда вы будете читать стихи весело, игриво, а когда — медленно, торжественно?
— Приготовьтесь читать выразительно.
(Выразительное чтение учащихся.)
— Чье чтение было особенно удачным?
(Учащиеся анализируют чтение одноклассников.)
— Рассмотрите репродукцию картины П. Брейгеля «Зимний пейзаж».
— Обсудите впечатления с соседом по парте. Вспомните, по какому плану мы работаем.
План
1. Прочитайте название картины и фамилию ее создателя.
2
Рассмотрите картину более внимательно: что изображено на ней; как расположены герои или предметы (композиция); обратите внимание на цвета, краски
3
О чем хотел рассказать художник, на что обратить ваше внимание?. 4
Выразите свое отношение к картине
4. Выразите свое отношение к картине.
Питер Брейгель Младший (1564/65—1637/1638) — нидерландский (фламандский) живописец. Начинал творчество с копирования произведений отца, но впоследствии выработал свою манеру письма. Его краски были ярче, а изображение резче
А его внимание к деталям и интерес к самым обыденным проявлениям человеческой жизни стали образцом. Его творчество стало настоящей энциклопедией народной жизни
Брейгель описывал жизнь деревенских и городских мастеров и природу своей страны.
VIII. Рефлексия
— Выберите и продолжите любое предложение.
• На сегодняшнем уроке я узнал…
• На этом уроке я похвалил бы себя за…
• После урока мне захотелось…
• Сегодня я сумел…
IX. Подведение итогов урока
— Сравните произведения, над которыми мы работали на уроке. Почему авторы учебника расположили их на одних страницах?
— Можно ли сказать, что картина П. Брейгеля является иллюстрацией к стихотворению А.С. Пушкина?
— Какие строчки стихотворения иллюстрирует репродукция картины П. Брейгеля «Зимний пейзаж»?
Домашнее задание
Выучить любое понравившееся стихотворение А.С. Пушкина.
Назови авторов этих произведений. Найди и вставь нужные слова.
Рассказ «Слон» Александр Куприн
Слон оказывается гораздо больше, чем думала Надя, когда разглядывала его на картинке.
Ростом он только чуть-чуть пониже двери, а в дину занимает половину столовой.
Кожа на нём грубая, в тяжёлых складках.
Ноги толстые как столбы.
Длинный хвост с чем-то вроде помела на конце. Голова в больших шишках.
Уши большие, как лопухи, и висят вниз.
Глаза совсем крошечные, но умные и добрые.
Клыки обрезаны.
Хобот — точно длинная змея и оканчивается двумя ноздрями, а между ними подвижный, гибкий палец.
Если бы слон вытянул хобот во всю длину, то наверное, достал бы он им до окна.
Рассказ «Растрёпанный воробей» Константина Паустовского
— От маленькой радости смеются — ответила мама, — а от большой плачут. А теперь спи!
Маша уснула. Уснула и Петровна. Мама подошла к окну. На ветке за окном спал Пашка.
Тихо было в мире, и крупный снег, что падал и падал с неба, всё прибавлял тишины.
И мама подумала, что вот так же, как снег, сыплются на людей счастливые сны и сказки.
Рассказ «Случай с Евсейкой» Максим Горький
Ползёт не торопясь алая морская звезда, солидно ходят по камням усатые мангусты, боком-боком двигается краб;
везде на камнях, точно спелые крупные вишни рассеяны актинии, и всюду множество всяких любопытных штук;