Учебник Плешаков 3 класс. 1 часть. Страницы 72 — 76
Дикорастущие растения — это травы, кустарники и деревья, которые не нуждаются в уходе и растут сами, без помощи человека.
Культурные растения — это растения, которые выращивают люди.
Используя рисунок на с.72, докажи, что растения очень разнообразны.
На рисунке мы видим богатое разнообразие растений: деревья, кустарники, травы, цветы. Позади мы видим высокие ели и сосны, чуть ближе — берёзы, могучий дуб, кустарники и маленькие ёлочки.
А какое удивительное разнообразие полевых цветов: колокольчики, одуванчики. клевер, ромашки и многие, многие другие. Какой пёстрый луговой ковёр от их цветения. Не уступают в пестроте и кустарники. Их цветы и плоды, как яркие капельки зависают среди зелёной листвы.
На рисунке лишь часть растений нашей планеты. А уже какая яркая картина получается!
1. Определите, к каким группам растений относятся: роза, лиственница, морская капуста, клён, кедр. Придумайте подобное задание для своих одноклассников. Проверьте, научились ли они классифицировать растения.
цветковые: роза и клён. хвойные: лиственница и кедр. водоросли: морская капуста.
Задание для одноклассников.
Определите, к каким группам растений относятся: дуб, одуванчик, ламинария, пихта, ель.
цветковые: дуб и одуванчик хвойные: пихта и ель водоросли: ламинария
2. В каждой группе растений много видов. Что же такое виды растений?
Рассмотрите рисунок. Посчитайте, сколько на рисунке растений каждого вида. А сколько всего растений показано? Проверьте себя на «Страничках для самопроверки».
- 2 растения одуванчика лекарственного
- 2 растения подорожника большого
- 3 растения клевера красного.
Всего показано 7 растений трёх видов.
3. Прочитайте текст. Используйте полученную информацию при характеристике групп растений.
Учёным известно более 250 тысяч видов цветковых растений, около 100 тысяч видов водорослей. Мхов на свете около 20 тысяч видов, папоротников − более 10 тысяч. А вот хвойных всего около 600 видов.
Прочитав текст, я еще раз закрепил для себя знания о том, что при характеристике групп растений они делятся на группы: цветковые растения, водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения.
4. Определите с помощью атласа−определителя 2−3 растения в классе, в других помещениях школы или возле школы (по вашему выбору). Проверьте, правильно ли определили растения другие ребята.
С помощью атласа−определителя мне удалось определить в классе герань, хлорофитум, алоэ, опунцию и колокольчики.
Проверь себя:
1. Перечисли группы растений, изученные на уроке.
На уроке мы изучили следующие группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения и цветковые растения.
2. Какие особенности имеют растения разных групп?
Водоросли − растут только в воде.
Мхи − растут во влажных местах, у них не бывает корней, цветков и плодов с семенами.
Папоротники легко узнать по красивым листьям, похожим на перья. Цветков, плодов и семян у них не бывает.
Хвойные растения − вместо листьев у них хвоинки. У хвойных растений не бывает цветков и плодов. На месте плодов у них шишки, в которых созревают семена.
Цветковые растения − такие растения, у которых есть цветки и плоды. Цветковые растения наиболее разнообразны.
3. Приведи примеры различных видов растений.
Водоросли: морская капуста, кладофора, ламинария.
Папоротники: дербянка, многорядник.
Хвойные растения: ель, сосна.
Цветковые растения: одуванчик, берёза.
Задания для домашней работы.
1. Запиши в словарик: ботаника.
Ботаника − это наука о растениях.
2. Рассмотрите фотографии. К каким группам относятся изображённые на них растения? Ответь устно.
На фотографии изображены растения, которые можно отнести к группам:
- Папоротники.
- Цветковые растения.
- Мхи.
- Водоросли.
- Хвойные растения.
3. С помощью атласа−определителя определи несколько растений родного края (по своему выбору). Запомни их названия. Дай этим растениям краткую характеристику на основе наблюдений.
В Нашей области можно встретить осоку, подорожник большой, клён остролистный.
Осока встречается по берегам водоёмов. Их много видов. Это высокие растения, нередко до 1м. У осок стебли трёхгранные с узкими длинными листьями.
Подорожник большой — лекарственное растение. Растет вдоль дорог, на пустырях, лугах, по лесным опушкам и берегам водоемов.
Клён остролистный называют так из−за острых выступов по краям листьев.
Источник
3) Верно ли, что без природы невозможна жизнь людей? Докажи.
Человек — не может жить вне природы, потому что он её часть. Он дышит воздухом, пьёт воду, ест мясо животных и плоды растений. Не будь всего этого, человек бы умер, не смог бы дышать, ему нечего было бы есть и пить.
3) Прочитайте в рабочей тетради первый абзац текста «Разнообразие природы». Что относится к неживой, а что — к живой?
К неживой относятся: Солнце, звёзды, небо, холм, океан, камни.
К живой относятся: бабочки, трава, ящерица.
4) Вспомните, что вы узнали во 2 классе об отличиях живых существ от объектов неживой природы. Сравните по этим признакам камень и кошку. Приведите свои примеры, подтверждающие различия неживого и живого.
Живое — движется, дышит, ест, пьёт, размножается. Неживое — практически не изменяется со временем.
Кошка — живая, потому что она бегает, лазает, мурлыкает. Она ловит мышей, пьёт молоко. У кошки могут быть котята.
Камень — неживой, потому что лежит на одном месте, ему не нужны еда и питьё, он не дышит воздухом, и он не размножается.
5) Придумайте задание к рисунку на с. 4—5 и предложите другим ребятам выполнить его.
Пример задания к рисунку на с. 4—5 для 3 класса
Найдите на картинке представителей царства животных и назовите их.
Ответ: бурундук — млекопитающее, бабочка — насекомое, птица.
6) К каким царствам живой природы относятся: берёза, подберёзовик, кукушка, жук, сыроежка, белка, тюльпан, подосиновик, орешник?
Ответы к стр. 4 — 9
1. Что значит классифицировать объекты природы? Для чего это нужно?
Разнообразие природы поражает и восхищает людей. Чтобы в ней разобраться, люди классифицируют (то есть распределяют по группам) все объекты природы. Природу делят на живую и неживую.
2. На какие царства делят живую природу? Нади их представителей на рисунке.
В природе всё живое учёные-биологи разделили на царства. Есть на нашей планете четыре царства, которые никогда не воюют между собой, которые так дружат, что уже давно не могут обойтись друг без друга. Они и живут на одной территории, и всё у них общее: земля, реки, моря. Это царство животных, царство растений, царство грибов и царство бактерий.
Царство животных: олень, ястреб
Царство растений: деревья, ятрышник, ромашка.
Царство грибов: белый гриб, лисички, подберёзовик.
Царство бактерий: бактерии
3. Раскрой ценность природы для людей.
Природа — источник воздуха, пищи, воды. Природа — это источник красоты. Отдых, красота, свежий воздух, чистая вода, полезная пища — всё это залог здоровья.
Природа – это источник доброты. В лесу мы подвяжем надломленную ветку дерева. После отдыха в лесу мы заберём с собой пустые коробки из-под сока, банки, пакеты и выбросим в мусорные баки.
Изучая природу, мы знаем, как строят свои муравейники муравьи, почему идет снег и светит солнце, почему разрушаются горы. Значит, природа — источник познания.
Природа также является источником материалов для хозяйственной деятельности.
Задания для домашней работы.
3. В книге «Зелёные страницы» найди главу о грибах. Прочитай рассказ «Не растения и не животные». Объясни почему грибы раньше относили к царству растений а потом выделили в отдельное царство.
Учёные нескольких веков не могли решить: что это вообще такое — грибы? Куда их отнести? Долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы всё-таки отнесены были к растениям. Казалось бы, вопрос решён. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Ещё в XIX веке один специалист по грибам предложил выделить грибы в особое, самостоятельное царство. Сейчас уже большинство учёных считают, что грибы вполне достойны такой чести. И следовательно, грибы — это и не растения, и не животные. Грибы — это грибы!
Не растения и не животные(рассказ из книги «Зелёные страницы»)
Грибы — любители поиграть в игру под названием «Угадай, кто я». Дело даже не в том, что они разнообразны, что среди них много очень похожих друг на друга и что по этим причинам частенько трудно бывает определить, какой же гриб ты нашёл. Это всё, конечно, так, но это не самое главное. Главное в том, что учёные нескольких веков не могли решить: что это вообще такое — грибы?
Надо сказать, что учёные объединили все растения в одну большую группу — царство растений. Животных — в царство животных. А куда отнести грибы?
К растениям? Но ведь грибы совсем не похожи на них. Главное — не зелёные. К животным? Но на животные они тем более не похожи!
К тому же долгое время не были известны споры грибов, с помощью которых они размножаются. И многие думали, что грибы появляются на свет от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже… по прихоти какой-нибудь нечистой силы.
Наконец, грибы всё-таки отнесены были к растениям. Так и стали писать в книгах: грибы — растения.
Казалось бы, вопрос решён. Но… Постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых ни в каких растениях нет. Зато они есть в теле некоторых животных. Этого, правда, недостаточно, чтобы считать грибы животными, но вполне достаточно, чтобы не считать растениями!
Ещё в XIX веке один специалист по грибам предложил выделить грибы в особое, самостоятельное царство. Сейчас уже большинство учёных считают, что грибы вполне достойны такой чести. И следовательно, грибы — это и не растения, и не животные. Грибы — это грибы!
Следующая → |