Никитин «встреча зимы» анализ (читательский дневник)

Никитин «встреча зимы» анализ (читательский дневник)

Главная тема стихотворения

На первый взгляд, центральной темой произведения является смена сезонов. С одной стороны, это действительно так, поэт посвящает свои строки окончанию черной, дождливой осени, радуется снегу, чистому и холодному, укрывшему все белым покрывалом и словно бы обновившему мир.

С другой стороны, «Встреча зимы» — произведение намного более сложное и многогранное. Помимо радости от наступления самого холодного времени года и подробного, поистине красивого описания природы, укрытой первым снегом, Никитин пишет о народе, населяющем Россию. В иносказательной форме поэт высказывает восхищение людьми, которые не боятся холода, но приветствуют его, которых не пугают ни метели, ни лютая стужа.

Жизнь в России с приходом зимы не останавливается. Несмотря на трескучие морозы, подчас попросту опасные для жизни, несмотря на все тяготы, связанные с необходимостью прокладывать путь через занесенные снегом поля и леса, русские люди радуются зиме, празднуют ее. К суровой зиме даже дети привыкают сызмальства, им «песни въюга поет». По мнению Ивана Саввича, это закаляет характер: «…растет богатырь, что под бурями дуб». Сама природа, подчас жестокая и немилосердная, живет, тем не менее, в мире с русскими людьми — и даже помогает им защищать отчизну от завоевателей.

Именно этой теме и посвящена последняя часть стихотворения. Никитин призывает зиму принять незваного гостя «на сторонке чужой», приготовить ему пир и пропеть песню, припасти для постели белый пух и засыпать метелью след. Данные строки отсылают читателя к многочисленным войнам, ведшимся на территории России в зимнее время — от Ледового побоища, когда само Чудское озеро словно бы поспособствовало победе русского оружия, затянув крестоносцев-тевтонцев под треснувший лед, до отгремевшей совсем недавно войны 1812 года, в которой русским, по словам бежавших в испуге французов, помогал сам «Генерал Мороз».

Стихотворение «Полно, степь моя…» И. Никитин стр. 67

1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?

В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.

Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.

2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?

Обращение идёт к степи.

Да, я считаю, что это утверждение верное.

Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.

Он просит её проснуться и укрыться красою природы.

При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблён в окружающий мир.

Создаётся ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.

А на это способны только живые существа.

Стих «Встреча зимы» анализ (читательский дневник)

Автор — Иван Саввич Никитин.

Год написания — 1854 г
Жанр — стихи

Тексты пейзажные с патриотическими мотивами.

Поэтический метр — ямб

Рифма параллельна.

Очерк стихотворения «Зимняя встреча»

  1. Дождь и туман
  2. Первый снежок
  3. Привет, зима
  4. Радость народа
  5. Песни вьюги для героя.
  6. Пьяный банкет для врагов.

Чему учит стих «Встреча зимы»?

Эта работа учит любить свою Родину, природу и любую погоду. Он учит, что плохая погода и зима также могут быть полезны, потому что они могут закалить характер человека и заставить его кровь гореть.

Отзыв о стихотворении «Встреча зимы»

В стихотворении Никитина «Встреча зимы» рассказывается о приходе зимы, которую автор называет желанным гостем. Он радуется зиме, первому снегу, морозу и говорит, что морозы русскому не страшны, что даже маленькие дети здесь не боятся зимы. Но против незваных врагов зима окажется важным союзником. Автор даже гордится русской зимой, ее морозами и снегопадами, от которых только кровь обжигает.


Рисунки и иллюстрации к поэме «Зимняя встреча»

«Встреча зимы» средства художественной выразительности

  • Эпитеты: воздух легкий и чистый, с хмурого неба, мрачный лес, белый пух, осенняя грязь, цветной огонь, пустынное пространство, православные люди, степной крестьянин, золотая весна, святая Русь, незваный гость, хмельная вечеринка.
  • Сравнения: «капли, как бриллианты»; «С того белого пуха начал падать снег», «герой, что дуба под бурей».
  • Метафора: воздух легкий и чистый, он светится огнем, черные вьются, наводит мосты, расстилает коврики, обжигает кровь, рассыпает серебро.
  • Воплощение: шел дождь, туман поднимался тучками, лес выглядел весело, дули холода, лес плакал, гость была зимой, метель поет песни.

Средства выразительности

В стихотворении автор использует архаизмы («пьяная вечеринка», «испокон веков»). Воспевая о природе, он не прибегает к вычурным литературным выражениям. Исключение составляет предложение о Святой Руси, подчеркивающее ее любовь к Родине.

Поэзия использует выразительные средства. С их помощью автор показывает, что природа способна на грусть и радость:

  1. Воплощения: «сбил (дождь)», «поднял (туман)», «взор (лес)».
  2. Метафоры: «снег лежит холстом».
  3. Эпитеты: «темный лес», «воздух светлый и чистый».
  4. Сравнение: капли «как бриллианты»; снег, «какой белый пух».

Некоторые элементы пейзажа кажутся более выразительными за счет аллитерации. В первых строчках настроение грядущих перемен передают слова с согласными «р» и «с» («Вчера утром дождь бил в окна»). Горький холод кажется угрожающим благодаря звучному «р»: «А река замерзла, во дворах и на домах снег».

Анализ для читательского дневника

Произведение написано для детей. Его картины представлены очень точно, ведь ребятам сложно понять скрытый смысл. При анализе произведения в младших и средних классах школы можно использовать тематические иллюстрации и придерживаться такого плана:

С раннего детства ребятам важно читать и изучать произведения великих русских писателей и поэтов: Фета, Пушкина, Тютчева, Лермонтова. Это расширяет кругозор, словарный запас и помогает во взрослой жизни

Начинать изучение рекомендуется с прекрасных и простых для понимания строк Ивана Никитина. Живое, настоящее произведение вызывает душевный отклик у младшего и старшего поколения, остается в памяти на долгие годы.

https://youtube.com/watch?v=FdaIkyCujN8

Детские и юные годы

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Когда Ивану исполнилось 8 лет, его отдали в духовное училище. Закончив его, он поступил в семинарию. Но обучение там пришлось прервать. Причиной стало стремительное разорение отца, быстро пристрастившегося к “зеленому змию”, а также смерть матери.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Тема, основная мысль и композиция

Иван Саввич Никитин представляет зимнюю встречу как радостное и естественное событие. Докажи, что природа живая. Он может проявляться по-разному и влиять на настроение человека.

Главные герои поэмы — могучий, сильный, крепкий русский народ и суровый защитник зимы. На первый взгляд, главная тема — смена времен года. Лирический герой встречает осень и радуется первым уверенным шагам мороза. Однако анализ стихотворения Никитина «Встреча зимы» показывает, что это произведение более глубокое и многогранное. Помимо радости первой метели, Никитин в иносказательной форме напоминает о людях России. Увидеть людей, которые знают, каково это пережить холод, оказаться в метели, умыться в проруби.

С приходом зимы жизнь в России меняется, но не останавливается. Несмотря на сильные морозы и многодневные снегопады, все же наступают ясные дни. Люди радуются и празднуют трудное время года, устраивают веселые мини-игры. Маленькие дети привыкают к суровой зиме, которой метель поет песни. Это, по словам автора, закаляет характер, позволяет вырастить сильных героев, как дуб под бурей.

Иногда матушка-природа оказывается на стороне Русской земли, защищая ее от недобрых людей и завоевателей. Этому вопросу посвящена последняя часть стихотворения. Никитин просит зиму принять незваных гостей с заграничной вечеринки, приготовить для них праздник, спеть песню, уложить спать и покрыть путь метелью.

Эти строки побуждают читателей вспомнить многочисленные войны, которые иностранцы пытались вести в России зимой. И ледовое сражение, и кампания Наполеона 1812 года показали, что сам «генерал Мороз» был на стороне русских».

Условно стихотворение можно разделить на 2 части:

  1. Красочное описание дорогих сердцу автора пространств. Читая строки, представляешь себе бесконечные расстояния, покрытые снегом. Он сияет на солнце, окутывая мир кристальным сиянием. После грозы в лесу царит тишина и тишина.
  2. Вторая часть начинается ярко и торжественно: «Здравствуй, зимний гость!» Здесь автор подробно описывает, почему русский народ не боится зимы. Столкнувшись с этим временем года, он просит защиты от врагов страны.

Тема: «Иван Саввич Никитин»

Задание 1

Можно ли сказать, что в стихотворении «Встреча зимы» созданы картины природы? Проследи, как меняется всё вокруг.

Ответ:

Да, в этом стихотворении созданы картины природы. В начальных строфах изображено унылое осеннее утро с дождем и туманом.

Дальше поэт описывает, что в полдень пошел первый снег.

На следующий день утром пейзаж меняется полностью. Зима вступила в свои права. На улице лежит глубокий и чистый снег, все сковало зимней стужей.

Задание 2

Какой поре посвящено стихотворение? Подумай, почему людей радует первый снег. Найди эти строки и перечитай их.

Ответ:

Стихотворение посвящено началу зимы и первому снегу.

Люди радуются первому снегу потому, что после унылой осенней слякоти приятно смотреть на его сверкающую чистоту. Когда выпадает снег, даже дышится по-другому.

«…Воздух лёгок и чист,
И замёрзла река.
На дворах и домах
Снег лежит полотном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём».

Задание 3

Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу? Как называется этот художественный приём?

Ответ:

Приветствие зиме начинается со слов: «Здравствуй, гостья-зима!». Автор здоровается с зимой, как с человеком и наделяет ее человеческими качествами. Он приглашает зиму петь песни, гулять, строить мосты и расстилать ковры.

Этот художественный прием называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

Задание 4

Любил ли поэт русскую зиму? Подтверди своё мнение выборочным чтением. Как относится автор к Родине и к русскому человеку? Как он о них говорит? Почему?

Ответ:

Поэт любил русскую зиму.

«Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По лесам и степям.».

Зима для Ивана Никитина — желанная гостья, к которой он относятся, как к живому человеку.

Автор гордится Родиной и русскими людьми. В стихотворении он говорит «к нам», «у нас». И. С. Никитин считает и чувствует себя частью своего народа, одним из русских людей.

О русских людях поэт говорит с гордостью. Он восхищается стойкостью народа перед холодом:

«Нам не стать привыкать, —
Пусть мороз твой трещит:
Наша русская кровь
На морозе горит!…
…Жгучий холод пахнул —
Всё равно для него:
По колени в снегу,
Говорит: «Ничего!»»

Никитин с любовью рассказывает о русском мужике, который едет по заснеженному полю и поет песни о зиме. Поэт говорит, что к бурям русский человек привыкает с детства:

«…И разгул непогод
С ранних лет ему люб,
И растёт богатырь,
Что под бурями дуб.».

Также поэт призывает зиму в союзницы в борьбе с врагами Руси:

«…Для постели ему
Белый пух припаси
И метелью засыпь
Его след на Руси!»

Задание 5

Прочитай стихотворение И. Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?

Ответ:

Первые две строфы нужно читать размеренно и ровно, чтобы передать настроение осеннего уныния.

Далее интонации должны стать более оживленными и как бы просветленными. Так будет заметна перемена настроения рассказчика и его отношение к первому снегу.

На словах «Здравствуй, гостья-зима!» интонации должны стать радостными, восклицательными.

Слова о русском народе и Руси, которые есть в полном варианте стихотворения, следует произносить с гордостью и торжественностью.

Задание 6

Подбери стихотворения к утреннику «Первый снег». Список запиши в «Рабочую тетрадь».

Болезнь и смерть

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Вариант 2

Интересные факты

  • Летом 1855 г. слабый и болезненный Иван Никитин сильно простудился после купания в реке. Болезнь протекала очень тяжело, с осложнениями. Поэт долгое время не мог встать с постели. Несколько раз ему казалось, что он умирает. Но на помощь ему, по его собственным словам, пришла вера. После этого Никитин стал творить в несколько ином ключе. В его стихотворениях стали все чаще появляться религиозно-мистические нотки.
  • По некоторым данным, поэт страдал от наркотической зависимости. Он употреблял салохуанну – вещество, известное только в очень узком кругу.
  • В 1911 г. в Воронеже был установлен памятник И. Никитину. Его автором был скульптор И. А. Шуклин. В доме, где жил поэт, ныне функционирует его дом-музей. В период с 1949 по 1974 гг. выходили почтовые марки с изображением поэта.
  1. /10

    Вопрос 1 из 10

Анализ стихотворения «Встреча зимы»

Языковые средства >>

Анализ стихотворения «Встреча зимы». В стихотворении И. С. Никитина дано описание начала зимы. Здесь одна картина сменяет другую, кадры представлены точно и четко. Вчера была поздняя осень: дождь стучал в окна, вставал туман, веял холод, плакал лес. И человеку было грустно и тяжело. Но вот выпал снег! Лирический герой поражен. Он рад и счастлив от обновления природы :воздух лёгок и чист, снег блестит разноцветным огнём, весело смотрит лес. как алмазы горят капли Через состояние природы поэт стремится выразить своё состояние и настроение.

Слайд 11 из презентации «Стихи о природе 19 века». Размер архива с презентацией 1623 КБ.

Стихи о природе

краткое содержание других презентаций

«Стихотворения про осень» — В лесу заметней стала елка. Поздняя осень. Все то, что сияло и пело, в осенние скрылось леса. Сказочный чертог. Пустеет воздух, птиц не слышно боле. Уж небо осенью дышало. Осенний сюрприз. Кроет уж лист золотой влажную землю в лесу. Нивы сжаты, рощи голы. Правила игры. Миновало лето, осень наступила. Разгулялась осень в мокрых долах. Ясным утром сентября хлеб молотят села. Осень. Солнечный блеск твой чудесный с нашей играет рекой.

«Стихотворения о весне» — Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится…». Назовите фамилии поэтов и их произведения. Весна. Дождь. Читательская разминка. Листопад. Гори, солнце, ярче, лето будет жарче, а зима теплее, а весна милее. Найди лишнее слово. Какие слова связаны с темой «Весна». Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Весной». Подвести итог работы над разделом. Вставь пропущенное слово в четверостишие. О чём говорится в стихотворении А. Плещеева «Сельская песенка».

«Стихи о цветах» — Всю жизнь цветы не оставляют нас. За тонкий запах лёгких лепестков зовут меня царицею цветов. Собрались мы, весело заводим хоровод. Цветы сопровождают нас всю жизнь. Белая ромашка. На лужайке росы стылые, не шелохнётся вода. Под лебяжий чистый голос, у озёрного мыска зацветает гладиолус. В синем поле холодные тени, белый иней в саду на заре. Взгляните на раскрывшийся пион с пунцовыми литыми лепестками.

«Стихи о природе 19 века» — Анализ стихотворения. Ямб. Лист золотой. Анализ стихотворения «Осень». Майков Аполлон Николаевич. Стихи о природе. Стихотворный размер. Анализ стихотворения «Встреча зимы». Опять незримые усилья. Лики природы в стихах русских поэтов 19 века. Иван Саввич Никитин. Афанасий Афанасьевич Фет. Русский поэт. Встреча зимы. Языковые средства. Сравнение. Эпитеты. Настоящая фамилия. Осень. Картины весны.

«Весна в стихах» — Весна. Времена года. Весенние воды. Что актуально в изображении весны. Александр Сергеевич Пушкин. Еще в полях белеет снег. Картины И.И.Левитана, И.С.Остроухова. Утро года в живописи, поэзии, музыке. С чего для вас начинается весна. Произведения искусства. Федор Иванович Тютчев.

«Стихи про осень» — В.Поленов. Праздник осенних настроений. Осень на реке Незнайке. Стаи птиц. Пётр Ильич Чайковский. Сухие листья. Пейзаж с хижиной. Золотая осень. Заунывный ветер. Яков Аким. А.С.Пушкин. Закружилась листва золотая. Осень. Пётр Ильич Чайковский. Буйные ветры. Первые строки стихотворения. Поздняя осень. Туча небо кроет. Ф.Тютчев. Федор Тютчев. Иван Бунин. Афанасий Фет. Осенние листья. Унылая пора.

Всего в разделе «Стихи о природе» 7 презентаций

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
ГДЗ 3 класс
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: