Стихотворение «Полно, степь моя…» И. Никитин стр. 67
1. Какие картины природы сменяют друг друга в стихотворении Никитина?
В этом произведении поэт упоминает о разных порах года: начиная с зимы и заканчивая осенью.
Он делает это для того, чтоб изобразить изменения, которые предстоят степи.
2. К кому обращается поэт? Согласен ли ты с тем, что он изображает степь как живую?
Обращение идёт к степи.
Да, я считаю, что это утверждение верное.
Ведь Иван Саввич говорит степи такие речи, как будто она его понимает.
Он просит её проснуться и укрыться красою природы.
При этом автор говорит с нежностью, сразу видно, что он влюблён в окружающий мир.
Создаётся ощущение, что степь действительно слышит просьбы поэта, понимает его и слушается.
А на это способны только живые существа.
Стихотворение «Встреча зимы» И. Никитин стр. 71
Да, такое утверждение допустимо. Иван Саввич изображает динамику природы, её изменения на протяжении суток.
Утро – поэт наблюдает дождливую погоду и порывы холода; полдень – падение белоснежного пушка; ночь – пришла и ушла; период рассвета – холодная пора года раскинула свои объятья, и всё вокруг покрылось снегом.
Автор показывает, как может измениться окружающий мир за такой короткий промежуток времени.
Об этом очень интересно читать.
Зимней.
Все счастливы такому событию, потому что оно похоже на волшебство.
Автор пишет, что русская кровь любит мороз – она на нём даже горит.
Люди не боятся холода, метелей и снега по колено.
Они только рады мчать зимой на санках, запряжённых лошадьми.
А детям вьюга под окнами поёт песни.
Так из сыновей вырастают богатыри и с детства им ничего не страшно.
Поэтому они готовы даже смерть встречать с улыбкой.
В произведении видна любовь поэта не только к зиме, но и к своему народу.
Он прославляет его и отмечает, что русская зима очень важна для становления русского духа и характера.
3. Перечитай приветствие зиме. Можно ли сказать, что автор одушевляет природу?
Да, такое утверждение правильное.
Ведь поэт обращается в зиме, как к знакомому человеку.
Возникает впечатление, что она пришла погостить, как живое существо.
К тому же, при описании этой поры, автор часто использует глаголы, которые указывают на действия, что присущи людям.
Иван Саввич любил и восхищался этой порой.
В словах поэта прослеживается благодарность зиме, за то, что она укрепляет русский народ, воспитывает в нём дух бесстрашия.
Ведь она влияет на людей ещё с детства – поёт песни под окном, после которых даже смерть не страшна.
Из этих строк видно, что Иван Саввич гордится русским человеком, его силой и храбростью.
Автор говорит о людях, как о ком-то невероятно закалённом, стойком и целеустремлённом.
Потому что искренне влюблён в русскую душу, мощь которой наблюдал из детства.
В. Берестов «Снегопад», И. Бунин «Первый снег», Х. Гилижиев «Снег идёт».
В произведении Ивана Саввича, помимо описания прихода зимы, присутствует восхищение русским народом.
Он показывает отношение людей к лютым морозам, что не страшат, а только укрепляют здоровье и дух.
6. Прочитай стихотворение Никитина. С каким настроением следует читать каждую часть?
Начало лучше читать с повествовательной интонацией.
Здесь автор рассказывает об изменениях в природе.
С момента, когда поэт приветствует зиму, нужно читать произведение в поднесённом тоне, с радостью, с восхищением и гордостью за народ, Русь.
7. Придумай сценарий утренника «Первый снег». План запиши в «Рабочую тетрадь».
1. Выход ведущих на сцену.
2. Ведущая приветствует всех гостей, ведущий поздравляет с первым снегом.
3. Ведущие уходят.
4. Девочка снежинка выбегает на сцену и под спокойную мелодию рассказывает стихотворение о первом снеге. Затем к ней присоединяется вторая девочка и продолжает стихотворение, затем третья и также продолжает тот же стих.
5. Три девочки — снежинки остаются на сцене. К ним выбегают ещё другие девочки — снежинки, включается музыка, и они танцуют.
6. В конце танца на сцену выходит девочка — зима, девочка — метель и мальчики — ветра.
Они рассказывают стихи о зиме, холоде, метели, ветрах.
7. Дети разыгрывают сценку «Играем в снежки» (при этом задействованы декорации, что изображают заснеженный двор, а также бумага либо вата – это снег).
8. Все дети поют о зиме.
9. Девочка — зима рассказывает о своих планах и обещает быть хорошей.
10. Ведущие выходят на сцену, ещё раз поздравляют всех с первым снегом и объявляют об окончании праздника.
11. Играет весёлая мелодия.